Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет : комплексно-тематические занятия
план-конспект по развитию речи

Денисова Татьяна Владимировна

Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет : комплексно-тематические занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11razvitie_myslitelnoy_deyat-ti.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет : комплексно-тематические занятия / авт.-сост. Т. Н. Ильюшина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград : Учитель. – 133 с.

Занятие 1
Тема: ОСЕНЬ

Цели деятельности педагога: развивать интересы, любознательность, познавательную мотивацию; учить образовывать прилагательные и существительные в родительном
падеже; отрабатывать навыки использования предлогов и местоимений (мой, моя, моё, мои) в предложении; обогащать
активный словарь; развивать монологическую речь, память.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, речевая.

Планируемые образовательные результаты: ребенок проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами
и просьбами, понимает речь взрослых.

Оборудование: листья деревьев различной окраски.

Ход занятия

I. Введение в тему.

На ниточках висят листочки жёлтого цвета. Дети срывают их и машут ими в такт стихотворного текста.

Жёлтого цвета листочки осины,

Жёлтые листья резные калины,

Жёлтые ветви развесила ива,

Лес пожелтел – как красиво!

Жёлтая шляпка у гриба опёнка,

Жёлтые листья берёзы и клёна,

Жёлтого цвета трава и кусты,

Жёлтому цвету порадуйся ты.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

– Какими станут деревья зимой? (Голыми, с опавшей листвой.)

– Какие деревья останутся зелёными зимой? (Ель, сосна.)

II. Основная часть. Обучающие и развивающие игры.

1. Игра «Весёлые рифмовки».

Педагог побуждает детей к домысливанию и добавлению слова в конце стихотворной строки.

В лужах пузыри крутя,

Скачут капельки … (дождя).

Пусто на полях и чисто.

На ветру кружатся … (листья).

Утром подниматься лень,

Стал уже короче… (день).

Засыхает всё подряд,

Птицы стаями … (летят).

– Чем хороша осень? (Происходит смена времени года.)

– Какие краски нам дарит осень? (Золотые, желтые, красные, оранжевые.)

– Какое небо осенью? (Пасмурное, хмурое.)

– Как осенью изменяется природа? (Меняется цвет листьев, они опадают, часто идут дожди, многие птицы улетают в теп-лые края.)

– Какое время года приходит за осенью? (Зима.)

– Какая погода осенью? (Пасмурная, дождливая, холодная, осенняя.)

– Если идёт дождь, какая погода? (Дождливая.)

– Если дует сильный ветер, какая погода? (Ветреная.)

– Если холодно и сыро, какая погода? (Холодная, сырая.)

– Если на небе нет облаков и светит солнце, какая погода? (Тёплая, солнечная.)

2. Игра «Загадки-рифмовки» (осенние деревья).

Весной она зелёная с блестящими листочками.

С пахучими и клейкими малюсенькими почками.

А осенью с монетками, дрожащими и жёлтыми.

Нарядами красивыми и очень ярко-медными.

А с наступлением зимы сережки сбрось-ка,

Краса России – белоствольная … (берёзка).

У этих деревьев листья похожи

На ваши детские ладоши,

Весною были так зелёны,

Оранжевыми стали … (клёны).

Как ягоды малины,

Алеют гроздья у … (рябины).

3. Игра «Весёлые стихи».

Педагог предупреждает детей о несоответствиях, которые могут встретиться в содержании стихотворения.

Под осень лист берёзовый

Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый.)

У сосны иголки короче,

Короче, чем у ёлки. (Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

Чтоб было осенью тепло,

Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

4. Игра «Что не так?».

Педагог направляет мышление детей на сопоставительный анализ, соотносительные операции явлений и фактов.

– Осенью мы загораем и купаемся в озере. Это так? Почему?

– Осенью расцветают все цветы и деревья. Так ли это?

– Осенью птицы строят гнёзда, высиживают птенцов. Так бывает? Почему?

– Осенью идут холодные дожди. Люди одеваются тепло. Это так? Почему?

– Осенью люди носят босоножки, шорты, маечки. Вы действительно это видели?

– Осенью тёплая, ясная погода. Всегда ли так?

– Осень – самое лучшее время в году. Это так? Почему?

5. Игра «Чья, чей, чьи, чьё?».

Это чья куртка? (Моя.) Это чей шарф? (Мой.) Это чьи перчатки? (Мои.) Это чьё пальто? (Моё.)

6. Игра «Большой – маленький».

– Назовите предметы в уменьшительно-ласкательной форме.

Например: шапка – шапочка.

Куртка – … , сапоги – … , ботинки – … , плащ – … .

Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся.)

Листья нам под ноги плавно ложатся, (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Раскачивают руками.)

Будто опять закружиться хотят.

(Кружатся.)

Слабый ветерок, ветерок дует сильнее, дует очень сильно.

7. Игра «Представление».

Дети играют с листьями берёзы, клёна, осины, рассказывают о них, показывают, что они умеют делать.

8. Беседа по картине «Осень в природе» (желательно сопоставление двух картин – ранней и поздней осени).

– Какое время года изображено на обеих картинах?

– Скажите, чем отличается первая картина от второй.

– Какого цвета небо на первой картине, на второй?

– На какой из картин художник нарисовал солнце? Почему?

– Какие на них изображены растения?

– Какая погода на первой и на второй картине?

– Какая картина больше нравится? Почему?

9. Составление рассказа по картине с осенним пейзажем.

ПЛАН

1) Какое время года изображено на картине?

2) Какими красками нарисованы листья на деревьях?

3) Что происходит с птицами и зверями осенью?

4) За что мы любим осень?

Наступила золотая осень. Листья на деревьях пожелтели. Они кружатся в осеннем воздухе и тихо падают на землю. Когда идешь по парку, то слышишь, как листва шуршит под ногами. Все реже слышится пение птиц. Осенью каждая птица, каждый зверек хлопочет, к зиме готовится. Я люблю осень за ее красоту и очарование.

