Роль дидактических игр в познавательном развитии детей раннего возраста.
статья по коррекционной педагогике

Дидактические игры играют важную роль в развитии познавательных способностей детей раннего возраста. Значимость и ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются и используются в развивающих целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_poznavatelnoe_razvitie.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры играют важную роль в развитии познавательных способностей детей раннего возраста. Значимость и ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются и используются в развивающих целях.

В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром. Этот мир он познает с помощью наблюдения, ощущения через определенные действия с предметом. Ему все хочется потрогать руками, внимательно рассмотреть и узнать, для чего нужен тот или иной предмет, поэтому дидактические игры становятся одним из важнейших средств познавательного развития, которое также способствует развитию и эмоциональной сферы ребенка.

Воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу малыша через дидактические игры, у ребенка формируются навыки и умения осваивать признаки предметов, учиться их обобщать, сравнивать, классифицировать.

Познакомившись с новым предметом, ребёнок может узнать, что это за предмет и для чего он нужен? Совершенствовать свое представление о нем. В ходе игры педагог может предать дидактической игре творческий характер, что способствует развитию воображения  у ребенка.

В самостоятельной деятельности дидактические игры позволяют расширять у детей раннего возраста познавательные интересы, развивать такие черты характера ребенка, которые позволяют ему полноценно и активно развиваться.

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

В своей практической работе я использую разные дидактические игры, как приобретенные в магазине, так и сделанные своими руками, которые обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, способствуют развитию умственного, эстетического воспитания, создают условия для детского экспериментирования, то есть способствуют развитию познавательных способностей детей раннего возраста.

Дидактические  игры для детей раннего возраста разделяют на три вида :

  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные игры.

К играм с предметами относятся такие игры, как:  «Цветные башенки» «Рамки вкладыши», «Курочка - матрешки»,  «Накорми животных», «Одень медвежонка»,  «Разноцветные бусы», «Поймай рыбу»,  «Четыре чемодана», «Шнуровка», «Геометрические пирамидки», «Веселые цыплята», «Цветные медвежата»,  «Кто спрятался?», «Чудесный мешочек?», «Орешки для белочки», Блоки Дьенеша, игры с прищепками и т. д

Авторские пособия: «Сказочный город», книга «Времена года», «Искалочка».

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать мыслительные процессы. Необходимо помнить, что изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.

Детям раннего возраста я предлагаю следующие настольно – печатные игры: «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Картинки и игрушки», «Лото», «Найди заплатку» игры с липучками и т. д

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые, например игра «Дождик», «Кто как кричит?», а в последствии им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»).

Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения и появлению первых звуков;
  • развивают начатки связной речи;
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
  • способствуют обогащению, пополнению словаря;
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Играя в словесные игры с детьми раннего возраста необходимо помнить:

  • Речь педагога — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
  • Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок).

Дидактическая  игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, речь, способности и умения.

Требования к их проведению дидактических игр в раннем возрасте.

К организации дидактических игр в раннем возрасте предъявляются такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

• Игра должна соответствовать возрасту детей и требованиям ФГОС.

• Участие в игре должно быть добровольным.

• У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.

• Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.

• С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.

• Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.

• Очень важен положительный эмоциональный фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста»

laquo;Роль дидактической игрушкив интеллектуальном развитиидетей раннего возраста» Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., пред...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

"Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста"

Занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.Они направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в т...

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Электронное пособие Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста

Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста...