Статья на тему: "Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Смирнова Евгения Александровна,

Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития и тяжелые нарушения речи. По этой причине у специалистов, работающих с такими детьми, растет потребность в новых формах и методиках коррекции подобных тяжелых нарушений.

В последнее время популярность набирает метод сенсорной интеграции. Его создала Джин Айрес, психолог, специалист по раннему развитию. Она работала с детьми и взрослыми, у которых есть различные неврологические заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития и тяжелые нарушения речи. По этой причине у специалистов, работающих с такими детьми, растет потребность в новых формах и методиках коррекции подобных тяжелых нарушений.

В последнее время популярность набирает метод сенсорной интеграции. Его создала Джин Айрес, психолог, специалист по раннему развитию. Она работала с детьми и взрослыми, у которых есть различные неврологические заболевания.

Само по себе определение интеграции говорит за себя - объединение частей целого. Сенсорная интеграция - это процесс во время которого нервная система приобретает информацию от рецепторов наших чувств. После того как эта информация получена, она организуется и интерпретируется так, чтобы можно было использовать в работе.

С момента рождения структура мозга человека непрерывно развивается. Основное влияние оказывают первые несколько лет жизни человека, они зачастую влияют на структуру связей между нейронами. Они формируют либо крепкую и сильную, либо слабую основу для последующей обучаемости, психического здоровья.

Нарушение сенсорной интеграции - состояние, при котором мозг испытывает сложности с приобретением и реагированием на информацию, приходящую с участием органов чувств.

Мы получаем знания с помощью органов чувств, которые воспринимают ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные и вестибулярные.

Чтобы получить реальную картину мира сенсорная информация должна хорошо интегрироваться и перерабатываться, поступая от органов чувств. Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, способность адекватно интегрировать и перерабатывать поступающие через этот опыт сигналы. У большинства детей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, но сейчас все чаще встречаются дети с нарушением обработки этих сигналов. В современном мире автоматизации и информационных технологий нам всем не хватает движения, но очень сильно это сказывается именно на детях. Вследствие обездвиживания, отсутствия подвижных игр и физической активности современные дети часто страдают нарушением этой самой интеграции. Плохая интеграция ощущений, которые поступают от всех наших органов чувств, зачастую приводит к тому, что замедляются мыслительные процессы.

Учеными установлена прямая связь между обучением школьника и развитием его сенсорной интеграции. Для движения и речи сенсорная интеграция просто незаменима. Она является основой более сложной интеграции, которая нужна для чтения, письма и полноценного поведения в обществе. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет необходимым образом, ребенку будет проще осваивать интеллектуальные и социальные способности. Именно по этой причине в дошкольном возрасте необходимо уделять огромное внимание развитию сенсомоторных процессов, особенно у ребят, имеющих различные задержки в развитии.

При условии полноценного развития, ребёнок способен видеть предмет, прощупывать его, слышать название и понимать, о чем идет речь. У детей с ограниченными способностями наблюдается дисфункция сенсорной интеграции. Причинами дисфункции может быть большой объём информации и мозг перегружен или же не получает необходимого количества информации. Симптомы нарушений сенсорной интеграции: прикосновения (избегает грязных предметов, не любит прикосновений, не любит следить за собой, может себя ударить, трогает себя, избегает прикосновений, старается не задействовать руки во время игр), поведение (не участвует или мало участвует в играх), не любит менять распорядок дня, часто агрессивен, настроение меняется часто. плохо засыпает и просыпается, требует к себе постоянного внимания), двигательная активность: гиперактивен, координация движений нарушена, располагает части тела в необычных положениях, очень сильно или слабо нажимает на предмет и спотыкается).

Ребенок, у которого не получается собрать простейшую пирамидку, построить домик из кубиков, сложить простую мозаику или пазл, скорее всего, имеет проблемы с сенсорной интеграцией. С помощью метода сенсорной удовлетворяет потребность в осознании предметного мира и самого себя. Развиваются различные сенсорные, познавательные и моторные умения. Приобретается сенсорный опыт. Преодолеваются проблемы, дискомфорт, которые вызваны конкретным раздражителем.

Для решения логопедических проблем мы применяем логосенсорную интеграцию, это значит, что используя методы сенсорной интеграции одновременно решаются и речевые задачи.

