Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей первого года жизни)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Перспективно-тематическое плавнирование учителя-дефектолога, воспитателя,музыкального руководителя (для детей первого года жизни)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptp1god.docx | 117.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ, МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ)
Месяц | Учитель-дефектолог (лексические темы, задачи) | Воспитатель | Музыкальный руководитель | ||||||
Сентябрь 3 неделя | Стартовая диагностика | ||||||||
«Кукла». Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи. - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ля-ля?». - Развивать умение находить глазами куклу, находящуюся в разных местах в корзине (коробке, под платком, под подушкой, в ящике). - Стимулировать понимание речевых инструкций «дай», «пока», подкрепленных жестами. - Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения "Ладушки - ладушки". Стимуляция доречевой активности. - Учить прислушиваться к слогам лепета и повторять их. Над рекой сидел рыбак, потерял один башмак. Видно, солнце и река усыпили рыбака. Да-да-да, да-да-да, да-да-да. Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Видно, солнце и река…, Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Усыпили рыбака! Ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла. Рыбка съела червяка, разбудила рыбака! Дернул удочку рыбак: старый вытащил башмак! Та-та-та, та-та-та, та-та-та. Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый вытащил башмак! Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый собственный башмак! Да-да-да, да-да-да, да-да-да. Развитие слухового восприятия - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (бубен - барабан). - Вызывать у ребенка эмоциональные реакции на собственное имя. Общаясь с ребенком, нужно произносить его имя нараспев, поглаживать малыша или показывать его отражение в зеркале. - Учить различать голос близкого взрослого в ходе игры с платком. Он ласково называет ребенка по имени, то прячась под платком, то выглядывая из - под, то выглядывая из под него. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности. - Учить совершать разнообразные действия с игрушками: качать куклу, сажать в машину, катать, кормить, расчесывать волосы и т.д. Развитие мелкой моторики - Массаж кистей рук (ворсовые щетки). - Пальчиковая гимнастика (пальчиковые куклы). - Пальчиковый бассейн (желуди). - Предлагать ребенку предметы и игрушки, изготовленные из разных материалов (гладкие, колючие, шершавые и т.д.) - Учить указательному жесту (показать глаза у взрослого). Развитие зрительного восприятия. - Развивать восприятие предметов (объемные предметы), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Развивать восприятие предметов (шарики) двух цветов (желтый красный) «Покатай шарики». - Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). | Потешка: «Спи моя хорошая, баю-баю-бай, куколка любимая глазки закрывай…» Игра: «Где куколка?» Дидактическая игра: «Уложим куклу спать» Игра - упражнение: «С куколкой попляшем» Действия с предметами: «Покатаем куклу» Игра-инсценировка: «Уходи с дороги кот, наша куколка идёт…» Подвижная игра: «К куклам в гости». | Музыкально-ритмические движение: «Танцуем вместе с Катей» прибаутка. Слушание: «Колыбельная» муз. А.Лядова, сл. Высотской «Кукла» М. Старокадомского. | |||||||
сентябрь 4 неделя | «Неваляшка». Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ля-ля?». - Развивать умение находить глазами неваляшку, находящуюся в разных местах. - Стимулировать понимание речевой инструкции «иди ко мне», подкрепленной жестом. - Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Какой ты большой?» " Стимуляция доречевой активности -Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка (ма-ма, па-па). Утром я встаю. Песенку пою, Песенку простую, вот какую: Ля-ля-ля-ля-ля. Утром я встаю. Песенку пою, Песенку простую, вот такую: Да-да-да-да-да. Меняйте последние строки песенки, вводя новые слоги: на-на-на, ма-ма-ма, та-та и др. Развитие слухового восприятия - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (металлофон, трещотка) -Развивать умение находить невидимый источник звука. - Учить различать интонации близких взрослых. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности -Учить совершать разнообразные действия с игрушками: качать неваляшку, сажать в машину, кормить, катать и т.д. - Учить снимать со стержня кольца пирамидки. Развитие мелкой моторики - Массаж кистей рук (шарики су-джок). - Пальчиковая гимнастика (пассивная) «Фонарики» - Пальчиковый бассейн - шишки. - Предлагать ребенку предметы и игрушки, разные по температуре (прохладные, холодные, теплые). -Учить указательному жесту (показать глаза, нос, рот у взрослого, неваляшки). Развитие зрительного восприятия - Развивать восприятие предметов (объемные предметы), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Развивать восприятие предметов разных цветов (желтый красный), учить ребенка по одному доставать из прозрачной банки разнообразные шарики и рассматривать их. - Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки) | Потешка: «Свою куклу неваляшку, я укладываю спать…» Дидактическая игра: «Найди неваляшку» Игра-инсценировка: «Мы милашки, куклы-неваляшки» Игровое упражнение: «В гостях у неваляшки» Подвижная игра: «Доползи да неваляшки» | Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз.Т.Ломовой, сл.Е.Соковниной Слушание: попевка «Мы милашки» р.н.п. | ||||||
