Конспекты образовательной деятельности по развитию языковых средств общения с детьми с ТНР.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Шейко Наталья Александровна

Вашему вниманию представлены  конспекты коррекционно-образовательной деятельности  с детьми с ТНР по развитию языковых средств общения по следующим направлениям:  

-развитие связной  речи и коммуникативных навыков,

-развитие связной речи и совершенствование лексико-грамматического строя речи,

-развитие фонематических процессов, навыков языкового  анализа и синтеза, обучение элементам грамоты и др. 

Эти и многие другие занятия были продемонстрированы студентам Педагогического колледжа № 2.  Которые проходят еженедельную практику на базе  МБДОУ № 312, частично в нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по развитию связной речи и совершенствованию лексико-грамматического строя речи по теме «Вернём планеты Солнечной системе»

Возрастная группа: подготовительная.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Развитие  связной речи и лексико-грамматических категорий по теме «Космос».

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные задачи:

-Активизировать и актуализировать словарь  по теме «Космос»;

-Совершенствовать грамматический строй речи, посредством согласования количественных числительных с существительными;

-Упражнять в умении подбирать слова-признаки и определять родственные слова;  

2. Коррекционно-развивающие  задачи:

- Развивать связную речь через составление повествовательного рассказа;

- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

- Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

3. Воспитательные  задачи:

-Воспитывать в детях сотрудничество, взаимопонимание, интерес к познанию окружающего мира, творческую активность, инициативность, самостоятельность.

Образовательная среда:

-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей;

-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;

-Предметно-практическая: магнитная доска, мольберт, детские стульчики по кол-ву детей, ноутбук,  детский столик, звезды (5 шт), планеты солнечной системы, разрезные картинки, сюжетные и  предметные картинки по теме, кубик «считай-бросай-ка», конверт с письмом, светящийся шар со светящимися браслетами.

Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие. 

Планируемый результат: у детей  развита связная речь и лексико-грамматические категории по теме «Космос».

Ход  образовательной  деятельности:

I часть (Мотивационно – побудительная):

(На доске изображение солнечной системы. В середине солнце с 3 планетами.

Звучит фонограмма, дети заходят в группу).

Логопед:

- Вы ребята заходите, и на доску посмотрите,

Странное послание на ней.

Расскажите, что вы видите скорей?

(Дети рассуждают).

Логопед:

-Какая-то странная солнечная система, чего-то здесь не хватает.

(Замечают конверт).

-Может здесь мы найдем ответ?!

(Читают надпись на конверте).

-Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом  близко знаком,

Обнаруживает чёрные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

-Вот он нам  и даст ответ.

(Читают письмо)

«Пишет вам учёный астроном и звездочет,

В космосе всегда всего веду учёт,

Но вчера случилась беда,

Многие планеты исчезли в некуда.

Вы  друзья мне помогите

И планеты солнцу вы верните.

От звезды к звезде идите –

И планеты соберите!»

- Планеты спрятаны за звездами, и чтобы их вернуть - нужно пройти испытания.

Логопед:

- Ребята  вы готовы помочь астроному? Как мы будем помогать? Что нам нужно для этого сделать? Где мы сможем найти звезды?

II часть  (Основная):

Логопед:

-Чтобы в космос полететь мы должны быть……(употребление детьми качественных прилагательных в предложениях).

-На чём вы предлагаете отправиться в космос? (ответы детей)

-Что мы должны надеть на себя?

- Откуда будет стартовать наша  ракета?

                    Ждёт нас быстрая ракета,

На далёкие планеты.

В этом есть один секрет -

Опоздавшим, места нет!

Начинаем мы отсчёт:

5, 4, 3, 2, 1 ПУСК.

  • Координация  речи с движениями (стихотворение «Космонавт» В. Степанова): дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями.

Логопед:

-Вот мы и в космосе!

А для чего мы сюда прилетели? Что мы будем здесь делать? (ответы детей)

Давайте осмотримся по сторонам! А вы видите звезды? А где же первая звезда?

Задание  скорее выполняем,

И планету возвращаем.

(На каждой планете звезда с испытанием).

*1 испытание  - планета Меркурий.

  • Дидактическое упражнение на развитие фонематического восприятия «Внимательные ушки»:

- Астроном, астроном, гастроном, астроном.

- Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

- Ракета, монета, ракета, ракета.

- Венера, фанера, Венера, Венера.

  • Дидактическое упражнение на  определение родственных слов «Какое слово лишнее?»:

- Солнце, сон, солнечный, солнышко.

- Космос, космический, косматый, космонавт.

- Планета, план, планетный, планетарий.

*2 испытание – планета Венера.

