Статья «Формирование звукобуквенного анализа в процессе работы с интерактивным логопедическим зеркалом».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бабенкова Татьяна Леонидовна

В рамках  работы ГМО учителей-логопедов и дефектологов г. Урай была написана статья «Формирование звукобуквенного анализа в процессе работы с интерактивным логопедическим зеркалом» и опубликована на сайте УПВО г. Урай. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gmo.docx977.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование звукобуквенного анализа в процессе работы с интерактивным логопедическим зеркалом».

Бабенкова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Радость»

Проблемой практикующих педагогов-логопедов является то, что сложные и речитативные упражнения, необходимые для коррекции речи, утомляют ребёнка. Из-за чего он быстро теряет усидчивость и интерес к занятиям, либо начинает мешать педагогическому процессу. При этом коррекционная практика требует длительного цикла упражнений, а её результат в первую очередь зависит от заинтересованности и усидчивости ребёнка. Использование цифровых технологий и внедрение принципов геймификации позволяет поддерживать вовлечённость детей и значимо повышать эффективность занятий, что одновременно повышает результативность занятий ребёнка, и, вместе с тем, сокращает трудозатраты педагога как на стадии подготовки к занятиям (за счёт использования конструктора занятий, встроенной программы обучения и наглядного дидактического материала), так и на стадии реализации занятий (за счёт возможности «видеть» всё, что происходит на столе перед камерой на экране умного зеркала ArtikMe) и реализацией поставленных перед ребёнком задач, что в целом сокращает время работы педагога, необходимого на одного ребёнка, а значит позволяет одному специалисту работать с большим числом детей. Важность корригирующей деятельности для ребёнка обусловливается высоким значением коммуникативных навыков ребёнка для социальной адаптации в процессе дальнейшего взросления, что накладывает отпечаток на успешность деятельности в ходе всей дальнейшей жизни. Внедрение продукта позволяет повысить эффективность коррекционных занятий, что в итоге позволяет повысить производительность педагогов.

Давайте разберем,что такое звуковой анализ и синтез и какие возожности дает нам умное зеркало при его формировании у детей с ТНР.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа. Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твёрдый - мягкий). Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону и не воспринимает сторону фонематическую, т. е. последовательность звуков его составляющих. Для формирования навыка полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми правильно. На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др.), которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко. Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д), задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц). При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками, а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р), а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения. Блок: Звуковой анализ и синтез 61 Программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe» Условно можно выделить три этапа формирования навыков звукового анализа: Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом желательно использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв, символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем и из трёх гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков, дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется приём “Живые звуки”. Постепенно, дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения: 1. Различать изученные звуки. 2. Знать гласные звуки первого ряда и звук И. 3. Знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость). 4. Выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трёхсложных (малина). 5. Определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова). 6. Определять линейную последовательность звуков в слове; Блок: Звуковой анализ и синтез 62 Программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe» 7. Определять количество звуков в слове. Таким образом, со всей определённостью можно констатировать, что одной из основных задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Далее мы можем разобрать примеры заданий на звуковой анализ и синтез.

Звуковой анализ и синтез

1. Звук [а]. Место звука в слове

Цель: Определение места звука [а] в словах

Задачи:

Развитие фонематических процессов (анализа и синтеза).

Развитие внимания, мышления.

Формирование представлений о слогообразующей роли гласных.

Речевой материал: арбуз, забор, белка, апельсин, автобус, грабли, гусеница. барсук, бутылка, кошка, шкаф, диван, ветка, шар, два, лак, уха, лиса, шары.

Вариативность: Можно изменять речевой материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Количество упражнений: 8

  1. Инструкция: Произнеси название картинки. Определи, какой первый звук в слове. Кликни по символу звука.

Правила: Ребёнку предлагается определить первый звук в слове и познакомиться с его буквенным обозначением.

Механика: Путь.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [а] в начале слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [а] в середине слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [а] в конце слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция:  Соедини картинки, в названии которых звук [а] слышится в одинаковых позициях.

Правила: Ребенку предлагается найти пары слов с одинаковой позицией звука и соединить их линиями.

Мини-игра: Рисование.

  1. Инструкция: Перемести букву А в нужное место на схеме. Выбери картинку, схема которой отличается от остальных

Правила: Ребенку предлагается определить место звука в слове и обозначить его буквой.

Механика: Классификация. Перемещение без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Подели слова на слоги. Назови первый и второй слог. Определи. в каком из них нужно написать букву А. Проверь себя, кликни на букву.