Октябрь 1 неделя | «Барабан» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи: - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где бам-бам?». - Развивать умение находить глазами барабан, находящийся в разных местах. - Эмоциональные игры сопровождать повторяющимися действиями: «пока-пока», «идем» и т.д. Развитие слухового восприятия - Учить различать голос близкого взрослого в ходе игры с платком. - Учить различать разную интонацию, изменения голоса по высоте, силе, тембру. - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (барабан - погремушка). - Соотносить звукоподражание –«бам бам» с игрушкой . Стимуляция доречевой активности - Стимулировать лепет (цепочки слогов). - Вводить звукоподражание –«бам бам». Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Извлекать звуки из звучащих предметов (барабан, погремушка). - Учить брать мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всеми пальцами. - Учить ставить кирпичик на кирпичик, складывать кирпичики в коробку, перекладывать из корзинки в коробки. Развитие мелкой моторики - Массаж кистей рук (ворсовые щетки). - Пальчиковая гимнастика (пассивная) «Этот пальчик – он большой». - Пальчиковый бассейн (каштаны). - Учить щипковому захвату (смыкаются только подушечки указательного и большого пальцев). Ленточки, яркие шерстяные ниточки. Развитие зрительного восприятия - Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Развивать восприятие предметов разных цветов (желтый, красный) и величины. Кирпичики (две величины, два цвета). - Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). | Потешка: «Трам-там-там, трам-там-там, мне купили барабан…» Игра: «Барабан» Действия с предметами: «Бей, барабан» Пальчиковая игра: «Бум-бум барабан, что за шум, что за гам?» Подвижная игра: «Найди барабан» | Музыкально-ритмические движение: «Топотушки» Н.В.Нищева Слушание: пьеса «Барабанщик» муз. Кабалев-ского. Игра «Барабан» слова и музыка Кортушиной. Игра на ДМИ «Барабан». | ||||||
Октябрь 2 неделя | «Дудочка» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ду-ду?». - Развивать умение находить глазами дудочку, находящуюся в разных местах. Развитие слухового восприятия - Развивать умение ребенка воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер. Игра «Потанцуем». - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (дудочка - колокольчик). - Соотносить звукоподражание –«ду-ду» с игрушкой . Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание, обозначение названия предметов и действий: бах (упал), бай-бай (спать), топ-топ (идет) и др. - Вводить звукоподражание – «ду-ду». Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Извлекать звуки из звучащих предметов (дудочка, колокольчик). Выбор из двух («Где ду-ду»). - Учить доставать игрушку из тканевого мешка (из полиэтиленового мешка). Развитие мелкой моторики - Массаж кистей рук (махровая рукавица), - Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять». - Пальчиковый бассейн (орехи лесные). - Развивать умение брать предметы пальцами, перекладывать их, класть на место или отдавать взрослому по его просьбе. - Учить брать мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всеми пальцами. Развитие зрительного восприятия - Учить ребенка узнавать себя в зеркале, Игра "Улыбнись, поклонись", «Кто у нас хороший?». - Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Кирпичики – шарики (разные по величине, двух цветов) игры «Покатай шарики» (скат), «Башенка». | Потешка: « Ой ду-ду, ду-ду,ду-ду- потерял пастух ду-ду...» Игра: «Дудочка -поиграй» Пение песенки: «Ду-ду-ду,дудочка,песенка заветная…» Подвижная игра: «Где гудит?» | Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз. Т.Ломовой, сл. Е.Соковниной Слушание: «Неаполитан-ская песенка», муз. П.Чайков-ского Игра на ДМИ «Дудочка». | ||||||
Октябрь 3 неделя | «Мяч» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где мяч?». - Развивать умение находить глазами мячик, находящийся в разных местах. - Учить понимать слова: мячик, дай, на, принеси, покати, кати. Выполнять движения по показу и слову. Развитие слухового восприятия - Учить ребенка выделять себя, подражать действиям взрослого, идентифицировать себя со своим именем. «Ножками затопали!», «Детки хлопать все умеют!» - Совершенствовать слуховые реакции на звучащие предметы (фольга, бумага, целлофановый пакет. Игра «Шуршание»). - Развивать умение воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер, учить выполнять танцевальные движения «Учимся танцевать» Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание, обозначение названия предметов и действий (оп, прыг (прыгать), и др.). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности -Учить катать и бросать мяч. Игра «Передай мяч», «Куда катится мяч?» - Учить брать маленькие мячи одной рукой, а крупные – двумя руками. - Учить использовать игрушки по назначению: сжимать резиновый мяч, катать мяч, тянуть мяч за веревочку. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Кулачок, ладошка». - Массаж кистей рук (шарики су-джок). - Пальчиковый бассейн (грецкие орехи). - Развивать умение брать предметы пальцами, перекладывать их, класть на место или отдавать взрослому по его просьбе. Развитие зрительного восприятия - Совершенствовать умение, лежа на животе, прослеживать за игрушкой, находясь на гимнастическом мяче. При этом объект (игрушка) остается неподвижным, перемещается ребенок, который находится на мяче. Взрослый удерживает ребенка за спину и медленно покачивает вправо-влево. -Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Мячики (колючие, шершавые, гладкие, разного цвета и размера). | Потешка: «Катаю мой мяч…» Игра: «Бросаю- поймай» Действия с предметами: «Мячик поскачи» Игровое упражнение: «На мяче» Дидактическая игра: «Мячик прыг-скок» Игра-инсценировка: «Догони мяч» Подвижная игра: «Прокати мяч» | Музыкально-ритмические движение: «Бьем в ладоши» Н.В.Нищева Слушание «Полька» муз. П.Чайковского | ||||||
Октябрь 4 неделя | «Кубики» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где кубики?». - Развивать умение находить глазами кубики, находящиеся в разных местах. - Развивать умение понимать речевые инструкции, не подкрепленные жестом («дай», «на», «постучи» и т.д.) Развитие слухового восприятия - Совершенствовать слуховые реакции на знакомые звучащие игрушки, знакомить их с новыми звуками (пианино). - Учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Стимуляция доречевой активности. - Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов. - Стимулировать звукоподражание («ку»-кубик, «ля-ля»-пианино) Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить складывать кубики в машину, тележку, катать тележку за веревочку. - Организовывать игру «Брось-достану!». В процессе игры взрослый побуждает ребенка бросать кубики разных размеров то левой, то правой рукой, а крупные - двумя руками. Развитие мелкой моторик. - Пальчиковая гимнастика «Если пальчик мой не спит, указательный грозит…». - Массаж кистей рук (махровая рукавица). - Пальчиковый бассейн (крупа). - Учить нажимать на клавиши пианино. - Развивать умение брать предметы пальцами, ставить кубик на кубик, складывать кубики в коробку, перекладывать из корзинки в коробки. Развитие зрительного восприятия - Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной). - Кубики (разные по величине, двух цветов). | Пальчиковая игра: «Строим, строим, строим дом…» Игра: «Строим башенку из кубиков» Действия с предметами: «Погрузка кубиков в машину» Игровое упражнение: «Большие и маленькие кубики» Подвижная игра: «Шагаем через кубики» | «Ласковая просьба» муз. Г.Свиридова. «Устали наши ножки» муз. Т.Ломовой | ||||||