Использовать нестандартные и разнообразные способы, чтобы помочь каждому ребенку. Включаем в каждое занятие упражнения на развитие физических качеств и быстроту реакций, игры с водой, светом, запахами и звуками.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является основной. Поэтому в своей работе над нарушением сенсорной интеграции мы используем множество игр. Они обязательно должна быть интересны ребенку и вовлекать его в активную деятельность.

Так же построении занятий с применением сенсорной интеграции очень важно действовать в комфортной для ребенка среде. Постепенно переходить от простого к сложному.

Игры на развитие зрительного восприятия: «Найди одинаковое», «Найди лишнее», «Найди похожее», «Что изменилось?», «Где чья тень», «Что напутал художник», матрешки, различные сортеры, камешки «Марблс».

Для развития слухового восприятия можно использовать различные музыкальные инструменты, слушаем звуки за окном, просим рассказать, что там, рассказываем стихотворение и на определённое слово нужно хлопать, а на другое топать. Игры: «Чей голос?», «Послушай и отгадай». Для развития и зрительного и слухового восприятия активно применяются игры «Мерсибо»

Игры для развития тактильно-кинестических чувств: различные варианты сенсорных коробок (в коробку насыпается различный наполнитель и проводятся различные манипуляции с ним), рисование на манке, «Волшебный мешочек», «Определи на ощупь», просим отделить фасоль от гороха или гречки.

В нашем учебном учреждении есть прекрасная сенсорная комната, которую мы активно используем. На примере игры учим детей правильно реагировать на звуки, свет, контролировать свои эмоции и спокойнее относиться к неприятным ощущениям (или вовсе не замечать их)

Проприоцепция - это ощущение относительного положения частей тела и их движения, иными словами - ощущение своего тела. В сенсорной комнате мы развиваем проприоцептивную чувствительность: игры с мягкими модулями, трубой и т.д. Хорошей основой для формирования навыков, которые снижают уровень стресса, тревоги и беспокойства является физическая активность. В занятиях с применением сенсорной интеграции очень важна двигательная активность, которую направляют на стимуляцию различных чувств. В дошкольном возрасте они обязательно должны быть адаптированы к уровню развития ребенка и проходить в форме игры. Педагог побуждает и направляет ребенка на выполнение действий, которые высвобождают и провоцируют соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул. Во время занятий выполняются соответствующие для ребенка упражнения, обладающие вестибулярной, проприоцептивной, а также тактильной стимуляцией. Нужно чередовать вестибулярные (беги, прыгай) и проприоцептивные (тяни, толкай) нагрузки, это хорошо подготавливает и организует нервную систему для концентрирования и обучения.

В начале года нами было проведена диагностика по актуальному уровню сенсорного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В ходе диагностики использовались методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л.А. и Земцовой М.И. результате проведенной диагностики было определено, что 90% воспитанников обладают недостаточным уровнем сенсорного развития. В течении года мы применяли на своих развивающих занятиях игры с элементами сенсорной интеграции и по результатам диагности на конец года уровень сенсорного развития каждого ребенка значительно вырос. Данная технология помогла воспитанникам в рамках игровой ситуации освоить понятия: цвет, геометрические фигуры и тела, понятия «один-много», пространственные отношения и т.д. Использование данной технологии привело к развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, речь и творческое воображение. Применение методов сенсорной интеграции способствуют психическому развитию детей, развивают интерес к окружающему миру, помогают удовлетворить потребность ребенка в осознании и понимании себя, обеспечивают развитие моторных, познавательных и сенсорных умений, стимулируют речемыслительную активность, мотивируют на осмысленную познавательную деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

Головчиц, Л.А. (2016), Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональная подготовка педагогов в современных условиях, Дефектология, Москва, Россия.

Жаворонков Р. Н. (2017), Создание специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, Дефектология, Москва, Россия.

Седова Н.В., Царапкина О.Ю., Шувалова М.К. (2016), Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями, Молодой ученый, Москва, Россия.

Матвеева С.Н. (2016), Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ОВЗ, Логопед, Москва, Россия.

Айрес Э. Джин. (2016), Ребенок и сенсорная интеграция - 4-е изд., Теревинф, Москва, Россия.

Крановиц Кэрол Сток (2017), Разбалансированный ребенок, Санкт-Петербург, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...

Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.

В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...

Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

Презентация по теме "Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"...

Мастер-класс для родителей "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...

Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...