III. Итог занятия.

Педагог.   Снова дождь на дворе моросит,

Снова лужи темны на дороге.

Небо в чёрные лужи глядит,

Всё нам кажется грустным и строгим.

По ночам непроглядная тьма

Опускает на землю завесу.

Значит, скоро наступит зима,

Запоёт колыбельную лесу.        

Дети.           Пусть расцветает планета моя

С названием сказочным этим – Земля.

Занятие 2
Тема: ОВОЩИ

Цели деятельности педагога: формировать познавательные действия и первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях; учить образовывать новые слова; активизировать в речи употребление глаголов и прилагательных; развивать речевое творчество, интерес к окружающему миру, любознательность и познавательную мотивацию, способствовать нормированному общению.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, ритмическая, речевая, приобщение к художественной литературе, коммуникативная.

Планируемые образовательные результаты: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результатов своих действий; использует речь как полноценное средство общения с другими детьми, взрослыми; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу; проявляет интерес к стихам, рассматриванию картинок; обогащает свой активный словарь; приобретает умение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Оборудование: овощи, картинки с изображением уборки урожая, игрушечные инструменты.

Ход занятия

I. Ритмико-речевая гимнастика.

Встав друг против друга, дети прохлопывают в ладоши ритмический рисунок в такт сильным долям текста.

•  Вот и осень наступила.

В огороде благодать.

За овощами мы приходим,

Чтоб урожай успеть собрать.

•  Сад расположен СПРАВА от дороги.

А СЛЕВА от дороги – огород.

А ВПЕРЕДИ бегут дождей потоки.

И много овощей нам осень принесёт.

– Где расположен сад (огород)?

– Где бегут потоки дождей?

II. Основная часть. Обучающие и развивающие игры.

1. Игра «Игра со временем» (временные представления).

Утром встаём мы и умываемся,

Днём весь урожай убрать стараемся.

Вечером ужинать собираемся.

Ночью в снах цветных купаемся.

Весной мы грядки засеваем.

А летом полем, поливаем.

Осенью все урожай собираем,

А зимой все овощи, фрукты съедаем.

– В какое время года так бывает?

Кто догадается, пусть время это называет.

На улице прохладно, солнышко пропало,

Ветер сильно листья закружил.

По садам и паркам пусто стало,

Неприятно дождь заморосил. (Осень.)

Физкультминутка

Как у нас семья большая да веселая:

Две Ульки в люльке качаются,

Две Дашки у кашки питаются.

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Анютки у лавки стоят.

Две Марфутки учиться хотят.

2. Игра со словами-действиями в разном времени.

Вчера мы копали,                Вчера мы срезали,

Сегодня ______,                Сегодня _______,

Завтра будем _____ .        Завтра будем _____ .

Пролете.. тёплое лето,        Мальчик копал, и дети ______. .

Пролета.. яркая осень,        Мальчик сажал, и дети ______ .

Проле.. за нею зима .        Мальчик поливал, и дети ______ .

За зимой проле.. весна.        Мальчик выкапывал, и дети _____ .

Оля морковь выдёргивает, и дети _________ .

Оля помидоры срывает, и дети __________ .

Оля капусту срезает, и дети __________ .

Пришла осень с дождями. Явил.. листопад.

Вместе с короткими днями птицы на юг улет.. .

Все чаще на небе плыв(ут) облака,

Реже солнышка вид(им) свет,

На поля выход(ят) трактора,

Урожая наста(ла) пора.

3. Игра «Давай ошибки исправлять».

Наступил холодный мороз.

На столе стояли сладкие сладости.

На грядке зеленели зелёные огурцы.

В огороде краснели красные помидоры.

Мы нарисовали рисунок с овощами.

Во дворе дождил дождь.

Высоко синело синее небо.

Я люблю солёные соленья.

4. Игра «Весёлые стихи».

– Послушайте и скажите, все ли правильно в стихотворении.

Помидор большой и спелый

Цвет имеет ярко-белый.

(Не ярко-белый, а ярко-красный.)

Всю капусту с грядки съев,

Убежал в лесочек лев.

(Не лев, а заяц.)

В чай сластёне нашей Лёле

Мы кладём 5 ложек соли.

(Не соли, а сахара.)

Праздник урожая

Отмечают в мае.

(Не в мае, а в сентябре.)

Огурцы и помидоры

Соберём мы с ёлок скоро.

(Не с ёлок, а с грядок.)

Ковёр из листьев во дворе

Природа стелит в январе.

(Не в январе, а в октябре.)

Первоклашки за плечами

Носят сумки с кирпичами.

(Не с кирпичами, а с книжками.)

Перед сном, надев пижаму,

Поцелуйте в щёчку маму.

(Всё правильно.)

Попадётесь на крючок,

Коль съедите кабачок.

(Ничего не случится.)

5. Игра «Думаем и отвечаем».

Перед домом огород. Что позади?

Под полкой лежит тыква. Что наверху?

Чего на огороде созрело больше: картошки или яблок?

Чего в магазине больше: продуктов или огурцов?

Чего на клумбе больше: цветов или растений?

Что круглое: огурец или помидор?

Что горькое: картошка или лук?

6. Игра «Что в лукошке?» (определение овоща на ощупь).

Круглый, сочный – помидор.

Овальный, зеленый – (огурец).

Овальная, оранжевая, сочная – (морковь).

Круглый, горький, хрустящий – (лук).

Круглая, хрустящая, сладкая – (капуста).

III. Итог занятия.

Мы обитаем на Земле.

Она нас бережёт и кормит.

Всё, что мы видим на столе,

Растёт в её огромном поле.

Сначала землю пашем мы

И засеваем семенами.

С весны растим и до зимы,

Чтоб целый год быть с овощами.

А что за суп без овощей?

Такой несытный и невкусный.

Но он становится вкусней

В союзе с кочаном капусты.        