Ноябрь 1 неделя | «Машина» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где би-би?». - Развивать умение находить разные машины в группе. - Учить понимать названия действий (едет, везет). Развитие слухового восприятия - Развивать умение находить невидимый источник звука. Взрослый на полу на некотором расстоянии друг от друга ставит 2-3 коробки с крышками, которые легко снимаются Взрослый показывает ребенку заводную игрушку машинку, прячет ее в одну из коробок, и закрывает крышкой. Следует спрятать игрушку так, чтобы ребенок не видел этого и искал, ориентируясь только на ее звук. Стимуляция доречевой активности - Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов («би-би», «брр»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Знакомить с разнообразными действиями с игрушками: катать машинку, сажать в неё куклу, собачку и т.д. - Организовать игру «Найди игрушку» (машинку на веревочке.) и действия с ними. Взрослый прячет игрушку под ковер (под полотенце), оставив только конец нитки (веревки), и предлагая ребенку достать предмет, потянув за нитку. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Веер». - Массаж кистей рук (махровая рукавица). - Пальчиковый бассейн (горох). -Учить класть мелкие предметы в банки с узким горлышком и высыпать их в корзинку. Развитие зрительного восприятия - Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в разные цвета (методика Кудриной). - Разноцветные брусочки (четыре цвета). - Продолжить учить узнавать себя и близкого взрослого в зеркале "Кто у нас красивый?» (с переодеванием). | Потешка: «Вот девочка Марина, а вот её машина…» Игра: «Машинка катится с горки» Действия с предметами: «Весёлый грузовичок» Подвижная игра: «Птички и автомобиль» | Музыкально-ритмические движение: р.н.м. «Я на горку шла» (Поехали – поехали). Слушание: Сл. Найденовой, муз. Потапенко «Машина». |
Ноябрь 2 неделя | «Поезд» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где чух-чух?». - Учить выбирать из двух игрушек (поезд-машина). - Учить понимать названия действий (едет, везет). Развитие слухового восприятия - Соотносить звукоподражание - «чух-чух» с игрушкой. - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. (деревянные ложки, музыкальный телефон) Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание – (поезд «чух-чух», стучит «тук-тук»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить действовать с игрушкой (катать по рельсам, сажать и катать кукол, мишек). - Игра в «Прятки (тю-тю)». Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - он большой…». - Массаж кистей рук (расческа массажная). - Пальчиковый бассейн (гречка). - Учить действовать двумя, тремя пальчиками, вытягивать носовой платок или разноцветные ленточки из отверстия. Развитие зрительного восприятия -Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в 4 основных цвета (методика Кудриной). - Учить доставать и рассматривать мелкие игрунки киндер-сюрприз (игра «Чудесный мешочек»). - Организовывать игру «Сними носочек». | Потешка: «Паровозик, паровозик, всех он возит, всех он просит…» Игра: «Поезд» Инсценировка песни: «Весёлый поезд» Игра-упражнение: «Поезд» Стихотворение: «Чух-чух стучат колёса» Дидактическая игра: «Кто в поезде едет?» Подвижная игра: «Поезд» | «Поезд» муз. Н.Метлова Игра под музыку «Поезд» |
Ноябрь 3 неделя | «Самолет» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где У-У?». - Учить выбирать из двух игрушек (самолет, поезд). - Учить понимать названия действий (летит, гудит). Развитие слухового восприятия - Соотносить звукоподражание - «У-У» с игрушкой. - Вызывать дифференцированные реакции на тембр голоса взрослого (высокое и низкое звучание: большой и маленький поезд). - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (звучащая игрушка - матрешка, бубенчики). Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание – (самолет «у-у», бубенчики «динь-динь»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить манипулировать с игрушкой, подражать действиям взрослого (катать, показывать, как летит, гудит и т.д.) Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Пальчики погладим». - Массаж кистей рук (массажный коврик). - Пальчиковый бассейн (чечевица). - Учить снимать прищепку двумя пальчиками и бросать её в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!». Развитие зрительного восприятия - Учить рассматривать фигуры, окрашенные в четыре основных цвета (методика Кудриной). -Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). - Организовывать игру «Сними рукавицу». | Потешка с действиями: «Самолёты загудели, самолёты полетели…» Игра-упражнение: «Самолётик заводной» Действия с предметами: «Самолёт гудит: у-у-у» Подвижная игра: «Самолеты полетели» | Музыкально-ритмические движение: «Полетели – полетели» р.н. потешка. Слушание: «Старинная французская песенка» муз. П.Чайковского Подвижная игра под музыку «Самолеты полетели» |
Ноябрь 4 неделя | «Кораблик» Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ту-ту?». - Учить выбирать кораблик из двух игрушек (кораблик-самолет). - Учить понимать названия действий (плывет, гудит). Развитие слухового восприятия - Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (большой и маленький самолет). - Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное звучание музыкальных игрушек (свистулька). Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание – (кораблик «ту-ту»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Знакомить с плавающими игрушками (кораблики), хлопать рукой по воде. - Организовывать игру «Сними шапку». Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Постучим пальчиками». - Массаж кистей рук (кусочки ткани: шерсть, мех). - Пальчиковый бассейн (макароны). - Учить находить мелкие игрушки в контейнере с макаронами. Развитие зрительного восприятия - Учить рассматривать фигуры, окрашенные в четыре основных цвета (методика Кудриной). - Панно «Пуговицы». | Потешка: «По реке плывёт кораблик ,он плывёт издалека…» Игра-забава: «Кораблик» Действия с предметами: «Плыви ко мне, кораблик» Стихотворение: «Матросская шапка» Подвижная игра: «Веселый кораблик» | Слушание: «Ай-да!» муз. В.Вер-ховинца Игра под музыку «Веселый кораблик» |