 Составление повествовательного рассказа с опорой на серию картинок, объединенных в единый сюжет «Всё что мы знаем о космосе».

- Посмотрите, на мольберт, здесь картинки, да непростые – космические!

А вот и испытание «По одной картинке  возьмите и  по очереди о космосе вы расскажите».

Примерный рассказ: «Давным-давно людей интересовал вопрос: А, что такое космос? И вот ученые решили построить первый космический корабль, под названием ВОСТОК. Первой в космический полет отправили собаку Лайку, но она не вернулась на Землю. После неудачного полета отправили еще 2 собак- Белку и Стрелку, но они успешно вернулись обратно. И после этого решили отправить человека и этим человеком стал Юрий Гагарин. Потом в космос полетела первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. А позже ученые узнали, что в космосе есть Солнце, вокруг которого вращается 9 планет. Но только на одной планете есть жизнь, на планете Земля!

 -Испытание прошли и планету мы нашли!

*3 испытание  - Отдыхалочка на планете Марс:  «Чтобы эту планету взять предлагают нам поиграть»

Игра «Звёзды, созвездия, метеориты» (под космическую музыку дети передвигаются по ковровому покрытию, музыка останавливается педагог произносит слово и дети выполняют соответствующее движение):

- А давайте с вами уточним, а что же такое звезда, метеорит, созвездие и как мы  можем это продемонстрировать с помощью собственного тела? (Дети размышляют, предлагают свои варианты).

Звезды – стоя, руки и ноги расставлены.

Метеориты – осколки взорвавшейся звезды.

Созвездие -   дружба нескольких звёзд, объединяемся с другом или друзьями.

*4 испытание – планета Земля и Сатурн. «Из частей картинки соберите, и планеты назовите»

 (Сатурн, Земля).

*5 испытание - планета Юпитер: Дидактическая игра «Считай – бросай-ка».

«Вы картинку называйте, куб бросайте и считайте». Дети по очереди выбирают космическую картинку, называют, что изображено и подкидывают кубик «Считай-бросайка» (на котором точками изображено  количество): «Это скафандр, на кубике 6 точек. Один скафандр, шесть скафандров» и т.д.

Логопед:

-Ребята, а что мы сейчас с вами делали? Остались ли ещё звёзды?

Испытания  прошли.

Планеты  дружно мы нашли.

-А для чего планеты мы искали?

-А теперь вернёмся к Солнцу и расположим планеты правильно в Солнечной системе.

(Дети работают у доски, размещают планеты в солнечной системе).

-Мы вернули планеты Солнцу.

Солнечная система в порядке.

Нам пора возвращаться на Землю обратно.

И опять в ракету мы спешим

На родную  Землю мы  летим.

(под музыку дети возвращаются на Землю)

III часть  (Рефлексивная):

Логопед:

-Вот мы с вами и вернулись к нам в группу.

-Ребята, вам  понравилось   путешествие в космос?

-Что вам больше всего запомнилось?

-А кому мы помогали?

Сюрпризный момент: в группу попадает светящийся шар с посланием и подарками.

- Ой, а что это, ребята? (предположения детей).

Наверное, счастливая звезда, которая упала к нам с неба! Давайте посмотрим, что там внутри?

«Пишет Вам ученый астроном!

С вами я уже давно знаком.

За помощь в деле Вас благодарю –

Космические браслеты вам дарю!».

 



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по развитию фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты  по теме

«С Грамотейкой поиграем и о С мы все узнаем»

Возрастная группа: подготовительная.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Развитие  фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза на базе  «С-С’», обучение элементам грамоты  с буквой «С»

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные задачи:

-Познакомить детей  со звуками «С», «C’» и буквой С;

-Упражнять в умении  характеризовать «С» по акустико-артикуляционным признакам, подбирать слова на заданный звук и  определять местоположение заданного звука в словах;

-Формировать навык чтения слогов с буквой С.

2. Коррекционно-развивающие  задачи:

- Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;

- Развивать зрительное, слуховое  восприятие и внимание;

- Развивать мелкую моторику.

3. Воспитательные  задачи:

-Воспитывать в детях сотрудничество, взаимопонимание, инициативность,  самостоятельность.

Образовательная среда:

-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей;

-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;

-Предметно-практическая: магнитная доска, картинка с изображением мальчика Грамотейки, конверт с заданиями, чудо-мешочек, модели домов для гласных и согласных букв, модели домов для чтения слогов,  модель «Волшебного цветка», карточки – модели для характеристики звуков, предмтные картинки на звуки «С», «С’», модели звуковых рыбок с кружочками-сигнальчиками синего, зеленого цвета (по количеству детей).

Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие. 

