индивидуальная программа для учащегося ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Овчарова Галина Леонидовна

Маршрут  предназначен для работы со слабослышащим ребенком  дошкольного возраста (6  лет), который содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с «особым» ребенком,обеспечивающим разностороннее развитие  и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Маршрут  построен с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлен на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка на основе изучения  возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В маршруте представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа

1год обучения кол – во часов – 3 часа

        

Абраамян Эрик Маратович

02.06.2015

7 лет

Автор-составитель:

Овчарова Галина Леонидовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Красный Сулин

Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных

программ, результатам и результативности их деятельности.

Данный маршрут разработан на основе:

  • Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
  • образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155)
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программамдошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).

Маршрут  предназначен для работы со слабослышащим ребенком  дошкольного возраста (6  лет), который содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с «особым» ребенком,обеспечивающим разностороннее развитие  и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Маршрут  построен с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлен на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка на основе изучения  возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В маршруте представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей снарушениями слуха;
  • выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условияхобучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательнымивозможностями;
  • оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогическойпомощи детям в условиях семьи;
  • разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннегоразвития личности ребенка с нарушенным слухом;
  • прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха напротяжении дошкольного  возраста;
  • психолого-педагогическое сопровождение участников образовательногопроцесса в условиях инклюзивной практики.

Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятияхспециалистами разного профиля (педагог дополнительного образования,логопед, педагог-психолог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам.

        Специальные (коррекционные задачи):

  • Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении маршрута.
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья маршрута, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Цель: формирование и развитие у слабослышащего дошкольника навыков восприятия (на слухо-зрительной основе) и воспроизведения устной речи.

Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

  • активизация различных речевых умений  в условиях реальных ситуаций общения;
  • усвоения значения и накопления слов;
  • постановка, закрепление и дифференциация звуков;
  • развитие у детей речевого дыхания и голоса;
  • осуществление систематической работы по обучению членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;
  • создание у детей потребности в устном общении.
  • овладение  некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным развитием ребенка.

Учащийся должен уметь:

  • обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их;
  • выражать просьбы и желания с помощью голоса;
  • различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички;
  • проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка;
  • произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи;
  • заучивать наизусть короткие стихи;
  • читать по слогам, затем повторять слово целиком устно;
  • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
  • сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • слушать говорящего и точно выполнять задания;
  • самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу;
  • владеть  количественным счетом в пределах десяти, уметь решать  примеры и задачи в пределах десяти.

Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда) и во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Для реализации индивидуального маршрута используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.

В своей деятельности  использую авторскую методику Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха».

        Среди специальных приемов и методв работы со слабослышащими детьми можно выделить следующие:

1.        О. Новиковская «Пальчиковая  азбука» - пальчиковые игры, решение загадок помогут  запомнить буквы и освоить навыки чтения;

2.        Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;

3.        Постановка звуков по методике Слезиной Н.Ф.;

4.        Метод экрана. Обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи;

5.        Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры;

6.        Стимуляция речевой деятельности на режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности;

7.         Методика «Буквограмма». Направлена: научить перекодировать звуки в символы, то есть в буквы. Символ располагается в пространстве листа и должен вписываться в строку. Это система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, что помогает решить проблему с чтением и письмом.Используются  приемы и упражнения направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, сенсорную коррекцию, справиться с проблемами: замены букв при чтении и письме;

пропуски букв; зеркальное написание букв и цифр; путаница право и лево.

8.         Компьютер  представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Основные принципы организации занятий:

1.        Принцип деятельности.

2.        Принцип дробления.

3.        Принцип нагрузки (постепенный)

4.        Принцип целостности

Способы организации обучения. При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребенка, а деятельность должна быть продуктивного типа (а не репродуктивного). То есть, в конце занятия (или др. формы) должен получиться продукт. Фронтальная (говорит один человек), информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая формы как раз должны быть ориентированы на «продукт» - новое умение,  новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ).

Формы работы: подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, занятия с элементами тренинга со взрослыми участниками образовательного процесса.

Консультирование родителей

В ходе работы с ребенком педагог  проводит консультации с родителями по вопросам:организации выполнения заданий дома;организации среды.

Консультирование родителей проводится  в рамках открытого занятия.

работа проводится и дома, в семье.

В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):

Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальнойорганизации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка,обучение его ориентироваться в звучащем мире.

Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий.

Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и

бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработкадомашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписейсказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательноевыяснение уровня понимания материала.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:

  • в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховаятренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал,находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
  • в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов иразнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессехождения по кабинету);
  • в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

В речевой материал включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях,при этом используются следующие виды занятий:

  • занятие по произношению и развитию речи;
  • занятие по преодолению нарушений произношения;
  • занятие по преодолению нарушений письма и чтения.
  • комбинированное занятие.

Наиболее эффективно проведение двух занятий в неделю: первое занятие –произношение, развитие речи; второе занятие –комбинированное преодоление нарушений письма и чтения и развитие математических представлений.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, педагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.

Тематический план курса  «Заниматика»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Модульный блок «Количество и счет»

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Один и много

Число 1.

Число 2.

Число 3.

Число 4.

Число 5.

Всего:

2

2

2

2

2

2

12

2

Модульный блок «Величина»

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Большой и маленький

Высокий - низкий

Толстый, тонкий

Большой, поменьше, маленький

Большой, поменьше, маленький, самый маленький

Всего:

2

2

2

1

1

8

3

Модульный блок «Форма»

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Круг

Треугольник

Квадрат

Прямоугольник

Овал

Всего:

2

2

2

2

2

10

4

Модульный блок «Ориентировка в пространстве»

4.1

Слева, справа, наверху

Всего:

2

2

5

Модульный блок

«Ориентировка во времени»

5.1

5.2

Утро. День. Вечер. Ночь

Времена года

Всего:

2

2

4

ИТОГО:

36

Содержание курса «Математика вокруг нас» (1 год обучения)

1. Модульный блок «Количество и счет»

1.1 Один и много (2 час). Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи

1.2. Число 1. (2 часа). Знакомство с числом 1.

1.3 Число 2. (2 часа). Знакомство с числом 2.  Называть числительные по порядку, указывая  на предметы.

1.4. Число 3. (2 часа). Знакомство с числом 3. Сравнение чисел 2 и 3. Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи.

1.5. Число 4. (2 часа). Знакомство с числом 4. Сравнение чисел 3 и 4.  Называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

1.6. Число 5. (2 часа). Знакомство с числом 5.  Называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе,  закреплять навыки счета в пределах 5.

2. Модульный блок «Величина»

2.1. Большой и маленький. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (большой - маленький), употреблять эти слова в речи. Выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький).

2.2. Высокий – низкий. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине.

2.3. Толстый, тонкий. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (толстый - тонкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине.

2.4. Большой, поменьше, маленький. (1 часа). Сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький).

2.5. Большой, поменьше, маленький, самый маленький (1 час). Сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький, самый маленький).

3. Модульный блок «Форма»

3.1. Круг (2 часа) Обследовать круг осязательно-двигательным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; рисовать предметы округлой формы.

3.2. Треугольник. (2. часа) Обследовать треугольник осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – треугольник; рисовать треугольник по точкам.

3.3. Квадрат (2 часа) Обследовать квадрат осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – квадрат; рисовать квадрат по точкам.

3.4. Прямоугольник (2 часа) Обследовать прямоугольник осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – прямоугольник; рисовать прямоугольник по точкам.

3.5. Овал. (2 часа) Обследовать овал осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названиями геометрических фигур – круг, овал; рисовать овал по точкам.

4. Модульный блок «Ориентировка в пространстве»

4.1. Слева, справа, наверху (2 часа). Различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; вверху, внизу, посередине.

5. Модульный блок «Ориентировка во времени»

5.1. Утро. День. Вечер. Ночь. (2часа). Знакомство с частями суток, правильно употреблять термины в речи, различать и называть части суток.

5.2. Времена года  (2 часа). Называть времена года, их приметы, отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Тематический план курса «Грамотей» (1 год обучения)

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Знакомство.

1

1

2

Составление рассказа по картине. « Волшебное слово».

1

1

2

Предложение. Составление предложений.

2

2

4

Слово. Загадки о животных.

2

2

4

Слог. Деление слов на слоги.

2

2

4

Звук. Буква.

2

2

4

Звук. Место звука в слове.

3

3

6

Говорим – рассказываем. «Любимые игры и игрушки».

2

2

4

Говорим – рассказываем. «Наш город. Наши улицы».

2

2

4

Составление предложений, рассказа по картине.

2

2

4

Заучивание стихотворений Стихотворения о зиме.. .

Стихотворения о весне.

2

2

4

Составление рассказа по серии картинок. Короткие рассказы о птицах.