Декабрь 1 неделя | «Кошка» Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где киса?». - Развивать умение находить всех кошек. - Учить понимать названия действий мяукает, спит, лакает, и т.д. Развитие слухового восприятия - Запись с голосами животных. - Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий - низкий / кошка и котенок). - Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (кошка далеко и близко). - Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (кубики, наполненные различным сыпучим материалом). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания (кошка «киса», «мяу»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Учить находить частично спрятанную игрушкой. Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. - Игра с куклой «Бибабо» (кошка). Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Киска царапается». - Массаж кистей рук (колючие шарики). - Пальчиковый бассейн (рис). - Учить находить мелкие игрушки в контейнере с рисом. Развитие зрительного восприятия - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. - Деревянный строительный набор (кубики, брусочки, призмы). - Организовывать игру «Бусы и браслет». | Потешки: «Киска-киска…», «Как у нашего кота…» Игра: «Кошка и корзинка» Подвижная игра: «Кошка и котята» Слушание песни: «Кошка и котёнок» Подвижная игра: «Где спрятался котенок?» | Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (колокольчик). Слушание: «Кошка» сл. Фринкель, муз. Александрова. Пение: «Кошка и мыши» сл.и муз. Картушиной. «Мяу!» Н.В.Ни-щева |
Декабрь 2 неделя | «Собачка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ав-ав?». - Развивать умение находить всех собачек. - Учить понимать названия действий лает, кусает и т.д. Развитие слухового восприятия - Запись с голосами животных. - Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий – низкий / собака и щенок). - Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (собака лает далеко и близко). - Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (контейнеры, наполненные различным сыпучим материалом). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания (собачка «ав-ав», идет «топ-топ», кусает «ам-ам»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Учить находить частично спрятанную игрушкой. Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. - Игра с куклой «Бибабо» (собака). Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Собачка». - Развивать тактильные ощущения предлагать разные по температуре (прохладные, холодные, теплые), (пластины из разных материалов). - Пальчиковый бассейн (камешки). - Учить находить мелкие игрушки в контейнере с камешками. Развитие зрительного восприятия - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. - Пластины, сделанные из разных материалов. | Потешка-игра: «Вот собачка подошла, детке лапу подала…» Игра: «Вот какая собачка» Стихотворение: «Пёс» Действие с предметами: «Домик для собачки» Игра- инсценировка: «Помоги собачке» Подвижная игра: «Догони корову» | «Ты собачка не лай» р.н. по-тешка. Слушание: Сл. Федорченко, муз. Кукловской «Жучка». «Бобик» сл. Найденовой, муз. Потапенко |
Декабрь 3 неделя | «Корова» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где му-му?». - Учить понимать названия действий мычит, дает молоко и т.д. - Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Корова большая?» " Развитие слухового восприятия - Запись с голосами животных. - Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий – низкий / корова и теленок). - Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (корова мычит далеко и близко). - Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (музыкальная книга). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания (корова «му», идет «топ-топ»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Учить тянуть игрушку-каталку за веревочку. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Корова». - Развивать тактильные ощущения предлагать разные по температуре (прохладные, холодные, теплые), бытовые предметы. - Пальчиковый бассейн («Космический» песок). - Учить находить мелкие игрушки в контейнере с песком, брать мелкие игрушки двумя пальчиками. Развитие зрительного восприятия - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. - Игра с клубочками ниток. | Потешки: «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй…», «Му-му-му! Чок-чок-чок, у реки плясал бычок…» Игра: «Заборчик у коровы» Стихотворение: «Корова» Действие с предметами: «Коровушка - бурёнушка, дай молочка» Подвижная игра: «Коровка» | Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (музыкальная шкатулка). Слушание: Сл. Найденовой, муз. Потапенко «Корова». Пение: «Догоню – догоню» р.н. потешка. |
Декабрь 4 неделя | «Конь» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где иго-го?». - Учить понимать названия действий скачет и т.д. - Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Конь большой?» " Развитие слухового восприятия - Запись с голосами животных. - Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий - низкий / конь и жеребенок). -Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (конь ржет далеко и близко). - Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (музыкальные игрушки с кнопочками). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания (конь «иго - го», скачет «цок-цок»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Учить тянуть игрушку-каталку за веревочку. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Пальчик-пальчик» С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. - Укрепление мышцы руки и пальчиков. - Пальчиковый бассейн (фасоль). - Совершенствовать умение захватывать мелкие предметы подушечками указательного и большого пальцев («щипковый» захват). Собирать в баночку фасоль. Развитие зрительного восприятия - Крупная мозаика. - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. | Потешка: «На лошадке ехали, до угла доехали» Игра - инсценировка: «Я люблю свою лошадку» Стихотворение: «Конь» Действие с предметами: «Напоим коня водичкой» | Слушание: «Игра в лошад-ки» муз. П.Чай-ковского. Игра под музыку Р.Шумана «Смелый наезд-ник». «Верхом на лошадке» муз. А.Гречанинова |