Планируемый результат: у детей  развиты    фонематические процессы, навыки языкового анализа и синтеза на базе звуков  «С-С’», овладели  элементами грамоты  с буквой «С».

 

Ход  образовательной  деятельности:

I часть (Мотивационно – побудительная):

(Логопед встречает детей и акцентирует их слуховое внимание на звоне колокольчика, а далее на конверте, расположенном на магнитной «говорящей стене» около логопедического кабинета).

Логопед:

- Колокольчик наш звенит, значит, кто-то к нам спешит! А давайте посмотрим, кто же это к нам так торопится? (переводит внимание детей на изображение мальчика Грамотейки).

- Грамотейка нас встречает и конвертик нам вручает! (дети получают конверт с заданиями).

Это же конверт от нашего знакомого  Веселого Грамотейки. Интересно, а что же в нем может быть?

(рассуждения детей).

-Да, Грамотейка всегда нас знакомит с новыми буквами. Давайте все же откроем конверт и узнаем, с какой же буквой в этот раз он нас хочет познакомить? (логопед открывает письмо и достает маршрут с заданиями).

- Я так понимаю, что имя сегодняшней гостьи мы сразу и не узнаем, потому что оно засекречено. Для того, чтобы познакомиться с новой буквой нам необходимо выполнить предложенные задания от Грамотейки и добраться до Буквограда.

- Вы готовы? Чтобы у нас все получилось нам нужно быть какими? (дети называют …) Тогда начинаем!

II часть  (Основная):

Логопед с  детьми проходят в групповую комнату, смотрят в маршрутный лист, находят первый изображенный предмет - это чудо-мешочек.

1. Д/И «Волшебный мешочек». Дети по очереди достают картинки и четко проговаривают названия изображений (картинки с изображением саней, сумки, самолета, снежинки, снеговика и пр).

  Логопед:

-Ребята, а вы догадались какой один и тот же звук слышится  в каждом из этих слов? (ответы детей).

Логопед достанет карточку с изображением  садовника со шлангом.

-Садовник поливает из шланга: «С-С-С». Правильно «С». Посмотрите вокруг  себя и назовите еще слова с «С».

2. Д/У «Мы о звуке «С» расскажем и моделями покажем» (характеристика звука по акустико-артикуляционным признакам с использованием наглядных моделей –символов).

-Давайте произнесем  «С» и расскажем об этом звуке, а помогут нам карточки – модели.

Дети совместно с педагогом дают характеристику и размещают условные обозначения на доске рядом с моделью «Волшебного цветка». («С» - согласный, не поется, не тянется,  во рту есть преграда – мешают зубы и язычок, глухой - не работают голосовые связочки, бывает твердый и обозначается синим кружком, а бывает мягкий, обозначается зеленым кружком).

Дети проходят и рассаживаются за столами (перед ними кружки-сигналы синего, зеленого цвета, звуковые рыбки).

3. Д/У «Поймай звук»: выделение «С» из ряда звуков, слогов, слов.

4. Д/У «Продолжаем мы играть твердый «С» и  мягкий «С’» нам нужно различать». 

 Логопед произносит слоги, слова, а дети если слышат «С» -поднимают синий кружок, а если «С’» - зеленый кружок.

Логопед смотрит с детьми в маршрутный лист:

- Мы уже близко к Буквограду. Но для того, чтобы туда попасть нам необходимо задобрить рыбок  и «накормить» их «С».

5. Д/И «Накормим рыбку словами с «С» (дети определяют местоположение «С» в словах и показывают символом кружочком на рыбке): сумка, нос, сапог, усы, кость, рысь и пр.

Логопед:

-Все задания закончились, Ура! В Буквоград идти пора. В Буквоград идем все вместе не стоит никто на месте.

Логопед подводит детей к доске и обращает внимание на то, что что в Буквограде стоит Грамотейка и на дороге между домами Гласным и Согласным  стоит буква С и она никак не может решиться и зайти в нужный дом.

- Ребята, как вы думаете, в какой дом может заселиться буква С и почему?  (ответы детей).

6. Д/И «На новоселье к букве С».

Логопед:

-Ребята, буква С обрадовалась, что нашла свой дом и приглашает Вас к себе на новоселье. С пустыми руками в гости  ходить неудобно.  Как же быть? (ответы детей).

Предложение подарить торжественно подарки: «Я хочу подарить букве С слона, потому что в слове слон слышится «С». (Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку с заданным звуком и вручают букве).

7. Д/И «Буквы в гости к С спешат познакомятся хотят». Логопед ведет указкой от гласных букв к модели домика, в котором находится С, дети читают закрытые слоги, а затем от домика с буквой С к гласным буквам (читают открытые слоги).