Занятие3
Тема:  ФРУКТЫ

Цели деятельности педагога: учить отличать
и называть по внешнему виду фрукты; закреплять навыки образования существительных множественного числа; обогащать словарь существительными, обозначающими названия фруктов; помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности; развивать способности к анализу предметов окружающей среды; расширять словарный запас и способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; формировать музыкально-ритмическое восприятие.

Виды детской деятельности: приобщение к художественной литературе; музыкально-ритмическая, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая.

Планируемые образовательные результаты: у ребенка развита крупная  моторика; стремится к общению со взрослыми и сверстниками и активно подражает им в движениях и действиях; владеет активной речью, включенной в общение; проявляет интерес к стихам, рассматриванию картинок; умеет различать
по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные фрукты и называть их.

Оборудование: фрукты, мяч, картинки с изображением фруктов.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Педагог. В саду, не в огороде,

Известно так в народе,

Растут деревья не с цветами,

С полезными, друзья, плодами.

Плоды те как мы называем?

Все дружно хором отвечаем.

Дети. Фрукты.

II. Развивающие игры.

1. Игра «Покажи нужную картинку».

Дети называют фрукты и находят картинки с их изображением.

Листья яркие летят.

Мы идём в фруктовый сад.

Что за сказка здесь живёт!

Так и просится всё в рот!        

Не боясь осенней стужи,

Налились на ветках (груши).

Сочны, сладки и вкусны,

Далеко они видны.

Жёлтые, овальные,

Раньше их не знали мы.

Позовём их ласково –

Грушеньки прекрасные.

А в саду на яблоне

Созревают … (яблочки).

С кожицею красною

Кислые и сладкие.

Сливы тоже вызрели

Овальные, мясистые.

Сизые и светлые,

Крупные и мелкие.

2. Игра «Весёлые рифмовки».

– С помощью мимики, жестов покажите отгаданные фрукты.

Что за груша – посмотри,

С крупной косточкой внутри. (Не груша, а слива.)

Это слива? Красна, сочна, на зубах хрустит она. (Не слива,
а яблоко.)

Круглый он и с мягкой шкуркой,

И шершав, как штукатурка.

И оранжевый, таким бывает и тюльпан,

Но это ароматненький … банан. (Не банан, а апельсин.)

Откуси его и сразу станет кислою гримаса.

Он овальный, жёлтый цветом,  и его кислее нету.

Витамином С богат этот фрукт – гранат.

(Не гранат, а лимон.)

3. Игра «Один – много».

– Продолжите стихотворение, называя слова в большом количестве.

Было яблоко на ветке.

Яблоки в фруктовой сетке.

Груша на траве лежала.

Дайте груши! Одной мало.

Апельсин был круглый, важный.

Апельсины мы покажем.

Желтый был банан и формы странной,

Съели обезьяны все бананы.

4. Игра-рифмовка.

– Перекидывая мяч друг другу, подберите похожие по звучанию слова и назовите их.

Птичка – спичка, груша – (суша), апельсин – (магазин), слива – (грива), банан – (карман), великан – (пеликан), абрикос – (утконос), лимон – (пион).

5. Игра «Что больше – меньше, позади – впереди».

– Яблоко крупнее (больше) груши. Что мельче (меньше)?

– Яблоня впереди дома. Что позади?

– Вишня меньше сливы. Что больше?

– Чего в саду созрело больше: яблок или фруктов?

6. Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.
И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы
и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки,
и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Ответы на вопросы по содержанию.

– Почему Ваня заплакал?

– Как поступил Ваня?

– О чем говорится в рассказе?

– Какой поступок совершил мальчик?

– Почему все рассмеялись?

III. Слушание (разучивание) стихотворения.

Вот и яблоки краснеют,                Соберём мы их в корзины,

Груши начали желтеть.                Маме в кухню отнесём.

Зреют фрукты на деревьях,        Пусть варенье сварит с ними,

Любо-дорого глядеть.                В банки мы его нальём.

А зимою, в день холодный,

Банку выставим на стол;

И как будто день погожий

К нам из осени пришёл.

Занятие 4
Тема: ДАРЫ ОСЕНИ

Цели деятельности педагога: развивать воображение, творческую активность, диалогическую речь, навыки образования прилагательных и использования их в речи; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, временные представления (свойства объектов окружающего мира в пространстве и времени); обращать внимание на сезонные изменения в природе; формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты, собирают урожай; обогащать словарь прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, речевая, познавательная, коммуникативная, приобщение к художественной литературе.

Планируемые образовательные результаты: ребенок стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении; умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им; проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует
в сезонных наблюдениях; использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия; умеет различать
по внешнему виду грибы, ягоды и называть их, изображать
их с помощью жестов, движений, рисунков, характеризовать
с помощью слов-прилагательных.

Оборудование: иллюстрированные картинки, овощи.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Осень ходит по лесам

И подарки дарит нам.

И красивы и вкусны,

Мы же их беречь должны.

Осени дары полезны.

Вам они, друзья, известны?

II. Обучающие игры.

1. Игра «Весёлые рифмовки».

Осенью пошли мы с мамой

В лес с лукошком за… (грибами).

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках, шалунишки,

Эти дружные ребята

Называются … (опята).

В. Черняева

Этот гриб нарядный, красный,

Ядовитый и опасный.

От него и мухам мор,

Он зовется … (мухомор).  

Эти рыжие сестрички

Не опасны нам и птичкам.

Белка, еж их знают лично,

Это ведь грибы – … (лисички).

Этот ценный, важный гриб называют … (боровик).

2. Упражнение «Выполните действия» (с помощью жестов, движений).

Вчера мы гуляли, сегодня ... , а завтра будем ... .

Грибы собирали, сейчас грибы ... , и завтра пойдём ... .

Падают листья сегодня, ... листья вчера,

Будут кружиться и ... всю ночь до утра.

Лето прошло, ... и осень, а там и зима ... .