Январь 1-2 неделя | Промежуточная диагностика | ||
Январь 3 неделя | «Зайка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где зайка?» - Учить понимать названия действий прыгает («прыг-прыг») и т.д. Развитие слухового восприятия - Побуждать ребенка находить невидимый источник звука. Взрослый незаметно от ребенка прячет различные звучащие предметы (музыкальную шкатулку) и предлагает малышу найти игрушку, ориентируясь на звук. - Учить использовать музыкальные игрушки по назначению. Сначала взрослый выполняет совместные действия с ребенком, а затем побуждает его повторить эти действия (барабан-колокольчик). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания («зайка», «прыг-прыг»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: игрушка, состоящая из двух половинок, заяц). -Учить перелистывать страницы картонных книг. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Зайчик». - Пальчиковый бассейн (орехи). - Совершенствовать умение захватывать мелкие предметы подушечками указательного и большого пальцев («щипковый» захват). Развитие зрительного восприятия - «Солнечный зайчик» с фонариком. -Учить визуально дифференцировать предметы по величине (кубики большие и маленькие). - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. | Дидактическая игра: «Кто в домик пошел?» Действие с предметами: «Зайкин дом» Потешка: Как у нашего соседа Весела пошла беседа: У хозяйских у ворот Зайцы водят хоровод. Подвижная игра: «Найди по голосу» | Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (свистулька). Слушание: Сл. Бабаджан «Зайчик» р.н.потешки. «Зайчик» муз.М.Старока-домского. |
Январь 4 неделя | «Мишка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где мишка?» - Учить понимать названия действий (топает «топ-топ», рычит «ы-ы» и т.д.). Развитие слухового восприятия - Побуждать ребенка находить невидимый источник звука (включенный будильник). - Учить использовать музыкальные игрушки по назначению. Сначала взрослый выполняет совместные действия с ребенком, а затем побуждает его повторить эти действия (металлофон, дудочка). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания («мишка», «ы-ы»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять различные действия с игрушкой. - Учить брать тяжелые предметы двумя руками, легкие – одной (мешочки с разными наполнителями). - Развитие мелкой моторики Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: игрушка, состоящая из двух половинок, медведь). - Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. «Умой мишке глазки “Водичка, водичка! Умой мишке личико, Умой мишке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”), Умой мишке ротик, Умой мишке носик, Умой мишке хвостик! И поехал мишка к ребятишкам в гости. - Развивать умение захватывать предметы тремя пальцами (шишки). Развитие зрительного восприятия - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. -Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (красные, желтые кубики). - Учить строить башню из 2-3 кубиков. - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. | Дидактическая игра: «Покатаем мишку на грузовике» Потешка: Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Подвижная игра: «Мишка» | Слушание: «Медвежата» сл. Френкель, Муз.Красева. «Зайчик дразнит медвежонка» муз. Д.Каба-левского Подвижная игра под музыку «Мишка косола-пый» |
Февраль 1 неделя | «Курочка» Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ко-ко?» - Учить понимать названия действий (клюет «клю-клю» и т.д.). Развитие слухового восприятия - Развивать умение ребенка выполнять движения под ритмичную музыка, н-р, приседать, подпрыгивать, топать под плясовую мелодию. Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова,звукоподражания («ко-ко», «клю-клю»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить выполнять действия с игрушкой (народная игрушка «Курочки»). Развитие мелкой моторики - Продолжать учить указательному жесту (курочка клюет зернышки). - Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого. - Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия (желоб для скатывания, цветные шарики). Развитие зрительного восприятия - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. -Учить визуально дифференцировать предметы по форме (шарики - кубики). «Разложи в коробочки». - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. | Дидактическая игра: «Кто как кричит» Действие с предметами: «Напои курочек. Потешка: «Две разноцветные курицы бегают по улице». Подвижная игра: «Прятки» | Игра на ДМИ (ложки деревян-ные). Слушание: Пьеса «Курочка» муз. Лобарского. Потешка под музыку «Две разноцветные курицы бегают по улице». |
Февраль 2 неделя | «Цыпленок» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где пи-пи?» - Учить понимать названия действий (клюет «клю-клю», кричит и т.д.). Развитие слухового восприятия - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ко-ко»-«пи-пи»). «Кто позвал?» - Вызывать дифференцированные реакции на тембр голоса взрослого (высокий - низкий / курочка-цыпленок). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова,звукоподражания («пи-пи», «клю-клю», «цып-цып»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. - Учить разъединять игрушки из двух половинок (яйца с цыплятами). Развитие мелкой моторики - Пальчиковый бассейн («Зернышки для цыплят»). - Пальчиковая гимнастика Закрепить умение выделять каждый палец руки «Поиграем, потанцуем». Развитие зрительного восприятия - Развивать умение находить на картинках знакомые предметы и игрушки. -Учить визуально дифференцировать предметы (овалы-яички) «Большой - маленький». - Учить визуально дифференцировать предметы по цвету («Найди половинки яичек»). - Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.