3

3

6

Поэтическое занятие.

1

1

2

Загадки.

2

2

Скороговорки. Чистоговорка: «Радуга – дуга»

2

2

Рассказ. Беседа о прочитанном.

2

2

4

Путешествие в сказку

« Колобок»

1

1

2

Путешествие в сказку «Теремок»

1

1

2

Путешествие в сказку «Репка»

1

1

2

Путешествие в сказку «Маша и медведь»

1

1

2

Путешествие в сказку «Три медведя»

1

1

2

Подведение итогов. Тестирование.

2

2

4

ИТОГО

72

Одной из основных задач  в области речевого развития является задача научить ребёнка связно и последовательно, логически излагать свои мысли, описывать события из окружающей жизни и личного опыта. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы, пересказывать знакомые сказки, рассказы. Составлять рассказы по серии картин, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих.

Составлен  перспективный план работы по формированию связной речи  в порядке нарастания сложности:

  • Ответы на вопросы в ходе рассматривания предметов и объектов.
  • Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картинок.
  • Описание демонстрируемого действия (составление предложений)
  • Воспроизведение (составление) рассказа по демонстрируемому действию.
  • Анализ сказок и рассказов.
  • Пересказ (составление) рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ (составление) рассказа по одной сюжетной картине.
  • Составление сравнительных и описательных рассказов о предметах и объектах с использованием вспомогательных средств (схем).
  • Пересказ текста без наглядной опоры.
  • Инсценировка.
  • Текущая и итоговая беседы по лексической теме с использованием наглядного материала.
  • Рассказ из коллективного и личного опыта.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольников является игра, занятия строятся в виде игр, игровых упражнений преимущественно на сюжетно-ролевом содержании, с включением элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, речедвигательной гимнастики, психогимнастики, логоритмики.  Используются различные виды наглядности: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, репродукции. Широко используются схемы для составления предложений и рассказов, опорные картинки – сигналы, различные символы.

В работе используются следующие приёмы:

  • «Оречевление» ряда последовательных действий, рассказ по демонстрируемым действиям. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (создавали игровую ситуацию, выполняя действия с игрушкой либо фигуркой на фланелеграфе, а дети запоминали и воспроизводили рассказы по демонстрируемому действию);
  • «Схематические зарисовки» или  выкладывание опорных картинок в процессе рассказывания, что помогало детям соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушая логические связи между фрагментами рассказа.
  • Использование рассказов по цепной структуре. Это смысловая организация предложений, при которой мысль следует последовательно по цепочке от одного предложения к другому. Для наглядного показа используется предметно-графическая схема, где стрелками показана подчинённость предложений, их последовательность.
  • Применение различных видов театров, сценических постановок (бибабо, коробочный, театр рукавичек, плоскостной, прищепочный и т.д.) Проигрывание различных ситуаций с любимыми детскими героями  сказок, мультфильмов для упражнений по составлению различных видов предложений.
  • Использование закрытой картинки с целью обучения детей задавать вопросы.
  • Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическим удовольствием, способствуют положительным, эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый, чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность.

Список литературы

1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детейпроизношению. - М.:ВЛАДОС, 2008.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М., 2002.

3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детейраннего возраста. - СПб., 2005.

4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащихдетей. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. - М.:Академия, 2003

6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. - М.,2004.

7. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г Речицкой. - М., 2004.

8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М., 2001.

9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениямислуха. - М., 2004.

10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников снарушениями слуха. - М.: Владос, 2003.

11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб.пособие: пер. с нем. - М.: Академия, 2003.

12. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Устное слово. - М., 2004.

Дополнительная литература

  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоенияустной речи. - М., 1977.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд.,испр. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М.,1991.
  4. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.
  5. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

Интернет-ресурсы

1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс].URL: www.ikprao.ru

2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/

3. Семинар 09 Пора! Организатор – доктор наук, основательница Ленхардт-Академии,Председатель фонда имени проф. Эрнста Ленхардта Моника Ленхардт. [Электронныйресурс]. URL: http://www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/?wpmllanguage=ru

4. Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld.ru

5. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь).[Электронный ресурс]. URL:14http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/in

tegrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_belarus/7-1-0-95

6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар, 2003.[Электронный ресурс]. URL: pedlib.ru›Каталог›5/0020/5_0020-12.shtml



Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа

1год обучения кол – во часов – 3 часа

        

Абраамян Эрик Маратович

02.06.2015

7 лет

Автор-составитель:

Овчарова Галина Леонидовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Красный Сулин

Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных

программ, результатам и результативности их деятельности.

Данный маршрут разработан на основе:

  • Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
  • образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155)
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программамдошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).

Маршрут  предназначен для работы со слабослышащим ребенком  дошкольного возраста (6  лет), который содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с «особым» ребенком,обеспечивающим разностороннее развитие  и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Маршрут  построен с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлен на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка на основе изучения  возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В маршруте представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей снарушениями слуха;
  • выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условияхобучения, в соответствии со структурой нарушения и их познавательнымивозможностями;
  • оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогическойпомощи детям в условиях семьи;
  • разработка и осуществление индивидуальной траектории разностороннегоразвития личности ребенка с нарушенным слухом;
  • прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха напротяжении дошкольного  возраста;
  • психолого-педагогическое сопровождение участников образовательногопроцесса в условиях инклюзивной практики.

Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятияхспециалистами разного профиля (педагог дополнительного образования,логопед, педагог-психолог) по существующим базовым и авторским коррекционно-реабилитационным программам.

        Специальные (коррекционные задачи):

  • Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении маршрута.
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья маршрута, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Цель: формирование и развитие у слабослышащего дошкольника навыков восприятия (на слухо-зрительной основе) и воспроизведения устной речи.

Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

  • активизация различных речевых умений  в условиях реальных ситуаций общения;
  • усвоения значения и накопления слов;
  • постановка, закрепление и дифференциация звуков;
  • развитие у детей речевого дыхания и голоса;
  • осуществление систематической работы по обучению членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;
  • создание у детей потребности в устном общении.
  • овладение  некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным развитием ребенка.

Учащийся должен уметь:

  • обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их;
  • выражать просьбы и желания с помощью голоса;
  • различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички;
  • проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка;
  • произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи;
  • заучивать наизусть короткие стихи;
  • читать по слогам, затем повторять слово целиком устно;
  • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
  • сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • слушать говорящего и точно выполнять задания;
  • самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу;
  • владеть  количественным счетом в пределах десяти, уметь решать  примеры и задачи в пределах десяти.

Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда) и во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Для реализации индивидуального маршрута используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.

В своей деятельности  использую авторскую методику Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха».

        Среди специальных приемов и методв работы со слабослышащими детьми можно выделить следующие:

1.        О. Новиковская «Пальчиковая  азбука» - пальчиковые игры, решение загадок помогут  запомнить буквы и освоить навыки чтения;

2.        Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;

3.        Постановка звуков по методике Слезиной Н.Ф.;

4.        Метод экрана. Обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи;

5.        Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры;

6.        Стимуляция речевой деятельности на режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности;

7.         Методика «Буквограмма». Направлена: научить перекодировать звуки в символы, то есть в буквы. Символ располагается в пространстве листа и должен вписываться в строку. Это система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, что помогает решить проблему с чтением и письмом.Используются  приемы и упражнения направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, сенсорную коррекцию, справиться с проблемами: замены букв при чтении и письме;

пропуски букв; зеркальное написание букв и цифр; путаница право и лево.

8.         Компьютер  представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Основные принципы организации занятий:

1.        Принцип деятельности.

2.        Принцип дробления.

3.        Принцип нагрузки (постепенный)

4.        Принцип целостности

Способы организации обучения. При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребенка, а деятельность должна быть продуктивного типа (а не репродуктивного). То есть, в конце занятия (или др. формы) должен получиться продукт. Фронтальная (говорит один человек), информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая формы как раз должны быть ориентированы на «продукт» - новое умение,  новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ).

Формы работы: подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, занятия с элементами тренинга со взрослыми участниками образовательного процесса.

Консультирование родителей

В ходе работы с ребенком педагог  проводит консультации с родителями по вопросам:организации выполнения заданий дома;организации среды.

Консультирование родителей проводится  в рамках открытого занятия.

работа проводится и дома, в семье.

В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):

Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальнойорганизации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка,обучение его ориентироваться в звучащем мире.

Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий.

Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и

бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработкадомашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписейсказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательноевыяснение уровня понимания материала.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:

  • в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховаятренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал,находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
  • в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов иразнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессехождения по кабинету);
  • в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

В речевой материал включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях,при этом используются следующие виды занятий:

  • занятие по произношению и развитию речи;
  • занятие по преодолению нарушений произношения;
  • занятие по преодолению нарушений письма и чтения.
  • комбинированное занятие.

