РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РАССКАЖИ СКАЗКУ РУКАМИ»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Долженко Ольга Владимировна

Общение – важнейший фактор формирования личности ребенка, одно из основных условий его развития. Быть коммуникабельным – значит уметь контактировать и общаться с другими людьми, вступать с ними в коммуникативные отношения. У ребенка с особыми образовательными потребностями недостаточная сформированность коммуникативно-речевых навыков затрудняет установление контактов с окружающими, что отрицательно влияет на его социализацию и развитие личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr_dolzhenko_o.v.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Долженко Ольга Владимировна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара

 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РАССКАЖИ СКАЗКУ РУКАМИ»

Общение – важнейший фактор формирования личности ребенка, одно из основных условий его развития. Быть коммуникабельным – значит уметь контактировать и общаться с другими людьми, вступать с ними в коммуникативные отношения. У ребенка с особыми образовательными потребностями недостаточная сформированность коммуникативно-речевых навыков затрудняет установление контактов с окружающими, что отрицательно влияет на его социализацию и развитие личности.

Коммуникативная деятельность не ограничивается только языковыми компонентами. Она включает широкий спектр невербальных средств: мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию и др.

Наблюдения за детьми с задержкой психического развития в самостоятельной игровой и в организованной деятельности показали низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом и трудности передачи своих эмоций. Дети, плохо владеющие речью, не могут поддержать ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Принимая во внимание  данные факты, было принято решение об организации творческого проекта, направленного на развитие коммуникативно-речевых способностей детей через театрализованную  игровую деятельность, поскольку в условиях совместной игровой деятельности дети с наибольшей полнотой обнаруживают и самостоятельно строят отношения друг с другом. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат. Через кукловождение, имитацию ролевых движений,  проговаривание реплик персонажей разными голосовыми модуляциями, повышается активность речедвигательного анализатора, а через личный опыт драматизации дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра носит развлекательный характер и создает положительный эмоциональный настрой, объединяет детей, развивает у них фантазию и помогает решить одну из важнейших задач – развитие речевого общения.

        Наш проект получил название «Расскажи сказку руками».

        Цель проекта: создание предпосылок для творческого и речевого развития средствами театрализованной деятельности.

        Задачи: пробуждать интерес детей к театрализованной игре; знакомить с приемами вождения настольных, перчаточных кукол; формировать умение следить за развитием действий в играх-драматизациях; закреплять умение пересказывать сказку, сохраняя смысловое содержание; формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы; развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние; развивать у детей дифференцированные движения пальцев рук в сочетании с речевым сопровождением; обучить умению обыгрывать собственные сюжеты с использованием изготовленных  кукол-персонажей; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; развивать диалогическую речь; развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях; воспитывать партнерство.

Описание проекта. Проект творческий  групповой  среднесрочный.

Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, дети группы коррекционной направленности (ЗПР) 6-7 лет.

В систему работы по организации театрализованной деятельности входит проектирование предметно-пространственной среды. Для знакомства детей с видами театра были выбраны следующие виды: пальчиковый, настольный, кукольный театр «Би-ба-бо», театр на ложках и театр пальчиковых поз. Нами был смоделирован и изготовлен лэпбук, включающий фигурки сказочных персонажей с прорезями для пальцев, фигурки животных с кольцом для надевания на пальцы, карточки с пальцевыми позами (мышка, заяц, собака, лиса, петух, волк, медведь), карточки для пересказа коротких историй с показом пальцевых поз, книжка-раскладушка «Заюшкина избушка» для рассказывания сказки с показом пальцевых поз, подборка иллюстраций к русским народным сказкам для самостоятельного обыгрывания детьми.

        В работе мы использовали дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковые и  словесные игры, театрально-игровые упражнения «Расскажи сказку/историю руками», речевые игры, игры-драматизации. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности детей с ЗПР являются постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в режимные моменты, содержательность и разнообразие тематики; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

        Дети научились активно использовать пособия из лэпбука для организации совместных и индивидуальных игр-драматизаций, научились пересказывать короткие сказки с опорой на карточки, понимать и применять пальцевые позы в своих играх,  попробовали себя в роли художника-иллюстратора, рисуя на ложках.

Итоговым продуктом проекта явилась совместная работа педагогов и детей по изготовлению атрибутов для уголка театрализованной деятельности. Дети получили разнообразный опыт  для самостоятельной организации и проведения театрализованных игр-драматизаций с использованием  этих атрибутов, а также с помощью собственных рук.

Список литературы:

  1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_kommunikativnyix_navyikov_u_detej_s_ovz_v_razlichnyix_vidax_deyatelnosti/ 
  2. https://klex.ru/669

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

г.Светлоград Петровский район Ставропольский край          Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего ...

Проект. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Содержание проектаРазработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно-игрово...

Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта «Одуванчик — лучик солнца» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта "Одуванчики из ватных палочек"

Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта «Одуванчик — лучик солнца»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)Коллективная работа детей и родителей в р...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Расскажем сказки руками» для младшего дошкольного возраста

Программное содержание:Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетая их с движением пальцев рук.Развивать мелкую моторику, речь, воображение, внимание, память.Упражнять в образовании ...

Педагогический проект " Проектная деятельность как средство развития коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет "

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необх...

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"

Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...