| Дидактическая игра: «Кто как кричит» Действие с предметами: «Покорми цыплят зернышками». Потешка: «Ищут зернышки подружки с хохолками на макушке От крыльца недалеко раздается «ко-ко-ко!» Подвижная игра: «Курочка и цыплятки» | Игра на ДМИ (метал.бубен). Слушание: сл. Волгиной, муз. Филиппенко «Цыплята». «Цыплята» - попевка сл. До-линина, муз. Тиличеевой. |
Февраль 3неделя | «Петух» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где кукареку?» - Учить понимать названия действий (кричит, поет и т.д.). Развитие слухового восприятия - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («пи-пи»-«кукареку»). «Кто в домике живет?». - Вызывать дифференцированные реакции на тихое и громкое звучание голоса взрослого (петушок кричит далеко/близко). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания («кукареку»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. Развитие мелкой моторики - Пальчиковый бассейн («Зернышки»). - Пальчиковая гимнастика Продолжить учить указательному жесту «Петушок клюет зернышки». Развитие зрительного восприятия - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. - Учить визуально дифференцировать предметы по величине (шарики) «Большой - маленький», «Спрячь шарик в ладошках». | Дидактическая игра: А.Барто «Кто как кричит». Действие с предметами: «Дадим петуху водицы» Потешка: А. Барто «Кто как кричит» - Кукареку! - Кур стерегу! - Кудах, тах- тах! - Снеслась в кустах. Подвижная игра: «Петушок» | «Петушок» муз. А.Лядова, рус.нар.песня «Петушок» Подвижная игра «Петух» |
Февраль 4 неделя | «Гусь» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где га-га?» - Учить понимать названия действий (кричит, гогочет и т.д.). Развитие слухового восприятия - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («кукареку»-«га-га») «Кто кричит?». - Учить использовать музыкальные игрушки по назначению (трещотка, бубенцы). Стимуляция доречевой активности - Вводить лепетные слова, звукоподражания («га-га»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. -Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой. «Втулочки». Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Перчатка». учить ребенка выделять пальцы. Развитие зрительного восприятия - Учить находить в комнате и показывать игрушки. - Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (шарики желтые, красные, синие). - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. | Дидактическая игра: «Птичий двор» Действие с предметами: «Гусь плывет» Потешка: «Птичий двор» Сказал гусенок: га-га-га! Люблю я реки и луга, Я на лугу люблю А в речке – плавать и нырять. Подвижная игра: «Гуси-гуси». | Рус.нар.песня «Жили у бабуси» Потешка под музыку «Гуси» Подвижная игра «Гуси-гуси» |
Март 1 неделя | «Коза» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ме-е?». - Учить понимать названия действий (идет, забодает и т.д.) «Идет коза рогатая». Развитие слухового восприятия - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ме-е»-«га-га»). «Где ме-е, где га-га?» - Учить использовать музыкальные игрушки по назначению (звучащие музыкальные игрушки). Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание, фразу из двух слов («ме-е», «дай ме-е»). - Организовать игру «Дай-на». В ходе игры ребенок должен научиться соотносить слова с определенными действиями и результатом. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Коза-коза» учить ребенка выделять пальцы. - Учить совершать соотносящие действия; действовать целенаправленно, держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой «Грибочки». Развитие зрительного восприятия - Учить находить в комнате и показывать игрушку. - Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (кирпичики желтые, красные, синие). - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. | Дидактическая игра: «Кто в домике живет?» Действие с предметами: «Покорми козу» Потешка: А. Барто «Идет коза рогатая» Подвижная игра: «Коза рогатая» | «Идет коза рогатая» р.н. прибаутка. Слушание: «Колыбельная» муз.Н.Римского-Корсакова. Подвижная игра «Коза рогатая» |
Март 2неделя | «Хрюша» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где хрю-хрю?». - Учить понимать названия действий (хрюкает и т.д.). Развитие слухового восприятия - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ме-е»-«хрю-хрю»). «Где ме-е, где хрю-хрю?». - Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное звучание мелодий, выполнять движения («Поем песенки»). - Привлекать внимание ребенка к звукам, доносящихся с улицы, из другой комнаты, и называть их соответствующими звукоподражаниями. Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание («хрю-хрю»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. Развитие мелкой моторики - Учить выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей рук (комкать лист бумаги). Развитие зрительного восприятия - Учить находить в комнате и показывать игрушку. - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. - Учить визуально дифференцировать предметы по величине (кирпичики). - Учить узнавать близких людей на фотографии. | Дидактическая игра:«Кто как кричит» Действие с предметами: «Покормим хрюшу». Потешка: Пяточок умоет в луже и торопится на ужин. Отрубей, я ей сварю, скажет мне она, «хрю- хрю». Подвижная игра: «Поехали-поехали». | Потешка под музыку «Пяточок умоет в луже..» Слушание: «Маленькая полечка» муз. Т.Тиличеевой, сл. А.Шибиц-кой Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз.Т.Ломовой |
