Развитие мыслительной деятельности детей с ЗПР через игру.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Третьякова Елена Сергеевна

Развитие образно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия,, экспрессивной речи. Воспитание умения четко следовать речевой инструкции, позитивно реагировать на успешное выполнение задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_rebenka_s_zpr_cherez_igru.docx361.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 87

Дидактическая игра «Собери цветок»

(модификация методики «Исключение лишнего»)

         Составитель: учитель – дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                        ТРЕТЬЯКОВА Елена Сергеевна

                                г. Калининград, 2022 г.

Введение

  Актуальность          

     Формирование мыслительной деятельности – важнейшая сторона коррекционной работы с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) и с нарушением интеллекта. Во всех видах мышления у этой категории детей наблюдается отставание. Для них характерны недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа , обобщения, абстракции, переноса.

     По данным педагогического наблюдения при выполнении упражнений на «исключение лишнего» дети показывают низкий уровень продуктивности выполнения задания. При этом стимульный материал, предлагаемый в форме таблиц и картинок, вызывает утомление, истощение, негативное отношение и, как следствие, низкий уровень результативности.

     В связи с этим возникла необходимость модифицировать стимульный материал. В основу модификации положен принцип игровой мотивации, доминирующий у этой категории детей к моменту поступления в школу.

Содержание

                   Стимульный материал к игре «Собери цветок»

     Модифицированный стимульный материал состоит из 27 наборов. Каждый набор соответствует изучаемой лексической теме. В один набор входят: карточка – круг (середина цветка) и карточки – овалы (лепестки цветка). На каждой карточке изображена предметная картинка, соответствующая лексической теме. Необходимо иметь в запасе необходимые карточки – овалы, чтобы исключить вероятность заучивания материала заранее.

Уровни игры

1 уровень – классификация, обобщение.

2 уровень – анализ, сравнение, исключение лишнего.

План

Месяц

Неделя

№№

п/п

Лексическая тема

№ игры

Сентябрь

4 неделя

1

Игрушки

1

Октябрь

1 неделя

2

Овощи

1, 2

2 неделя

3

Фрукты

1 - 3

3 неделя

4

Ягоды

1 - 4

4 неделя

5

Деревья

1 - 5

5 неделя

6

Грибы

1 - 6

Ноябрь

2 неделя

7

Одежда

1 - 7

3 неделя

8

Обувь

1 - 8

4 неделя

9

Головные уборы

1 - 9

Декабрь

1 неделя

10

Домашние птицы

1 - 10

2 неделя

11

Домашние животные

1 - 11

3 неделя

12

Музыкальные инструменты

1 - 12

Январь

2 неделя

13

Зимующие птицы

1 - 13

3 неделя

14

Дикие животные

1 - 14

4 неделя

15

Животные холодных стран

1 - 15

Февраль

1 неделя

16

Животные жарких стран

1 - 16

2 неделя

17

Мебель

1 - 17

3 неделя

18

Транспорт

1 - 18

Март

4  неделя

19

Перелетные птицы

1 - 19

Апрель

1 неделя

20

Профессии

1 - 20

2 неделя

21

Инструменты

1 - 21

3 неделя

22

Посуда

1 - 22

4 неделя

23

Продукты

1 - 23

Май

1 неделя

24

Насекомые

1 - 24

2 неделя

25

Цветы

1 - 25

3 неделя

26

Электроприборы

1 - 26

4 неделя

27

Времена года

1 - 27

Цель:

Формирование способностей к операциям анализа и обобщения у детей с ОВЗ.

Задачи:

Развивать образно – логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, экспрессивную речь. Воспитывать умение четко следовать речевой инструкции, позитивно реагировать на успешное выполнение задания.

Категория участников:

Дети дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ.

Результативность:

Педагогическое наблюдение показало, что работу с представленной модификацией игры «Собери цветок» можно считать эффективной. Уровень способностей детей с ОВЗ к обобщению, сравнению, анализу повысился в среднем на 26%.

Литература:

1. Белопольская Н.Л. Исключение лишнего. М., 2009.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1995.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. М., 2007.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей

Выступление из опыта работыПо теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой

Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком....

Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет : комплексно-тематические занятия

Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет : комплексно-тематические занятия...