III часть  (Рефлексивная):

Логопед:

-Вот и нам пора возвращаться и с Грамотейкою прощаться. Давайте поблагодарим и скажем, что Вам больше всего понравилось и запомнилось.

Звенит колокольчик.

Дети провожают Грамотейку к «Говорящей стене».

Логопед:

-Ребята, посмотрите,  наш друг оставил разные задания с буквой С. Если вы захотите, то можете выполнить их самостоятельно или вместе с другом и стать еще грамотнее.

 



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по развитию связной речи и познавательной активности с детьми по теме «Поможем Светофорчику выполнить  домашние задания  из школы Дорожных наук»

Возрастная группа: старшая.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Развитие  связной речи и познавательной активности у детей по теме «Правила дорожного движения».

1.Коррекционно-образовательные задачи:

- Систематизировать представления о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

-Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о  сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности.

2.Коррекционно -  развивающие задачи:

-Развивать речевую активность детей, через умение отвечать на вопросы полными распространёнными  предложениями,  используя объяснительную речь;

- Развивать связную речь через  составление рассказа цепной организации предложений; 

-Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие и память, тонкую и общую моторику.

3.Воспитательные задачи:

- Формировать навык сотрудничества в коллективе сверстников, активности, самостоятельности, инициативности.

Образовательная среда:

-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя  и детей;

-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;

-Предметно-практическая: игровой персонаж «Светофорчик»; пять конвертов с игровыми заданиями: 1.разрезные картинки дорожных знаков,  2.опорные картинки  с дорожными ситуациями,  3.картинно-графическая схема рассказа «Случай на дороге» ,   4. Д\И «Дорожные ситуации»,  5. Д\И «Загадки   отгадки»;  мнемотаблица (для отдыхалочки) «Сигналы светофора».  

Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие. 

Планируемый результат: у детей  развита связная речь и познавательная активность по теме «Правила дорожного движения».

Ход  образовательной  деятельности:

I часть (Мотивационно – побудительная):

(«Утренний круг»: дети сидят на ковре и беседуют с педагогом).

Логопед обращает внимание детей на то, что в группу пришел Светофорчик.

Светофорчик:

-Здравствуйте, ребята, я пришел к вам из  школы «Дорожных наук».

Ой, со мной случилась беда, строгий учитель Светофор Светофорыч  задал мне много домашних заданий. Я спокойно шагал по дорожке, но вдруг налетел ветерок и вырвал у меня из рук портфель с домашними заданиями. Я видел, что они залетели к вам. Вы их случайно не видели?

Логопед:

-Ребята, а вы понимаете,  о чем идет речь? Мы как-то можем помочь Светофорчику? (Дети предлагают свою помощь).

 

II часть (Основная):

(Дети перемещаются  по группе и находят в зеленых конвертах домашние задания Светофорчика и совместно выполняют их).

Задания из школы дорожных наук

  1. Д/И «Из частей целое»:

«Ты картинку собери знак дорожный назови, что он означает,  расскажи» - развитие зрительного гнозиса.  

(Дети работают в парах и  собирают картинки с изображением дорожных знаков. Называют их и рассказывают, что они знают об этом знаке).

  1. Составление предложений по опорным картинкам «О правилах поведения пешеходов на проезжей части». (Дети поочередно выстраивают предложения по опорным картинкам и располагают их на мольберте).
  2. Отдыхалочка- стихотворение расскажем и движениями покажем «Сигналы светофора»

Если красный свет горит,

Это значит, путь закрыт!

Желтый - подожди чуть-чуть,

Будь готов продолжи путь!

А зеленый свет горит,

Это значит, путь открыт!

  1. Составление повествовательного рассказа цепной организации предложений «Случай на дороге»  с опорой на картинно-графическую схему  (дети рассаживаются  на стулья перед доской полукругом).
  2. Д/И «На ситуацию посмотрите, нужный знак вы подберите» (Дети рассматривают дорожную ситуацию и выбирают нужный знак).
  3. Разгадывание загадок о ПДД «Дорожные загадки разгадайте, а ответы вы в картинках выбирайте».

Логопед:

-Ну, что Светофорчик, все задания мы выполнили?

Светофорчик благодарит детей за работу:

 -За помощь  вас друзья благодарю, за знание правил дорожного движения хвалю! И подарками вас одарю. Поскорее  подрастайте и в школу дорожных наук поступайте.

(Светофорчик уходит).

III часть  (Рефлексивная):

Логопед:

- Ребята, а  где мы с вами побывали?

- А что мы  с вами повидали?

- Что вам заполнилось друзья?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»

   Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...

Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»

Конспект образовательной ситуации  « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста.  Тема: « Моя семья»...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...