Март 3 неделя | «Ослик» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (ослик «иа»). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. Развитие слухового восприятия - Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. -. Способствовать эмоционально- положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон). - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («иа»-«га-га»). «Кто позвал?». Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание, фразу («иа», «Дай иа»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, катать на поезде, расчесывать и т.д.). - Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (рассоединение- соеди- нение игрушек из двух половинок: овощи, фрукты). Развитие мелкой моторики 1.Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз отдельно по каждой руке. 2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно. 3.Спиралевидные движения пальца взрослого на раскрытой ладони ребенка, от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-3 по каждой ладони (рисуем клубочек) 4.Точечные нажатия большим пальцем и указательным на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза. 5.Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу. 6. Поглаживание рук от периферии к центру 5-6 раз. Развитие зрительного восприятия - Учить находить в комнате и показывать игрушку. - Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. - Учить визуально дифференцировать предметы по форме (кирпичики-шарики). | Действие с предметами: «Домик для ослика» Потешка: Я залез на ослика И держусь руками Посмотрите на меня Я поехал к маме. Подвижная игра: «Догоню-догоню». | «Ослик», «Упрямый ослик» Н.В.Нищева Подвижная игра: «Упрямый ослик». |
Март 4 неделя | «Кошка/собачка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (кошка «мяу», собака «ав-ав»). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. - Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия с игрушками: дай, возьми, положи, покажи, покорми, покатай, погладь и т.д. Развитие слухового восприятия - Учить откликаться на песенно-игровые действия. - Развивать умения извлекать звуки из игрушек и предметов, стучать ложкой об пол, внесите разнообразие в стучать одной ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, стучать ложкой по ложке, которую держит взрослый, а потом стучать ложкой о ложку. - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («мяу»-«ав»). «Кто в домике живет?». Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражания, слова, фразы («мяу», «ав», «фрр», «киса», «На киса»). Киска к детям подошла, Молочка просила дайте травки мне: «Ме-ме-ме!» Где хозяйка не пойму: «Му!» «Киска, как тебя зовут?»-«Мяу» «Сторожишь ты мышку тут?»- «Мяу». «Киска, хочешь молочка?»- «Мяу!». А приятеля щенка?- «ФРР» (дрожание губами). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, катать в машине, расчесывать и т.д.). - Формировать действия, направленные на достижение результата (звук падения игрушки). - Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (открывать - закрывать коробочки разной формы: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные). Развитие мелкой моторики - Пальчиковая гимнастика «Киска царапается» Учить сгибательным и разгибательныим движениям пальцев. Развитие зрительного восприятия - Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением. - Учить визуально дифференцировать предметы по форме (коробки разной формы). | Дидактическая игра: «Постройка домика» Действие с предметами: игрушки: «Покорми собачку». Потешка: Пить – пить, пить Воды попить Мур, мур Пугаю кур. Баю- бай. баю-бай Ты собачка не лай, Белолапа, не скули Мою Таню не буди. Подвижная игра: «Котята», «Догони собачку». | Игра на ДМИ (колокольчик). Слушание: «Кошка» сл. Н. Френкель, муз. Александрова «Кот и пес» сл. и муз. М. Картуши-ной. «Кот», «Пес» Н.В.Нищева. |
Апрель 1 неделя | «Воробей» Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте – «Где чик-чик?», в игровом уголке - Побуждать ребенка находить спрятанную игрушку. - Стимулировать понимание речевых инструкций («дай», «пока», «иди ко мне» и др.), подкрепленных жестами. Развитие слухового восприятия - Запись с голосами птиц. - Соотносить звукоподражание –«чик-чик» с игрушкой воробья. - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ав-ав»-«чик-чик»). «Где ав-ав», «чик-чик»?». - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных бытовых предметов (коробочка с монетками, ложка в стакане, крышечки от бутылок в кастрюльке) Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражания, слова («чик-чик», «мах-мах», «там»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Чик там»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (воробушек летает, прыгает и т.д.). Развитие мелкой моторики - Массаж кистей рук (массажер-рукавица). - Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 1). - Учить указательному жесту: «Воробушек клюет зернышки». Развитие зрительного восприятия - Развивать восприятие предметов 4 цветов («Строим одинаковые башенки»). - Развивать восприятие предметов разной величины (кубики-вкладыши). - Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением. | Дидактическая игра: «Воробушки» Действие с предметами: «Напои воробушка». Потешки: Воробей, воробей Подлетай, не робей! (В.Донская) Подвижная игра: «Воробушек» | Игра на ДМИ (губная гармошка). Игра под музыку «Ой, летали птич-ки!»муз.Ан. Алек-сандрова. Потешка под музыку «Андрей, воробей» «Воробей» рус. нар. Мелодия. |
Апрель 2 неделя | «Кукушка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (кукушка «ку-ку», птичка). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. - Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия: покажи, как птичка летает, как клюет. Развитие слухового восприятия - Запись с голосами птиц. - Развивать умение воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер (вальс, полька и т.д.). - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ку-ку»-«чик-чик»). «Где ку-ку», «чик-чик»?». Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание, слова («ку-ку», «тут»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Тут ку-ку».) Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, поить и т.д.). - Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: матрешка). Развитие мелкой моторики - Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 2). - Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» Учить соединять пальчики. Развитие зрительного восприятия - Побуждать рассматривать картинки. - Учить визуально соотносить фигуру с отверстием (шарики, кубики). - Светящиеся игрушки. | Дидактическая игра: «Кукушка» Потешка: «Ку-ку» Подвижная игра: «Прятки» | «Весело-грустно» муз Л. Бетховен «Кукушка» Н.В.Нищева Слушание «В лесу» (голоса птиц) |
