Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в форме экспериментальных действий с детьми старшей группы Тема: «Волшебное электричество»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) по теме

Максимова Валентина Юрьевна

Обобщать знания детей об электричестве, об электроприборах; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества через экспериментирование; закрепить правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 « Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект

Непосредственно-образовательной  деятельности в форме экспериментальных действий

с детьми старшей группы

Тема: «Волшебное электричество»

                                                                              Конспект составил воспитатель

Максимова В.Ю.

Новочебоксарск  

2015

                                                                                                                                                                        Программные задачи:

Образовательные:

-обобщать знания детей об электричестве, об электроприборах;

-познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества через экспериментирование;

-закрепить правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

- развивать стремление к  поисково - позновательной  деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать позновательно- исследовательскую деятельность; умение анализировать, делать выводы и умозаключения и получать результат.

Речевые: формировать коммуникативно-речевые навыки; обогатить словарный запас  введением слов «Статистическое электричество», развивать фонематический слух.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес  к познанию окружающего мира;

- вызвать радость от открытий, полученных  из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе, обсуждать, принимать решение.

Материалы к занятию:

1.Игрушка, работающая на батарейках.

2. Карточки к дидактической игре «Найди пару»( Ковер-пылесос, швейная машина-платье, стиральная машина- грязный фартук . торт-миксер, колбаса-холодильник, волосы-фен,солнце-вентилятор)

3. Карточки-схемы по правилам пользования электроприборами.

4.Оборудование для опытов:

5. Карточки –лабиринты «Какой электроприбор не включен?

6. Карточки с изображением букв «Т, О, К»

7. Картинки: тыква, огурец, картофель, фотоаппарат, облако, платок

Опыт 1: Воздушные шарики по количеству детей.

Опыт 2. Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги, шерстяной шарфик

Опыт3. На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта.

Опыт4. Два воздушных шарика висят на длинных нитках

Ход занятия:

  1. Ребята, к вам в гости пришла ваша любимая игрушка. Давайте поиграем. Почему робот  не двигается? Что случилось? (высказывания детей)

- Вы правы, нет батарейки.

- Сейчас попробуем поставить батарейку( минус к минусу, плюс к плюсу)

-Игрушка заработала!!! Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках?( ответы детей)

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку  пошел электрический ток, и она заработала.

- Ребята,  а у нас есть в группе электричество?(ответы детей)

-Как вы догадались?( В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки)

-Что работает с помощью электричества?(Электроприборы)

- Я  хочу вас пригласить в удивительный мир электроприборов. А какие бывают электроприборы мы сейчас с вами вспомним, если отгадаем загадки. Я вас приглашаю нам стульчики, сядьте , пожалуйста поудобнее и слушайте внимательно.

Презентация про электроприборы( дети садятся на стульчики полукругом)

-Загадываются загадки, а отгадка выходит на экран

  1. Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед ,

Там сама зима живет

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина(холодильник)

  1. Пыль увижу, заворчу,

Заворчу и проглочу(Пылесос)

  1. Слушаем следующую загадку-объяснялку.

Этот прибор бывает квадратной или прямоугольной формы. У него есть окно, через которое мы можем видеть много-много интересного. Что же это за прибор?( если затрудняются, то подсказка)

У этого прибора есть помощник, который может переключить каналы( телевизор)

 

  1. То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь –горе!

Продырявит море(утюг)

В-ль: Как вы догадались? Почему так думаете?

-Электроприборов существует очень много. Давайте попробуем поиграть «У стами  младенца», попробуем придумывать новые « объяснялки» и отгадать.( если не смогут придумать, то просто перечислить названия электроприборов)

- Показ слайдов

-Почему они называются электроприборами? Как вы думаете?(потому что они работают от электричества, а электричество поступает по проводам)

- А зачем они нужны человеку? (Помогают , облегчают жизнь) они наши лучшие помощники.

- А сейчас поиграем в игру «Разложи правильно» (картины лежат в куче)

Игра «Разложи правильно)

Нужно разделиться на две команды.  Использовать электроприборы по назначению, выбрав  правильную картинку.

Вопросы: Что вы положили? А почему именно в холодильник? Что осталось лишним? Почему?  То, что вы положили в холодильник как это называется одним словом?(продукты питания). А что в стиральной машине?(одежда)

Вывод: Для чего  нужен холодильник? Стиральная машина?(ответы детей)

Теперь и продукты останутся свежими и белье будет чистое.

-Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? Мы то узнаем , если разгадаем ребус. Я вас приглашаю на стулья.

-Нужно по первому звуку каждой картинки составить слова .Чтобы звук услышать ,надо слово проговорить. Какой звук слышится? Какое слово получилось? Правильно, ТОК. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. А что нужно сделать, чтобы приборы работали?(Включить в электророзетку)

А вот обращение с электроприборами требует соблюдений следующих правил: какие правила вы знаете?

Давайте посмотрим слайды.

Показ слайдов

Какое правило мы можем здесь увидеть?

- не включать электроприборы во влажных помещениях

- при любой поломке- вызови мастера

-используй электрические  розетки только по назначению

-не подходи  к поврежденным электрическим проводам

-не оставляй включеный утюг без  присмотра

-нельзя играть с розетками

Вывод:   правил много, а мы запомним главные:

- не включать электроприборы без взрослых

-нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы

-перед уходом из дома выключить все электроприборы .Если мы будем соблюдать эти правила, то с нами ничего не случится .