Правила: Ребёнку необходимо произнести слоги и определить наличие или отсутствие в них звука [а]

Механика: Классификация. Перемещение по клику без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Поиграй со светлячками

Правила: Педагог печатает известные ребёнку буквы, ребёнок выбирает их цветовое обозначение.

Мини-игра :Светлячки

2. Звук [о]. Место звука в слове

Цель: Определение места звука [о] в словах

Задачи:

Развитие фонематических процессов (анализа и синтеза).

Развитие внимания, мышления.

Формирование представлений о слогообразующей роли гласных.

Речевой материал: коза, коса, нога, доска, облако, забор, окунь, гвозди, мост, бегемот, мороженое, ведро, волк, колесо, весло, гнездо, осень, озеро, клубок, кольцо, замок, пальто, яйцо, соты, перо.

Вариативность: Можно изменять речевой материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Количество упражнений: 9

  1. Инструкция: Произнеси название картинки. Определи, какой первый звук в слове. Кликни по символу звука.

Правила: Ребёнку предлагается определить первый звук в слове и познакомиться с его буквенным обозначением.

Механика: Путь.

  1. Инструкция: Соедини картинки из верхнего ряда с картинками из нижнего. Какой гласный звук появился во всех словах в нижнем ряду?

Правила: Ребёнку необходимо произнести названия картинок в единственном и множественном числе.

Мини-игра: Рисование.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [о] в начале слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [о] в середине слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [о] в конце слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция:  Соедини картинки, в названии которых звук [о] слышится в одинаковых позициях.

Правила: Ребенку предлагается найти пары слов с одинаковой позицией звука и соединить их линиями.

Мини-игра: Рисование.

  1. Инструкция: Перемести букву О в нужное место на схеме. Выбери картинки, с одинаковыми схемами.

Правила: Ребенку предлагается определить место звука в слове и обозначить его буквой.

Механика: Классификация. Перемещение без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Подели слова на слоги. Назови первый и второй слог. Определи. в каком из них нужно написать букву О. Проверь себя, кликни на букву.

Правила: Ребёнку необходимо произнести слоги и определить наличие или отсутствие в них звука [О]

Механика: Классификация. Перемещение по клику без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Поиграй со светлячками

Правила: Педагог печатает известные ребёнку буквы, ребёнок выбирает их цветовое обозначение.

Мини-игра: Светлячки

3. Звук [у]. Место звука в слове

Цель: Определение места звука [у] в словах

Задачи:

Развитие фонематических процессов (анализа и синтеза).

Развитие внимания, мышления.

Формирование представлений о слогообразующей роли гласных.

Речевой материал: узор, улитка, улыбка, акула, кукла, клоун, утёнок, кружка, луна, кенгуру, рагу, улитка, капуста, груша, суп, лук, ухо, жук, муха, бусы, паук.

Вариативность: Можно изменять речевой материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Количество упражнений: 8

  1. Инструкция: Произнеси название картинки. Определи, какой первый звук в слове. Кликни по символу звука.

Правила: Ребёнку предлагается определить первый звук в слове и познакомиться с его буквенным обозначением.

Механика: Путь.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [у] в начале слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [у] в середине слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция: Произнеси названия картинок. Перемести в корзинку картинки со звуком [у] в конце слова.

Правила: Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове и соотнести нужные слова со схемой.

Механика: Классификация. Перемещение с последующим исчезновением.

  1. Инструкция:  Соедини картинки, в названии которых звук [у] слышится в одинаковых позициях.

Правила: Ребенку предлагается найти пары слов с одинаковой позицией звука и соединить их линиями.

Мини-игра: Рисование.

  1. Инструкция: Перемести букву У в нужное место на схеме. Выбери картинку, схема которой отличается от остальных

Правила: Ребенку предлагается определить место звука в слове и обозначить его буквой.

Механика: Классификация. Перемещение без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Подели слова на слоги. Назови первый и второй слог. Определи. в каком из них нужно написать букву У. Проверь себя, кликни на букву.

Правила: Ребёнку необходимо произнести слоги и определить наличие или отсутствие в них звука [у]

Механика: Классификация. Перемещение по клику без последующего исчезновения.

  1. Инструкция: Поиграй со светлячками

Правила: Педагог печатает известные ребёнку буквы, ребёнок выбирает их цветовое обозначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

Презентация на тему: «Звукобуквенный анализ слов и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые и индивидуальные, и конечно же в иг...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

СТАТЬЯ " ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "

Одним из эффективных средств решения задач нравственного воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»...