Апрель 3 неделя | «Голубь» Образовательная область «Речевое развитие» Развитие предпосылок понимания речи -Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте – «Где гули-гули?» и в игровом уголке. - Побуждать ребенка находить спрятанную игрушку. - Стимулировать понимание речевых инструкций, не подкрепленных жестами. Развитие слухового восприятия - Запись с голосами птиц. - Соотносить звукоподражание – «гули-гули» с игрушкой голубя. - Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (колокольчики разных размеров). Стимуляция доречевой активности - Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка. - Вводить звукоподражания, слова («гули-гули», «мах-мах», «бай», «кыш»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Гули бай»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, поить и т.д.). - Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (вставлять-вынимать, ориентируясь на величину предметов: «Вкладыши» (ведерки). Развитие мелкой моторики - Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 3). Развитие зрительного восприятия - Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением. - Развивать восприятие предметов разной величины («Вкладыши»). - Развивать восприятие предметов 4 цветов (синий, желтый, красный, зеленый). «Положи шарики в ведерки». | Дидактическая игра: «Кто пришел? Кто ушел?» Действие с предметами: «Накорми птичек». Потешки: «Гулю, гулечек, поет, поет голубочек…». Е. Горбовская К нам в окошко заглянули Голубочки: гули-гули. Ты не бойся их малыш! Улетайте: кыш-кыш-кыш! Подвижная игра: «Гули». | Потешка под музыку «Лю-ли, люли, прилетели гули!», «Ладуш-ки» Слушание: «Гули» муз. С.Железнова «Птичка летает» «Птичка клюет» муз Г.Фрида |
Апрель 4 неделя | «Ворона» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (ворона «кар»). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. - Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия: покажи, как птичка летает, как клюет, как машет крыльями. - Учить выполнять действия по-подражанию, потешка «Сорока-ворона». Развитие слухового восприятия - Запись с голосами птиц. - Вызывать дифференцированные реакции на звучание разных предметов (игрушка - пищалка, неваляшка, игрушка - хлопушка). - Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («кар-кар» - «гули»). «Где «кар-кар», «гули»?». Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание («кар», «вот»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Вот кар»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой. - Продолжить учить вставлять предметы на штырь (матрешки). Развитие мелкой моторики - Формировать полный пинцетный захват (перекладывание плоских тарелочек, срывание листочков). - Пальчиковая игра «Сорока-ворона». Развитие зрительного восприятия - Учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением. -Развитие восприятия предметов, различных по форме (Пирамидки шарики-кубики). - Развивать восприятие предметов разной величины (ведерки, кастрюльки с крышками, большие и маленькие). | Дидактическая игра: «Прилетела ворона» Действие с предметом:«Ворона» Потешка: «Ворона, ворона, Подвижная игра: «Птичка» | Потешка под музыку «Ворона, ворона..» «Ой, летали птички!» муз. Ан.Александро-ва Слушание -голоса птиц. |
Май-1 неделя | «Жук» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (жук «жжж»). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. Развитие слухового восприятия - Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное, громкое и тихое звучание музыкальных игрушек (детская гармонь, детское пианино). - Учить ребенка дифференцировать слова («жук» - «птичка»). «Где «жук», «птичка»?». Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание («жжж», «дай»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Вот жжж»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (жук летит, садится на цветочек и т.д.). - Учить действовать удочкой «Поймай жука». Развитие мелкой моторики - Пальчиковая игра «Жук». - Учить вставлять плоские фигуры в узкое отверстие. Развитие зрительного восприятия Игры с песком, камешками. «Пересыпь песок совком», «Выложи дорожку» и т.д. | Дидактическая игра: «Найди большого и маленького жука» Действие с предметами: «Жук летит» Потешка: «Жучок тоненькие ножки, Красные сапожки…» Подвижная игра: «Маленькие и большие» | Музыкально-ритмические движение: р.н. мелодия «Барыня». Слушание: «Музыка леса» сл. и муз. М. Кар-тушиной. «На лугу» (насе-комые) «Жук» муз. Потоловского. |
Май-2 неделя | «Бабочка» Образовательная область «Речевое развитие». Развитие предпосылок понимания речи - Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (бабочка «мах-мах»). - Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. Развитие слухового восприятия - Вызывать дифференцированные реакции на звуки окружающей среды (пение птиц, шум дождя, сигнал машины и т.д.) Стимуляция доречевой активности - Вводить звукоподражание («мах», «где»). - Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Где мах?»). Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование предпосылок игровой деятельности - Учить совершать игровые действия с игрушкой (бабочка летит, садится на цветочек и т.д.). - Учить вставлять фигурки бабочек в отверстия. Развитие мелкой моторики - «Бабочка села на цветок» липучки (дид.черепаха) Развитие зрительного восприятия - Мыльные пузыри. Игры с водой, ракушками. | Дидактическая игра: «Бабочка лети, бабочка лети» Действие с предметами: «Бабочка полетела» Потешка: «Бабочка - коробочка Улетай под облачко!» Подвижная игра: «Поймай бабочку». | Слушание «Мотылек» муз. С.Майкапара, «Тихо-тихо мы сидим» рус.нар.мелодия, сл.А.Ануфрие-фой |
Май 3-4 неделя | Итоговая диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...
Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни
Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...
Организация бодрствования детей первого года жизни
Как организовать бодрствование детей...
Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"
Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе для детей ОВЗ.
краткое описание работы воспитателя в группе комбинированной или компенсирующей направленности....
Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей от 1 года до 4 лет)
Перспективно-тематическое планирование учителя-деефктолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей от 1 года до 4 лет)...