-Есть такие электроприборы, которые опасны и после выключения из розетки .Как вы думаете ,какие приборы к ним относятся?(электрочайник, утюг, электрическая плита) они опасны из-за того, что нагреты и прикоснувшись  к ним, вы можете обжечься.

Выполним еще одно задание. Всем ли приборам нужна розетка?

Теперь мы уточним, что некоторые приборы могут работать и без розетки.

-Назовите пожалуйста приборы, которые могут работать и без розетки?( телефон, игрушки на батарейках, калькулятор на батарейках). Но они тоже электроприборы.

-Посмотрите, это настольная лампа и фонарик. Оба светят. В чем же разница? Фонарик, тоже электрический, но работает от простой батарейки. А чем удобны такие приборы, как фонарик?(осветить, где нет розетки, можно взять в дорогу) Что же заставляет работать без розетки?(батарейки, они более слабые, безопасные).

-А теперь хочу я вас пригласить в «Уголок чудес», где вас ждут увлекательные чудеса. Вот сейчас светло. А представьте, если бы было темно, чем могли бы осветить дорогу? Какой бы из этих приборов выбрали? (дети выбирают лампу или фонарик). А я бы пошла с лампой, потому что она светит ярче. Я пойду впереди вас с лампой, а вы за мной. Почему не могу пойти дальше? Что мне мешает? ( провода)

Вывод: Вот для чего и существуют разные приборы, которые удобны для нас.

-Вот мы с вами в «Уголке чудес». В старые времена очень давно один ученый обнаружил необычное явление в природе, некоторые предметы могут отталкиваться, притягиваться, треснуть, щелкнуть. Это явление он назвал – электричество. Вот сейчас мы и проверим, попробуем поймать это электричество. Оно бывает разным. И возникает, когда мы снимаем шерстяную кофту, расчесываемся или…когда ? Давайте проверим

Опыт 1

Первое чудо называется «Танцующие шарики»

Как вы думаете, как можно заставить танцевать воздушные шарики? Есть красивое личико, но нет ног. Как же нам сделать «ноги», чтобы они смогли танцевать?

Нужно потереть о волосы шарик и поднести к бумаге с той стороной, которой натирали. Что стало с бумагой (прилипла к шарику) Почему? Они весело запрыгали, начали танцевать.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим. А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Опыт 2

Давайте эти красивые веселые шары прикрепим к стене. Почему этот шарик висит, а наши падают? Как нужно повесить на стену без гвоздя и ниточки? (надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали) .

Вывод: Электричество живет где?... Это электричество безопасное, слабое.

Опыт 3

Наши чудеса продолжаются, слушаем следующее задание. Как заставить бумагу притянуться к линейке? (предположения детей) (две линейки деревянные). Возьмите кусок шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке). У всех ли это получилось? У кого деревянные линеечки смогли они бумагу притянуть к линейке?

Вывод: В данной опыте, где живет электричество? Не только в волосах, но и в кусочке шерстяной ткани, но и в одежде.

Опыт 4

Предлагаю задание, соберем красивый узор. А как сейчас заставить шарики пенопластовые двигаться, прыгать, танцевать и собрать красивый узор? (натереть стекло, сделать его электрическим). У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным? Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу. (включается видеоролик с музыкой)

Вывод: У кого какая фигура получилась? А как это получилось? (когда натирали стекло варежкой оно стало электрическим) Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Опыт 5

А еще в этом «Уголке чудес» живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг  к другу? (отталкиваются). Они одинаковые, оба электрические, потому поссорились , не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу). Как же снять электричество с одного шарика? (намочить расческу). Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его). Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?

Вывод: Когда два шарика наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянутся друг к другу. Вы опять поймали электричество.

Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть, а в розетке живет мощное электричество, оно опасное.

Если мы будем внимательны и любознательны, то таких чудес мы можем создать и увидеть множество.

Время наших чудес заканчивается, но мне очень интересно услышать от вас, что бы вы рассказали по дороге домой родителям, друзьям, своим братьям и сестрам. (ответы детей)

Настало время прощаться с «Уголком чудес». Давайте на память возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими. А что нужно сделать? Как снять электричество с шариков ? (смочить водой). Дети брызгают на шарики воду.

Релаксация:

А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они нам помогут вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно.

И на память вам о нашей встрече я бы хотела подарить интересные подделки «электротрусишки». А почему они так называются вы догадайтесь сами, проделав опыты. (можно включить музыку из мультфильма «А кто такие фиксики?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в форме экспериментальных действий.

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество». В игровой форме дети знакомятся с понятием "электричество", с причиной возникновения и проявления ста...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Волшебное электричество»

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР  в  образовательной области «Познание» с детьми старшей группы  «Волшебное электричество»Интеграция образовательных о...

Конспект ООД по форме экспериментальных действий на тему: «Путешествие в страну электричества»

Конспект ООД по форме экспериментальных действийна тему:  «Путешествие в страну электричества» Программные задачи:Образовательные:-обобщить и расширить знания детей об окружающем...

Конспект занятия по изодеятельности и экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Школа магии"

Конспект открытого занятия по изодеятельности и экспериментальной деятельности с детьми старшей группы ...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"

Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...