Наиболее эффективно проведение двух занятий в неделю: первое занятие –произношение, развитие речи; второе занятие –комбинированное преодоление нарушений письма и чтения и развитие математических представлений.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, педагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.

Тематический план курса  «Заниматика»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Модульный блок «Количество и счет»

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Один и много

Число 1.

Число 2.

Число 3.

Число 4.

Число 5.

Всего:

2

2

2

2

2

2

12

2

Модульный блок «Величина»

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Большой и маленький

Высокий - низкий

Толстый, тонкий

Большой, поменьше, маленький

Большой, поменьше, маленький, самый маленький

Всего:

2

2

2

1

1

8

3

Модульный блок «Форма»

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Круг

Треугольник

Квадрат

Прямоугольник

Овал

Всего:

2

2

2

2

2

10

4

Модульный блок «Ориентировка в пространстве»

4.1

Слева, справа, наверху

Всего:

2

2

5

Модульный блок

«Ориентировка во времени»

5.1

5.2

Утро. День. Вечер. Ночь

Времена года

Всего:

2

2

4

ИТОГО:

36

Содержание курса «Математика вокруг нас» (1 год обучения)

1. Модульный блок «Количество и счет»

1.1 Один и много (2 час). Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи

1.2. Число 1. (2 часа). Знакомство с числом 1.

1.3 Число 2. (2 часа). Знакомство с числом 2.  Называть числительные по порядку, указывая  на предметы.

1.4. Число 3. (2 часа). Знакомство с числом 3. Сравнение чисел 2 и 3. Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи.

1.5. Число 4. (2 часа). Знакомство с числом 4. Сравнение чисел 3 и 4.  Называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

1.6. Число 5. (2 часа). Знакомство с числом 5.  Называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе,  закреплять навыки счета в пределах 5.

2. Модульный блок «Величина»

2.1. Большой и маленький. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (большой - маленький), употреблять эти слова в речи. Выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький).

2.2. Высокий – низкий. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине.

2.3. Толстый, тонкий. (2 часа). Сравнивать предметы по величине (толстый - тонкий), употреблять эти слова в речи, соотносить предметы по величине.

2.4. Большой, поменьше, маленький. (1 часа). Сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький).

2.5. Большой, поменьше, маленький, самый маленький (1 час). Сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький, самый маленький).

3. Модульный блок «Форма»

3.1. Круг (2 часа) Обследовать круг осязательно-двигательным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; рисовать предметы округлой формы.

3.2. Треугольник. (2. часа) Обследовать треугольник осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – треугольник; рисовать треугольник по точкам.

3.3. Квадрат (2 часа) Обследовать квадрат осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – квадрат; рисовать квадрат по точкам.

3.4. Прямоугольник (2 часа) Обследовать прямоугольник осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названием геометрической фигуры – прямоугольник; рисовать прямоугольник по точкам.

3.5. Овал. (2 часа) Обследовать овал осязательно-двигательным и зрительным путем; видеть форму предмета, соотносить ее с названиями геометрических фигур – круг, овал; рисовать овал по точкам.

4. Модульный блок «Ориентировка в пространстве»

4.1. Слева, справа, наверху (2 часа). Различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; вверху, внизу, посередине.

5. Модульный блок «Ориентировка во времени»

5.1. Утро. День. Вечер. Ночь. (2часа). Знакомство с частями суток, правильно употреблять термины в речи, различать и называть части суток.

5.2. Времена года  (2 часа). Называть времена года, их приметы, отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Тематический план курса «Грамотей» (1 год обучения)

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Знакомство.

1

1

2

Составление рассказа по картине. « Волшебное слово».

1

1

2

Предложение. Составление предложений.

2

2

4

Слово. Загадки о животных.

2

2

4

Слог. Деление слов на слоги.

2

2

4

Звук. Буква.

2

2

4

Звук. Место звука в слове.

3

3

6

Говорим – рассказываем. «Любимые игры и игрушки».

2

2

4

Говорим – рассказываем. «Наш город. Наши улицы».

2

2

4

Составление предложений, рассказа по картине.

2

2

4

Заучивание стихотворений Стихотворения о зиме.. .

Стихотворения о весне.

2

2

4

Составление рассказа по серии картинок. Короткие рассказы о птицах.

3

3

6

Поэтическое занятие.

1

1

2

Загадки.

2

2

Скороговорки. Чистоговорка: «Радуга – дуга»

2

2

Рассказ. Беседа о прочитанном.

