Конспект образовательной деятельности "Любознайки"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему

Крутикова Марина Александровна

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной технологии "Корзина идей" ОО "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Систематизация знаний детей о физических предметах и явлениях, расширение представлений о магните и электричестве.

Задачи:

  1. Расширять способы  взаимодействия с предметами с целью обследования объекта.
  2. Закрепить знания детей об электричестве,  магните.
  3. Развивать умение определять существенные признаки магнита (притягивает, магнитит), видеть пользу магнита и электричества для человека.
  4. Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта.

Использование современных образовательных технологий: «Корзина идей»

Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов):

- сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

- http://skorogovorki.com/zagadki-pro-elektropriboryi/.html

- http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html

Материал и оборудование:

- Письмо от Пина – героя из «Смешариков»;

- интерактивное пособие «Корзина идей»;

- игрушка Зайчик;

 - коробка, в которой находится варежка с магнитом и электрический       фонарик;

 -магниты (по количеству детей);

- набор металлических и неметаллических предметов;

 - игра «Рыбалка»;

 - раскраски, цветные карандаши.

Предварительная работа: подборка загадок о физических явлениях, проведение опытов: «Ловим электричество», «Волшебный магнит»

Ход

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать исследователями и пройти в нашу мини-лабораторию, для того, чтобы проводить опыты и эксперименты. Согласны? (дети соглашаются).  Сначала повторим правила, которые необходимо знать и соблюдать при экспериментировании.

Воспитатель  рассказывает правила:

1. Перед началом экспериментов всегда проводится «Инструктаж», это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты опытов совершенно безопасны.  Именно с инструктажа по технике безопасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь наша группа на некоторое время превращается в самую настоящую лабораторию.

2. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде. При необходимости использовать перчатки.

3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые.

4. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.  Все наши сегодняшние опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ.

5. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

Дети подходят к познавательному центру группы, воспитатель обращает внимание на письмо от  Пина:  он расстроен из-за потери коробки с предметами, которые хотел принести детям для занятия. Появляется Зайчик-Любознайчик.

Зайчик-Любознайчик:  Ой, ребята, вот бежал, прыгал и скакал я по дорожке, смотрю – коробка стоит.… Думаю, что кто-то потерял, не вы ли?

Воспитатель: Да это же та самая коробка, которую нес нам на занятие Пин! Спасибо, Зайчик-Любознайчик, ты нам помог.

Зайчик-Любознайчик:  Да не за что! Только вот…

Воспитатель: Что случилось?

Зайчик-Любознайчик:  Я случайно, увидел, что лежит в коробке и ничего не понял… предметы какие-то…Может вы мне расскажете, что это? (В коробке лежит варежка с магнитом, набор металлических и неметаллических предметов, электрический фонарик, карточки с изображением электрических приборов и явлений).

Воспитатель: Ну что ж, ребята расскажем?

Воспитатель (достает первый предмет): Это - варежка.

Зайчик-Любознайчик:  Для чего она нужна, ведь она всего одна?

Воспитатель: Мы сейчас покажем тебе опыт с этой варежкой

Воспитатель демонстрирует опыт: надевает варежку с закрепленным магнитом и по-очереди берет предметы из разного материала, обращая внимание на то, что происходит: к  варежке притягиваются только металлические предметы.

Дети делают вывод: металлические предметы не падают, а остальные падают, потому что в варежке магнит.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Зайке-Любознайке, что мы знаем о  магнитах:

«Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка. Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это осмысление его способности притягивать к себе.
Свойства магнитов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания. Свойства магнитов часто кажутся, чуть ли не волшебством».

Разминка «Рыбалка»

Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и выловить не рыбок, а металлические предметы, то есть очистить водоем от мусора.

Зайчик-Любознайчик:   Спасибо, я все понял, но в коробке есть еще предмет. Что это? (достает фонарик)

Воспитатель: Это электрический фонарик. Ребята, объясните Зайке, почему горит фонарик? (В нем есть электрические батарейки) Фонарик - это электрический прибор. Электроприбор или электрический прибор — это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее какую-то полезную для человека работу.

Воспитатель: Скажите, электричество полезно для человека или нет? (полезно, не всегда полезно, может быть опасно)

Интерактивная технология «Корзина идей»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационный

- Мы сейчас с вами будем определять, опасно или полезно для человека электричество, а поможет  нам в этом «Корзина идей» и картинки-подсказки

Показывает.

Дети осознают мотивацию.

Организационный

  • Для того, чтобы быстро выполнить задание, нам нужно разделиться на две команды
  • Договоритесь, кому с кем удобнее работать.

- Разделились, молодцы!
- Давайте вспомним главные
правила работы в командах

Договариваются и создают команды.

Называют правила
взаимодействия в группах        

Деятельностный

- Ребята одной команды выбирают   картинки- подсказки, на которых изображены  электрические приборы и явления, помогающие людям. Другая команда отбирает картинки, на которых электричество может быть опасно для людей.

- Все варианты поместите в «Корзину идей».

Воспитатель выставляет панно «Корзина идей» и косвенно руководит деятельностью детей.

- Вы не забыли договориться, кто будет отвечать от команды? Кто готов?

Команды по очереди представляют свои варианты:

- Давайте посмотрим, что выбрала первая команда

- Теперь давайте посмотрим, что выбрала другая группа

- Ребята, вы согласны с выбором друзей?  Вы хотите что - либо добавить?

-Если у вас есть дополнение, но карточки нужной нет - вы можете нарисовать ее сами.

 

Рассматривают картинки, выбирают, советуются, помещают их в «Корзину идей»

Договариваются, кто будет отвечать

Дети представляют свои варианты: называют электрические приборы и явления, которые помогают людям

 Дети представляют свои варианты: называют электрические приборы и явления, которые опасны для людей

Одобряют или корректируют ответы товарищей

Берут пустую карточку и рисуют ситуации или электрические приборы, которых нет

Заключительный

- Ребята, как много вариантов у нас получилось. А что наш зайчик? Он все понял!

- Трудно ли вам, ребята, было выполнять задание? Что вам помогло с ним справиться?

Анализируют работу в командах (Мы работали дружно, советовались)

 Загадки про электроприборы

Воспитатель:  А теперь попробуйте отгадать несколько загадок:

К дальним сёлам, городам,

Кто идёт по проводам?

Светлое Величество!

Это … (электричество)

 

Я не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

с морщинками и складками,

Уходят очень милые –

весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг,

 электрический … (утюг)

 

Летом папа наш привёз в белом ящике мороз.

И теперь мороз седой дома летом и зимой.

Бережёт продукты: овощи и фрукты.

(Холодильник)

 

Ночь. Но если захочу, щелкну раз — и свет включу.

(Выключатель)

 

Дом — стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся -

Ярким пламенем зажжётся.

(Электрическая лампочка, фонарь)

 

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер: «Ту-у-у…»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Зайчик: Ух, ты! Здорово! Ну, спасибо вам, ребятки, много полезного вы мне рассказали, а теперь мне пора бежать домой, зайчиха моя меня уже, наверное, потеряла. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Зайчик-Любознайчик, прибегай еще к нам, мы тебе еще что-нибудь интересное расскажем и покажем.

Ребята, я предлагаю вам порисовать. У меня есть для вас раскраски, в которых можно найти много картинок, связанных с электричеством. Вам надо их найти и раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...