Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике

Малышева Марина Александровна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал развития лишь при вовремя начатом, правильно организованном специальном обучении и воспитании.Это потребности не только с применением специальных технических и медицинских средств, но и  особое содержание методов обучения. Они должны помочь ребенку с ОВЗ развивать свой внутренний мир и помогать строить отношение с другими детьми в процессе получения знаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_korr-razv._raboty_s_detmi_ovz.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Группа методов

Содержание метода

Наглядные методы

Непосредственные: показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из обучающихся.

-Метод имитации;

В качестве коррекционных приемов внутри метода используются приемы оценки и учета загруженности перцептивного поля загруженности 5-7 объектов).

Опосредованные: демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем.

- Демонстрация объектов и способов действий;

- показ иллюстраций;

- рассматривание иллюстраций;

-рассматривание предметов, таблиц, чертежей схем моделей;

- наблюдение за явлениями природы, различными закономерностями в окружающем мире.

При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с нарушениями в развитии (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности). Строго дозировать и структурировать предлагаемый материал.

Словесные методы

- называние педагогом упражнений;

- описания;

- объяснения и комментирование хода их выполнения;

- указания;

- распоряжение;

- вопросы к детям;

- рассказ;

- беседа;

- объяснения и пояснение;

- словестные дидактические игры;

- выразительное чтение стихотворений.

Приемы словесного метода составляют самую большую группу:

- название упражнения;

- описание и объяснение;

- напоминание;

- уточнения;

- пояснения и указания;

- распоряжения;

- команды и сигналы;

- беседы;

- рассказы и вопросы;

- стихи;

- считалки;

- загадки и жеребьевки;

- оценка выполнения упражнений.

Словесные методы имеют наибольшую специфику в обучении детей с нарушении в развитии. К ним относятся приведенные далее методы.

Методы нормализации речевой среды для развития вербальной и не вербальной коммуникации.

Методы и приемы, лежащие в основе формирования системы фонематического восприятия (фонетическая ритмика, методы развития слухового и речевого восприятия).

Метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания дефектолога визуальными материалами.

Метод алгоритмизированного и структурированного объяснения нового материала. Использование психотерапевтических методов и приемов (опережающего одобрения, словесного рисования).

Практические методы

Выполнение движений совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение). Включают повторение упражнений с изменениями и без, проведение их в игровой форме, в виде игровых упражнений и соревновательной форме. При работе с детьми ОВЗ данный метод трансформируется на основе специальных двигательно-кинестетических приемов.

Коммуникативные методы

Игры-задания в инклюзивной группе. Примеры заданий:

- задание на знание в рамках межличностного интеллекта: «Повтори, что сказала Маша»;

- задания на понимание: «Объясни, что сказал Петя»;

 - задания на примирение: «Договоритесь, кто и что будет делать»;

- задания на анализ «Догадайтесь, о чем будут думать ребята»;

- задание на оценку: «Скажи, чье решение тебе показалось лучшим и почему?».

Игры с правилами – стимул совершенствования у детей коммуникативных умений.

Метод проектов  - в основе направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в  процессе совместной работы педагога, детей над проблемой. В проектной деятельности – ключевой признак самостоятельный выбор.

Центры активности – одно из условий , которые провоцируют коммуникативную деятельность.

Продуктивные методы

Характеризуется тем, что педагог не демонстрирует способа, а лишь создает условия для его открытия самими детьми. При выполнении таких упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, учится использовать прежние знания в новой ситуации, проявляя сообразительность и смекалку.

Репродуктивные методы

Основаны на воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются воспитателем, который своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....

Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...