3. Игра «Собери лукошко».

С помощью словесного указания на направление движения
и описания грибов (картинки, муляжи, вылепленные из пластилина детьми) отрабатываются навыки пространственного ориентирования (налево, направо, вперед, назад, вниз, вверх).

4. Игра «Думаем и отвечаем».

– Лес позади дома. Что впереди? (Дом.)

– Гриб собрали под кустом. Что выше? (Куст.)

– Чего в лесу собрали больше: подосиновиков или грибов? (Грибов.)

– Чего на земле больше деревьев или лесов? (Деревьев.)

– Марину ждёт Паша. Кто опоздал? (Марина.)

– Лисичка ниже боровика. Что выше? (Боровик.)

Физкультминутка

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес  ходили.

– Что вы, ручки, грибы брали?

– Да, грибочки собирали.

– Глазки, а грибницы не встречали?

– Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели.

5. Упражнение «Какой гриб съедобный?».

– Под осиной растёт гриб какой? (Подосиновик.)

– Почему он так называется? (Чаще всего растёт возле осин.)

– Под берёзой растет какой гриб? (Подберёзовик.)

– Почему он так называется? (Растет около берез.)

– Гриб с волнистой шляпкой как называется? (Волнушка.)

– Гриб с масляной шляпкой как называется? (Маслёнок.)

– Гриб рыжего цвета как называется? (Рыжик.)

– Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему он так называется?

– Как называются грибы, растущие на пнях? (Опята.) А рань-ше их называли пнятами.

– Гриб, который любит расти в сосновом или еловом лесу, как называется? (Боровик.)

– Эти грибы можно есть. Как их называют? (Съедобные.)

– Что можно приготовить из грибов?

– Какие грибы нельзя собирать, они опасны для здоровья?

– Как они называются? (Несъедобные.)

– Если ты не знаешь гриб, что нужно сделать?

6. Игра «Из каких частей гриб?» (собирают гриб из отдельных деталей).

У гриба есть шляпка, у гриба есть ножка.

Какая часть под листвою видна нам немножко?

(Грибница.)

Мы грибов набрали полное лукошко.

Полюбопытствовать на них явилась кошка.

7. Составление рассказа-описания.

Осенью мы пошли в лес. Там было много деревьев. Деревья были жёлтые, красные. А под ними росли грибы: подосиновики, подберёзовики, лисички, боровики, маслята. Мы собирали их
в лукошки. Дома мама сварила грибной суп.

– О ком говорится в рассказе?

– Какие деревья были в лесу?

– Что под ними растет?

– Для чего собирали грибы?

III. Итог занятия.

В лес скорее за грибами,

За грибами мы пойдём,

Съедобные грибы мы знаем,

Много там мы их найдём.

Их в корзиночки положим

И домой доставить сможем.

Мама их почистит и отварит,

А потом ещё пожарит.

Добавит маслица и перемешает ложкой,

Вкусно будет есть грибы с картошкой.        

Занятие  5
Тема: ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Цели деятельности педагога: учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарный запас; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; закреплять понятия о временах года; знакомить
с частями тела птиц и особенностями их поведения; сравнивать поведение перелётных птиц в разное время года; формировать познавательные действия.

Виды детской деятельности: игровая, речевая, познавательно-исследовательская, двигательная, приобщение к художественной литературе, коммуникативная; помогать драматизировать.

Планируемые образовательные результаты: ребенок знает названия окружающих предметов, объектов природы, понимает речь взрослых; стремится к общению со взрослыми
и сверстниками; проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях; имеет первичные представления о птицах, улетающих на юг; умеет называть части тела птиц.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, картинки на тему «Времена года».

Ход занятия

I. Введение в тему.

Педагог. Лето быстро промелькнуло, где его искать?

Снова осень прилетела к нам издалека.

За окном деревья машут с явною тоской.

Стали птицы собираться, стаи над землёй

кружатся,

Нам кричат прощальное «Пока!»

Далеко лететь придётся птицам за моря.

Нет там снега, много солнца, есть что поклевать.

Будем ждать мы их всю зиму до весенних дней.

Возвращайтесь, птицы, снова, с вами веселей.

II. Обучающие игры.

1. Игра «Думаем и отвечаем».

– Гусь летит выше утки. Кто летит ниже? (Утка.)

– Гуси курлычут, утки крякают.  Кто не крякает? (Гуси.)

– Грач крупнее скворца.  Кто мельче? (Скворец.)

– Аисты улетели раньше лебедей. Кто оказался впереди? (Аисты.)

2. Игра «Кто лишний?».

Аист – журавль – цапля – лебедь. (Лебедь, т. к. умеет плавать.)

Ласточка – стриж – воробей – жаворонок.

Скворец – ворона – дрозд – соловей.

Курица – ласточка – стриж – скворец.

Лебедь – гусь – ворона – утка.

Утка – соловей – грач – трясогузка.

3. Игра «Доскажи словечко».

На полях гуляет вскачь

За червями чёрный … (грач).

Резво в воздухе летает,

Словно небо разрезает.

Крыльев острых парочка,

Ловит мошек … (ласточка).

Заселяется он в домик,

Что построил мальчик Вовик.

Рано слышен наш певец,

Заливается … (скворец).

Ходит птица по земле,

Да ещё и плавает.

Если хочет – полетит

И к тому ж закрякает.

Эта птица не малютка,

Под смешным названьем … (утка).

Он и лётчик, и пловец,

Лишь зерно и травку ест.

Осторожен. Пригляжусь,

В озере ныряет … (гусь).

Слышно громкое: «Курлы».

В небе виден птичий клин,

Летят, курлычут … (журавли).

Бороздя с гуденьем воздух,

Удаляясь от морозов,

Машет крыльями весь день

Стая белых … (лебедей).

Клюв оранжевый и крепкий,

Ноги тонкие, как ветки.

За лягушками летает

Этот чёрно-белый … (аист).