2

2

4

Путешествие в сказку

« Колобок»

1

1

2

Путешествие в сказку «Теремок»

1

1

2

Путешествие в сказку «Репка»

1

1

2

Путешествие в сказку «Маша и медведь»

1

1

2

Путешествие в сказку «Три медведя»

1

1

2

Подведение итогов. Тестирование.

2

2

4

ИТОГО

72

Одной из основных задач  в области речевого развития является задача научить ребёнка связно и последовательно, логически излагать свои мысли, описывать события из окружающей жизни и личного опыта. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы, пересказывать знакомые сказки, рассказы. Составлять рассказы по серии картин, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих.

Составлен  перспективный план работы по формированию связной речи  в порядке нарастания сложности:

  • Ответы на вопросы в ходе рассматривания предметов и объектов.
  • Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картинок.
  • Описание демонстрируемого действия (составление предложений)
  • Воспроизведение (составление) рассказа по демонстрируемому действию.
  • Анализ сказок и рассказов.
  • Пересказ (составление) рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ (составление) рассказа по одной сюжетной картине.
  • Составление сравнительных и описательных рассказов о предметах и объектах с использованием вспомогательных средств (схем).
  • Пересказ текста без наглядной опоры.
  • Инсценировка.
  • Текущая и итоговая беседы по лексической теме с использованием наглядного материала.
  • Рассказ из коллективного и личного опыта.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольников является игра, занятия строятся в виде игр, игровых упражнений преимущественно на сюжетно-ролевом содержании, с включением элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, речедвигательной гимнастики, психогимнастики, логоритмики.  Используются различные виды наглядности: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, репродукции. Широко используются схемы для составления предложений и рассказов, опорные картинки – сигналы, различные символы.

В работе используются следующие приёмы:

  • «Оречевление» ряда последовательных действий, рассказ по демонстрируемым действиям. Этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (создавали игровую ситуацию, выполняя действия с игрушкой либо фигуркой на фланелеграфе, а дети запоминали и воспроизводили рассказы по демонстрируемому действию);
  • «Схематические зарисовки» или  выкладывание опорных картинок в процессе рассказывания, что помогало детям соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушая логические связи между фрагментами рассказа.
  • Использование рассказов по цепной структуре. Это смысловая организация предложений, при которой мысль следует последовательно по цепочке от одного предложения к другому. Для наглядного показа используется предметно-графическая схема, где стрелками показана подчинённость предложений, их последовательность.
  • Применение различных видов театров, сценических постановок (бибабо, коробочный, театр рукавичек, плоскостной, прищепочный и т.д.) Проигрывание различных ситуаций с любимыми детскими героями  сказок, мультфильмов для упражнений по составлению различных видов предложений.
  • Использование закрытой картинки с целью обучения детей задавать вопросы.
  • Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическим удовольствием, способствуют положительным, эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый, чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность.

Список литературы

1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детейпроизношению. - М.:ВЛАДОС, 2008.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М., 2002.

3. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детейраннего возраста. - СПб., 2005.

4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащихдетей. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. - М.:Академия, 2003

6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. - М.,2004.

7. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г Речицкой. - М., 2004.

8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М., 2001.

9. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениямислуха. - М., 2004.

10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников снарушениями слуха. - М.: Владос, 2003.

11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб.пособие: пер. с нем. - М.: Академия, 2003.

12. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. Устное слово. - М., 2004.

Дополнительная литература

  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоенияустной речи. - М., 1977.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд.,испр. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М.,1991.
  4. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.
  5. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

Интернет-ресурсы

1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс].URL: www.ikprao.ru

2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/

3. Семинар 09 Пора! Организатор – доктор наук, основательница Ленхардт-Академии,Председатель фонда имени проф. Эрнста Ленхардта Моника Ленхардт. [Электронныйресурс]. URL: http://www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/?wpmllanguage=ru

4. Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld.ru

5. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь).[Электронный ресурс]. URL:14http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/in

tegrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_belarus/7-1-0-95

6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар, 2003.[Электронный ресурс]. URL: pedlib.ru›Каталог›5/0020/5_0020-12.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.Пояснительная записка       Целью создания индивидуального ...

Сведения о результативности и качестве реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы для учащихся с ОВЗ «Бумажная пластика»

В рамках данной программы разработана система контроля образовательных результатов и достижений обучающихся, включающая процедуру оценки качества образования и выявления удовлетворенности обучающихся ...