ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ И МАТЕРИАЛОВ ФРИДРИХА ФРЁБЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Гётте Мария Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ И МАТЕРИАЛОВ ФРИДРИХА ФРЁБЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fryobel.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фридрих Фрёбель, педагог, живший и работавший в Германии, в первой половине 19 века так говорил о воспитании и образовании:

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью

Что очень близкО, современному образовательному стандарту дошкольного образования, не так ли?

В 1839 году Фрёбелем было открыто учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого цели развивать детей до школы никто перед собой не ставил. Заведение было названо Kindergarten, что переводится с немецкого как ДЕТСКИЙ САД. Это название прижилось, и , как мы видим, существует до сих пор. Педагогов, работавших в том детском саду, называли «садовницами», которые взращивали детей, подобно растениям.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

Ведущее место в своей системе Фрёбель отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Некоторые, конечно, несколько изменили свой внешний вид, но суть осталась прежней.

Материал, созданный Фрёбелем, получил название «дары Фребеля». В дары входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, кубы, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов  упражнения с формой красоты Вы видите на фото.

Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Система Фрёбеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России, а также появилось много последователей, предложивших аналоги Даров Фрёбеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.          Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Представление педагогического опыта «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»

        Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в ...

Использование звуковой и дыхательной гимнастики в оздоровительно -коррекционной работе с детьми с ОНР.

При неврологических нарушениях часто нарушаетсяречевое дыхание вследствии нарушения инервации дыхательноймускулатуры.В момент речи оно обычно учвщённое, после произнесения отдельных слогов или слов ре...

Консультация для воспитателей "Использование медиа технологии в различных формах логопедической коррекционной работы с детьми с ОНР"

Задачи:•- раннее выявление, обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности, имеющихся у них дефектов;•- организация коррекционной помощи;•- оказание консультат...