4. Игра«Веселые рифмовки».

Спят ночами утки в конуре и будке. (Не в будке, а в гнезде.)

На болоте в пять утра ловят цапли комара. (Не комара, а лягушку.)

Пролетев над пашнею, журавли кудахтали. (Журавли не кудахчут, а курлычут.)

Как-то я домой иду, аист плавает в пруду. (Не аист, а утка или гусь, лебедь.)

На столбе котам назло ласточка свила гнездо. (Не на столбе, а над окном.)

А у бабушки в хлеву, яйца лебеди несут. (Не лебеди, а куры.)

Греют крылья на печи в доме чёрные грачи. (Не на печи,
а на солнце.)

Чтобы птицам сделать круг, им поможет пара рук. (Не рук,
а крыльев.)

Чтоб не замерзать им, дали птицам платья. (Не платья
у птиц, а перья.)

Чтобы бегать по дорожке, есть у птиц четыре ножки. (Не четыре, а две лапки.)

5. Игра «Чего больше».

– Чего больше – крыльев или птиц?

– Чего больше – гнёзд или птенцов?

– Кого больше – аистов или лягушек?

6. Игра «Сравним кошку и птицу».

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением кошки и птицы, проводит сравнительный анализ.

Воспитатель. У кошки есть голова.

Дети. И у цапли есть голова.

Воспитатель. У кошки есть шея.

Дети. И у цапли есть шея.

Воспитатель. У кошки есть туловище.

Дети. И у птицы есть туловище.

Воспитатель. У кошки есть хвост.

Дети. И у птицы есть хвост.

Воспитатель. У кошки есть лапы.

Дети. И у птицы есть лапки.

Воспитатель. У кошки есть нос.

Дети. А у птицы есть клюв.

Воспитатель. У кошки есть шерсть.

Дети. А у птицы есть перья и пух.

Воспитатель. У птицы есть крылья.

Дети. А у кошки крыльев нет.

7. Игра «Какой и почему?».

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением журавля и организует беседу, побуждает детей характеризовать журавля.

– Журавль по размеру какой? (Крупный.)

– У него длинные ноги. (Какой?) (Длинноногий.)

– У него длинный клюв. (Какой?) (Длинноклювый.)

– Где живёт журавль? (Около болот.)

– Значит, он какая птица? (Болотная.)

– Почему он болотный?  (Питается лягушками в болоте.)

Физкультминутка

Птицы с юга прилетели,                Здесь мы высидим птенцов,

И от радости запели:                Их поднимем на крыло,

Чив-чив-чив, курлы-курлы,        Будем высоко летать –

Начинаем гнёзда вить.                Сверху далеко видать.

8. Игра «Назови ласково».

Например: утка – уточка.

Лебедь – (лебёдушка); соловей – (соловушка); скворец – (скворушка); цапля – (цапелька); журавль – (журавушка); кукушка – (кукушечка).

9. Игра «Назови птенца и птенцов».

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением птиц и их потомства. Помогает детям указать единственное и множественное число птенцов.

Скворец, его птенец – скворчонок, их птенцы – скворчата.

Грач, его птенец – грачонок, их птенцы – грачата.

Лебедь, его птенец – лебедёнок, их птенцы – лебедята.

Журавль, его птенец – журавлёнок, их птенцы – журавлята.

Аист, его птенец – аистёнок, их птенцы – аистята.

10. Игра «Закончи предложение».

На берёзе гнездо, а на берёзах … (гнёзда).

В гнезде яйцо, а в гнёздах … (яйца).

В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы).

На дереве ветка, а на деревьях … (ветки).

11. Игра-драматизация «Журавль».

Воспитатель читает детям рассказ, предлагает обыграть действия.

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка  крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться. (Е. Чарушин.)

III. Разучивание стихотворения.

Птицы перелётные к отлёту собираются.

Улетают на зиму, весною – возвращаются.

Им лететь так долго – в южные края,

Где достаток корма птицам и тепла.

Только бы хватило им здоровья, силы,

В дальнем перелёте выдержали б крылья.

Педагог. Где зимуют птицы? Каких птиц называют перелетными?

Занятие  6
Тема: ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

Цели деятельности педагога: развивать любознательность и познавательную мотивацию, воображение; учить образовывать однокоренные слова (существительные, прилагательные), замечать осенние изменения в природе; закреплять навыки составления рассказа-описания (рассказа-сравнения); развивать связную монологическую речь; пополнять словарный запас словами, передающими особенности осенней природы, деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, приобщение к художественной литературе, коммуникативная.

Планируемые образовательные результаты: ребенокназывает осенние изменения в природе (похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья), деревья (дуб, осина, береза, елка, сосна, рябина) с наглядной опорой на картинку и без нее; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу; может обращаться с вопросами и отвечать на вопросы.

Оборудование: иллюстрации с изображением деревьев, разноцветные листья, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Так много разного в природе,

Про всё стараемся узнать.

При этом при любой погоде

Неплохо по лесу гулять.

Пройдёмся нынче по тропинкам,

Посмотрим, что и где растёт,

Всмотреться если, то увидим,

Что рядом мир друзей живёт.

Всё сочетается в природе:

Кусты, деревья и трава.

Нет ничего милее на планете,

Чем наша русская земля.

II. Основная часть. Обучающие игры.

1. Игра «Отгадай».

Воспитатель вывешивает иллюстрированные картинки-от-гадки на доску.

Мы приходим погулять,

Отдохнуть и подышать.

В роще той светло и чисто,

Жёлтые слетают листья.

Листья сбрасывают поздно

Белоствольные … (берёзы).

                                Он силен, ветвист и вечен,

                                От воды лишь только крепче.

                                Поздно сбросит он листву

                                Твёрдый и могучий … (дуб).

Трепещут на ней листочки,

Трясет и гонит их  ветерочек.

Влагу любит древесина,

Что за дерево?  (Осина.)

                                Ветки с иглами висят,

                                Свежей зеленью манят.

                                Круглый год они в иголках,

                                Стройные деревья … (ёлки).

Ветки вверх стремятся, к солнцу,

И на них длинны иголки,

А стволы желты, стройны

У красавицы … (сосны).

                                Серый ствол у той девицы,

                                Длинные резные листья,

                                Ягод красные корзины.

                                Так и манит птиц … (рябина).

2. Игра «Чей лист».

Из разноцветных листьев дети выбирают относящиеся
к нарисованным на карточках деревьям и приклеивают к стволу и ветвям.

Осина. Чей лист? (Осиновый.)

Клён. Чей лист? (Кленовый.)        Дуб. Чей лист? (Дубовый.)

Рябина. Чей лист? (Рябиновый.)        Сосна. Чей лист? (Сосновый.)

Берёза. Чей лист? (Березовый.)        Ель. Чей лист? (Еловый.)

3. Игра «Думаем и отвечаем».

– Как вы думаете, так ли это?

Берёза выше дуба. Что ниже? (Дуб.)

Рябина растёт за осиной.  Что впереди? (Осина.)

Дуб растёт перед домом.  Что позади? (Дом.)

Полы сделали из еловых досок. Что срубили? (Ель.)

Синицы ели ягоды рябины.  Кто голодный? (Синицы.)

Берёзовый листок упал раньше, чем осиновый. Какой листок упал позже? (Осиновый.)

4. Игра «Соберём дерево».

Воспитатель раздаёт детям конверты-задания. В них различные части деревьев. Дети собирают дерево, комментируя свои действия.

Я кладу корень берёзы; я кладу ствол берёзы; я кладу ветки берёзы; я кладу листья берёзы; я  кладу серёжку берёзы.

5. Игра «Сколько и какие?».

Воспитатель раздает листья детям.

– Какое количество листьев лежит на столе?

Один лист – дуба; 2 листа – рябины; 3 – берёзы; 4 – осины;
5 – сосны (ели).

6. Игра «Назови по просьбе (ласково; много из одного; большое из обычного; какой)».

Дерево – деревце, деревья, деревище, деревянный.

Лист – листик, листочек, листья, листище, лиственный.

Ветка – веточка, ветки, ветвище, ветвистый.

7. Игра «Какое слово не подходит?».

– Назовите лишнее слово среди нескольких слов.

Берёза – берёзонька – бирюзовый – берёзовый.

Осина – осиновый – огород – осинка.

Рябина – рябиновый – рябушка – рябинушка.

Сосна – сосёнка – весна – сосновый.

Дуб – дубовый – дубинка – дубочек.

Физкультминутка

Полюбуйтесь-ка, у елки

Очень острые иголки.

Их потрогаешь от скуки,

Поисколешь себе руки.

Раз иголка, два иголка, пять иголок…

Сколько их всего у ёлок?

8. Игра «Что изменилось?».

Воспитатель раскладывает на столе 4 листа с какими-либо рисунками, предлагает детям запомнить их; дети отворачиваются, в это время педагог прячет один лист. Ребёнок повторно рассматривает и называет, какого листа не стало.

9. Игра «Ответь на вопрос».

Воспитатель показывает иллюстрированную картинку с изо-бражением деревьев и кустарников. Дети сравнивают их, отвечая на вопросы воспитателя.

– Чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол,
а у куста несколько. Дерево высокое, а куст низкий.)

Дети рисуют на альбомных листах дерево и куст.

10. Рассказ-описание «Рябина и берёза».

Воспитатель использует иллюстрированные картинки, листья, плоды деревьев, помогает детям составить рассказ.

Это рябина и берёза. Ствол у рябины темно-серый, а у берёзы белый с чёрными пятнами. Рябина ниже берёзы. У рябины лист рябиновый, из многих листиков, а у берёзы – берёзовый, круглый с зубчиками. Осенью листья у рябины желтоватые, а у берёзы ярко-жёлтые. Семена у рябины – красные гроздья ягод,
а у берёзы – серёжки с мелкими  лёгкими семечками. Из ягод рябины можно сделать вкусный чай и варенье или бусы. Серёжки берёзы – рассыпались и упали на землю.

III. Слушание (повторение за педагогом) стихотворения.

Педагог. Любят люди отдыхать, ездить на природу.

Чтобы им дружнее стать с временами года,

Чтобы воздухом дышать, любоваться лесом,

И по-доброму мечтать обо всём на свете.

Так давайте же беречь мир кустов, деревьев,

И лугов, озёр, болот – всего, что есть на свете.

Занятие 7
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Цели деятельности педагога: формировать познавательные действия; учить употреблять существительные множественного числа в именительном, родительном падежах; развивать словарный запас именами существительными – названиями птиц, глаголами, обозначающими, как «разговаривают» птицы (каркают, чирикают, воркуют и др.); упражнять в сравнении предметов; закреплять знания отличительных признаков птиц; воспитывать бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, речевая.

Планируемые образовательные результаты: ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской; может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; проявляет любознательность, склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Оборудование: демонстрационный материал, предметные картинки с изображением птиц.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Воспитатель. Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Утром выглянем в оконце.        И не слышно птичьих песен,

Серо, сыро. Где же солнце?        Мир без них неинтересен.

У деревьев ветки голы,        Всё же выйдем погулять,

Лишь одеты сосны, ёлки.        Оглядеться, поиграть,

Что за время наступило?         Вместе по лесу походим.

Тихо стало и уныло.        Что там есть сейчас в природе?

II. Основная часть. Обучающие игры.

1. Игра «Прогулка в лес».

Педагог. Сейчас мы отправимся в лес. Представьте, что мы в зимнем лесу. Кого там можем встретить? (Животных
и птиц.)
 Назовите зверей, живущих в лесу. (Волк, лиса, медведь,кабан, заяц.) Какие птицы зимуют в лесу? (Сова, синица, снегирь, дятел, сорока.)

