«Интегрированные занятия специалистов ДОУ в работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

 Мухамеджанова Альфия Утебхалиевна

Практика инклюзивного образования в условиях дошкольных образовательных организаций.

 

Тема : «Интегрированные занятия  специалистов ДОУ  в работе с детьми ОВЗ»

 

Современная система российского специального образования обозначила главные  цели и задачи, решение которых требует построения грамотной  системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения в развитии. Дети с нарушениями развития составляют группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в создании особых образовательных условий. В детских садах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа, которая учитывает индивидуальные особенности детей и способствует комплексной коррекции имеющихся нарушений. Каждый специалист в ДОУ для детей с нарушением зрения имеет приоритетные цели, задачи, направления деятельности.  Цель педагогов -  всестороннее развитие и коррекция воспитанников  с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Задачи детского сада, воспитателей и специалистов  в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

В ДОУ должна быть разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей с особенностями развития, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. На каждого ребенка с ОВЗ должен быть разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями; - все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. Качественный результат образования для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому девиз в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ  должен быть- «Родитель — член команды». Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сотрудничество родителей и специалистов направленно на одну общую цель и выполнение задач поставленных ФГОС. Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень недоверия и внутреннего напряжения родителей. Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это - «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей).

Формы работы с родителями :

1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»

2. Разработан проект «Мы такие разные, но мы вместе!»

3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.

4. На сайте ДОУ создается  блок «Советы специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.

5. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.

6. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.

7. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.

8. На базе ДОУ работает Консультационный центр специалистов ( логопед, психолог, медицинский работник) по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям.

Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.  Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Интегрированные занятия более результативны, так как у дошкольников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала.

На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

Интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

·      Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

·      Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

·      Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

·      Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ:

1.Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.

2 . Способствует развитию на занятии эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.

3.Оказывает положительное влияние и на деятельность педагога, способствует повышению роста профессионального педагогического мастерства, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции различных видов деятельности, мы решаем такие задачи как:

-   Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

-    Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

-Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Модели интеграции могут быть следующие:

1.  Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2.  Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом. Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом и т.п.

Продолжительность интегрированного занятия в разных возрастных группах может варьироваться от 20 до 35 минут. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный массаж
  • Релаксация.

Взаимосвязь специалистов

 Логопед - психолог

Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

·      несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития;

·      нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

·      речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.

Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее; педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался и внимание детей не рассеивалось.

Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.

В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы:

- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- работа с воспитателями;

- работа с администрацией образовательного учреждения;

- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм  и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной  работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования. Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных.

Логопед – музыкальный работник

В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя. Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика).

Рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

 - упражнения на развитие дыхания,

голоса и артикуляции;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

 - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения; - пение;

- игру на музыкальных инструмент

Музыкальный руководитель развивает:

 -слуховое внимание и память,

 -пространственное представления,

 -координацию движений,

  -воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух

Логопед – воспитатель

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Важное  значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. 

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Логопед – инструктор по  физическому воспитанию

Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет и сохранить и «приумножить» здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

координации движений;

общей и мелкой моторики;

закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

речевого и физиологического дыхания;

формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

работа над мимикой лица.

 

Литература

1.           Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2.           Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3.           Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.

4.           Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5.           Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия        . /Под ред. К.Ю.Белой. М., 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov.zanyatie_1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практика инклюзивного образования в условиях дошкольных образовательных организаций.

Тема : «Интегрированные занятия  специалистов ДОУ  в работе с детьми ОВЗ»

Современная система российского специального образования обозначила главные  цели и задачи, решение которых требует построения грамотной  системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения в развитии. Дети с нарушениями развития составляют группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в создании особых образовательных условий. В детских садах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа, которая учитывает индивидуальные особенности детей и способствует комплексной коррекции имеющихся нарушений. Каждый специалист в ДОУ для детей с нарушением зрения имеет приоритетные цели, задачи, направления деятельности.  Цель педагогов -  всестороннее развитие и коррекция воспитанников  с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Задачи детского сада, воспитателей и специалистов  в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

В ДОУ должна быть разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей с особенностями развития, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. На каждого ребенка с ОВЗ должен быть разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями; - все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. Качественный результат образования для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому девиз в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ  должен быть- «Родитель — член команды». Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сотрудничество родителей и специалистов направленно на одну общую цель и выполнение задач поставленных ФГОС. Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень недоверия и внутреннего напряжения родителей. Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют используя различные приёмы. Это - «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей).

Формы работы с родителями :

1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»

2. Разработан проект «Мы такие разные, но мы вместе!»

3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.

4. На сайте ДОУ создается  блок «Советы специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.

5. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.

6. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.

7. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.

8. На базе ДОУ работает Консультационный центр специалистов ( логопед, психолог, медицинский работник) по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям.

Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.  Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Интегрированные занятия более результативны, так как у дошкольников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала.

На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

Интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

·      Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

·      Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

·      Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

·      Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ:

1.Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.

2 . Способствует развитию на занятии эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.

3.Оказывает положительное влияние и на деятельность педагога, способствует повышению роста профессионального педагогического мастерства, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции различных видов деятельности, мы решаем такие задачи как:

-   Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

-    Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

-Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Модели интеграции могут быть следующие:

1.  Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2.  Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом. Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом и т.п.

Продолжительность интегрированного занятия в разных возрастных группах может варьироваться от 20 до 35 минут. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный массаж
  • Релаксация.

Взаимосвязь специалистов

 Логопед - психолог

Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

·      несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития;

·      нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

·      речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.

Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее; педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался и внимание детей не рассеивалось.

Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.

В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы:

- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- работа с воспитателями;

- работа с администрацией образовательного учреждения;

- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм  и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной  работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования. Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных.

Логопед – музыкальный работник

В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя. Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика).

Рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

 - упражнения на развитие дыхания,

голоса и артикуляции;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

 - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения; - пение;

- игру на музыкальных инструмент

Музыкальный руководитель развивает:

 -слуховое внимание и память,

 -пространственное представления,

 -координацию движений,

  -воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух

Логопед – воспитатель

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. 

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Важное  значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. 

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Логопед – инструктор по  физическому воспитанию

Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет и сохранить и «приумножить» здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

координации движений;

общей и мелкой моторики;

закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

речевого и физиологического дыхания;

формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

работа над мимикой лица.

Литература

1.           Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2.           Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3.           Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.

4.           Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5.           Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия        . /Под ред. К.Ю.Белой. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Интегрированная форма работы с детьми в образовательном процессе. Работа с бумагой по типу ОРИГАМИ.

Интегрированная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - Оригами. Конспект занимательной деятельности с детьми включает в себя все образовательные области. Дети вовлечены ...

Тематический контроль «Интегрированные занятия в воспитательно-образовательной работе с детьми»

В материале содержится справка тематического контроля по теме "Интегрированные занятия в воспитательно-образовательной работе с детьми"...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

«Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению»

Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”....