2. Игра «Закончи на рифму».

– Закончите стихотворение, отгадав загадки.

В ноябре приходим в лес,        Слышишь этот странный звук

Здравствуй, грусть-подруга!        На стволе деревьев?

Грязь ли, снег ли на земле –         Что за птица: Тук-тук-тук,

Не слыхать ни звука.                 Молоточком мелет?

Хорошенько присмотрись,         Что он хочет от сосны?

Тишину послушай,                Что он ей – приятель?

И заметишь – всюду жизнь,        Червячков и гусениц

Навостри лишь уши.                Добывает … (дятел).

Производит тонкий свист

Жёлтенькая птица…

Кепка чёрная и хвост.

Это же … (синица).

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

– Облетел я всю Сибирь.

–- Как зовут тебя? (Снегирь.)

Крылья, голова и хвост

У неё черны, как ночь.

Нет белее её бока.

Это шумная … (сорока).

Серая и крупная, самая разумная.

В серых перьях все сезоны

Громко каркает … (ворона).

Серый, крылья рябеньки,

Юркий, хоть и маленький.

Ты ловить его не смей,

«Чик-чирик» – наш … (воробей).

3. Игра «За и против».

Воспитатель предлагает обсудить различные ситуации поведения людей в лесу, на природе, составить правила поведения на природе, в лесу.

– Как должен вести себя человек в лесу?

1) Бери в лес собаку. Ведь ей тоже полезен свежий воздух.

2) Не забывай взять из дома спички, чтобы разжечь костёр
в лесу.

3) Возьми с собой в лес топор, перочинный ножик, чтобы было чем срубить деревце, вырезать своё имя на стволах.

4) Не бросай мусор в речки, озёра, болота.

5) Насыпай корм для птиц в кормушки.

6) Не забывай расчищать от снега кормушки каждое утро.

7) Не разрушай гнёзда птиц, даже если они уже пусты.

8) Не разжигай и не оставляй в лесу костров.

– Какие правила необходимо соблюдать и почему?

4. Игра «Посели птицу».

Воспитатель демонстрирует детям 2 предметные картинки, на которых изображен лес зимой и летом. Детям предъявляется раздаточный материал (картинки с изображением птиц) и предлагается «поселить» их в зимний и летний лес.

5. Игра «Выполни действия с кормушкой».

Педагог демонстрирует настоящую кормушку для птиц. Детям раздаются зерна, семечки, хлебные крошки. Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют действия, соответствующие содержанию.

На деревья мы развесим новые кормушки,

Зёрна, семечки насыплем и от хлеба крошки.

Чтобы птички холод пережили,

Чтоб голодною зимою сытыми все были.

6. Игра «Думаем и отвечаем».

Снегирь подлетел к дому. Что позади? (Дом.)

Дятел перелетел с куста на дерево.  Что ниже? (Куст.)

Сорока полетела за воробьём.  Кто впереди? (Воробей.)

Птицам нужно зерно. Кто голодный? (Птицы.)

7. Составление рассказа-описания по предметной кар-тинке «Осенний лес».

– Что изображено на картине? (Осенний лес, птицы.)

– Когда птицы собираются улетать в теплые края?

– Какие птицы не улетают в теплые края?

8. Игра «Назови ласково».

Воробей – воробушек.                Кукушка –

Галка –                                 Голубь – (голубка).

Ворона –                         

9. Игра «Сравни».

Воспитатель демонстрирует предметную картинку, на ко-торой изображены: человек, животное, птица.

– Кто изображен на картинке?

У человека руки, а у птицы? (Крылья.)

У животных – шерсть, а у птиц? (Перья и пух.)

У кошки – котята, а у птицы? (Птенцы.)

Физкультминутка

Кто там скачет по дорожке?    

Убегает кто от кошки?

Лапки две – пальца четыре,

Хвостик, два крыла раскрыли

Это птицы белобоки,

Машут крыльями… (сороки).

10. Игра «Кто лишний».

Воспитатель демонстрирует детям предметную картинку, на которой изображены зимующие и перелетные птицы. Назовите, кто здесь лишний.

Сорока – галка – аист – ворона.

Воробей – синица – утка – снегирь

Дятел – ворона – журавль – воробей.

Снегирь – воробей – ласточка – синица.

11. Игра «Кто так разговаривает?».

Угадай, как птица «разговаривает».

Ворона – каркает.

Воробей – чирикает.

Сорока – …

Синица – …

12. Игра «Исправь ошибки».

Серая воробей – серый воробей.

Серый ворона – …

Снегирь стучала в окно –

Воробей стрекотал на крыше дома –

13. Игра «Соберём птичку».

Из разрезных картинок дети собирают изображение птицы.

14. Составление рассказа-описания «Моя любимая птица».

– Кто изображен на картинке? (Воробей.)

– Он маленький, серый с коричневыми крылышками.

– Какой он?

У воробья маленькая головка с чёрненькими глазками и тёмным клювиком. Туловище у него круглое. Есть у воробья две маленькие лапки: он на них быстро скачет. У воробья два крылышка. Он ими быстро машет. Хвост у воробья треугольной формы. Он хвостом рулит, когда летает. Воробей клюёт мошек
и зёрнышки. Пьёт воду.

Занятие 8
Тема: ЧАСТИ ТЕЛА

Цели деятельности педагога: формировать первичные представления о себе, других людях; учить образовывать существительные множественного числа; развивать монологическую и диалогическую речь; пополнять словарный запас; познакомить со строением человека; воспитывать бережное отношение к своему организму.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, приобщение к художественной литературе.

Планируемые образовательные результаты: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами, понимает речь взрослых и сверстников; знает названия частей тела; активно подражает взрослым в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру, на различные произведения литературы и искусства; проявляет желание участвовать в театрализованных играх (драматизациях); использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия; владеет простейшими навыками самообслуживания; проявляет навыки опрятности.

Оборудование: картинки с изображением человека, кукла.

Ход занятия

I. Введение в тему.

– Ответьте на вопросы и узнайте, о чем будем говорить
на занятии.

Нога длиннее, чем рука. Что короче? (Рука.)

Пальцев десять, руки две. Чего больше? (Пальцев.)

Ноги находятся внизу, руки вверху. Что находится выше? (Руки.)

Ушами слушают, глазами смотрят. Без чего нельзя видеть? (Без глаз.)

– Что вы называли? (Части тела.)

II. Основная часть. Обучающие игры.

1. Игра «Что лишнее».

Воспитатель по цепочке называет слова. Дети показывают на себе ту часть тела, которая является «лишней» в цепочке слов.

Рука, пальцы, голова, локоть.

Пятка, нога, колено, шея.

Спина, живот, нога, грудь.

Глаза, плечо, брови, ресницы.

Губы, зубы, пальцы, подбородок.

Нос, рот, лоб, кисть.

2. Игра «Загадки-рифмовки».

Желательно проводить в помещении, где есть зеркала, дающие возможность детям видеть себя в полный рост.

Педагог произносит текст в медленном темпе, побуждая детей к действиям вместе с собой, активизируя речемыслительные процессы.

Их лишь две, и нет им скуки.

Эта пара – наши … (руки).

А на этих на руках

Десять маленьких ребят.

Ими можно брать, держаться,

Эти братья – наши … (пальцы).

А на пальчиках руки

Маленькие … (ноготки).

Чтобы быть сильней и крепче,

Нам помогут наши … (плечи).

Ну-ка, думай, голова!

Сколько их у нас? По … (два).

А работать будет проще,

Коли гнутся руки в … (локтях).

Сколько же локтей у нас?

Ну, конечно, только … (два).

Всех важнее голова, и верчу я ею.

В этом очень помогает,

Друг наш верный – … (шея).

В зеркальце взгляну едва,

В нём проглянет … (голова).

На лице глядит на нас

Пара любопытных … (глаз).

От пылинок глаз прикрыт

Частой щёточкой … (ресниц).

Чтоб в глаза не лился пот

При любой погоде,

Каждого не раз спасёт,

Тёплый домик – … (брови).

Нужно каждому дышать,

Чтобы думать и шагать.

Как в жару, так и в мороз

Очень, очень нужен … (нос).

У него есть, посмотри,

Два отверстия – … (ноздри).

На лице зверёк живёт,

Называется он – … (рот).

А у этого зверька

Есть заборчик – два рядка.

Он для пищи грубой,

И зовётся … (зубы).

Закрывают тот забор,

Улыбаются легко.

Никогда не грубы

Пухленькие … (губы).

Голова, хотя кругла,

Но умеет слушать.

Ей в том будут помогать

С завитками … (уши).

Есть затылок, крепкий лоб,

Важный подбородок.

Сколько разных трудных слов

В нас живут с пелёнок.

Будем их запоминать,

С ними будем мы играть.

3. Игра «Собери куклу».

Дети называют части тела и на магнитной доске собирают куклу.

4. Игра «Не зевай, повторяй».

Дети, стоя парами напротив друг друга, повторяют дей-ствия.

2 притопа – 1 хлопок, 2 хлопка – 3 приседания, 1 поворот –
2 прыжка на месте.

5. Игра «Чем мы это делаем?».

Чем мы смотрим? – Смотрим глазами.

Чем мы слушаем? – Слушаем ушами.

Чем мы хлопаем? – Хлопаем руками.

Чем мы нюхаем? – Нюхаем носом.

Чем мы едим? – Едим ртом.

Чем мы жуем? – Жуём зубами.

Чем мы целуем? – Целуем губами.

6. Игра «Чего не стало?».

Воспитатель закрывает полоской бумаги часть лица у куклы и спрашивает: «Чего не стало?».

Например: Не стало – носа.

7. Игра «Что мы можем делать?».

– Что мы делаем глазами? (Глядим, читаем, ищем, подглядываем.)

– Что мы делаем руками? (Шьем, вяжем, рисуем, чиним, ломаем.)

– Какие действия мы выполняем ногами? (Шагаем, стоим, бежим, стучим, топаем.)

– Что делаем зубами? (Жуем, кусаем, щёлкаем.)

– Что можем делать губами? (Чмокать, пыхтеть, целовать.)

– Что делаем носом? (Нюхаем, дышим, шмыгаем.)

8. Игра «Думаем и отвечаем».

Саша зашёл за другом. Кто был дома? (Друг.)

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет? (Юра.)

Инна машет Вале рукой. Кого зовут? (Валю.)

9. Игра «Назови ласково».

Глаз – глазик.                Рука –

Губа –                        Нога –

Язык –

10. Рассказ-драматизация.

ГЛОТОК МОЛОКА

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, а она отвёртывалась. Позвали меня.

– Лада, – сказал я, – надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом (хвост у охотничьих собак). Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

– Кушай, Лада, – повторил я, подвинув блюдце поближе. Она потянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, эти несколько глотков молока спасли её жизнь. (М. Пришвин.)

Вопросы.

– Что случилось с собакой?

– Что помогло Ладе выздороветь?

III. Разучивание стихотворения.

Чтобы нам большими стать,

О себе нам надо знать –

Сколько есть у нас чего?

Рук, и глаз, и пальцев ног.

Что мы можем ими делать?

Чем работаем умело?

Чем всё слышим? Чем едим?

Обо всём мы знать хотим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей

Выступление из опыта работыПо теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мыслительной деятельности в группе для детей с ОВЗ по теме: "Животные наших лесов".

Конспект открытого занятия по обобщению и расширению знаний детей о животных наших лесов с использованием ИКТ...

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

Развитие мыслительной деятельности детей с ЗПР через игру.

Развитие образно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия,, экспрессивной речи. Воспитание умения четко следовать речевой инструкции, позитивно реагировать на успешное выполнение задан...