Рабочая программа кружка по правилам дорожного движения "Юный пешеход"
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

Макушкина Юлия Ивановна

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Юный пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Исходя из проведенного исследования и была разработана данная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_peshehod.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка  «Юный пешеход» разработана на основе основной  общеобразовательной программы муниципального дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад № 93»  г.о. Саранск и программы «Детство» под редакцией  Бабаевой Т.И  в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Юный пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Исходя из проведенного исследования и была разработана данная программа.

        Определена цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, привести их к осознанию необходимости соблюдения этих правил. Прививать элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих. Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.

        Задачи:

Образовательные:
— познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути), домашним адресом;
— познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
— продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).

Развивающие:
— развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
— обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:
— воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
— прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

     Программа включает следующие основные принципы:

  • принцип воспитывающего обучения предполагает, что на протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание – обучающим;
  • принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка;
  • принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения на дорогах научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника;
  • принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • принцип осознанности процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции;
  • принцип последовательности предполагает построение обучения с постепенным усложнением в строгой системе и последовательности, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение Правил безопасного поведения на дороге;
  • принцип интеграции дает возможность творчеству и сокращает учебную нагрузку;
  • принцип социальной безопасности предполагает, что воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

 

             

Актуальность программы.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. 

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

 Родители и ДОУ должны предоставить возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать. Поэтому педагоги средней группы в тесном сотрудничестве с родителями организовали кружок  «Юный пешеход».

Новизна данной программы состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение правил дорожного движения и в включение воспитанников дорожно - транспортную ситуацию. 

   Программа включает в себя разнообразные методы и формы работы.

 Методы проведения занятия:

- словесные

- наглядные

-практические

-игровые

Формы работы:

Занятия в кружке по ПДД.

Беседы-диалоги.

Целевые прогулки.

Чтение литературы.

Игровые тренинги.

Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.

Игровые викторины.

Работа с родителями.

Дидактические игры по ПДД.

Методические рекомендации.

        Организуя занятия по правилам дорожного движения, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание программы.                Режим занятий:

         Средняя группа - количество занятий в 1неделю , в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин.

Наполняемость групп до 14 человек.

Наполняемость выдержанна в пределах требований СанПиН и информационного письма департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях».

Предполагаемый результат:

У детей повысится уровень знаний о правилах дорожного движения. Дети смогут различать и называть виды транспорта, дорожные знаки. Дети познакомятся с правилами поведения в общественном транспорте и на улице.

Содержание программы

Раздел I. Транспорт.

1. Тема: «История  создания  транспорта».  Цель: формирование знаний об истории  создания  автомобиля.

2. Тема: «Виды  транспорта». Цель: формирование представлений о разнообразии видов транспорта.

3. Тема: «Легковой транспорт». Цель: расширение знаний о легковых автомобилях.

4. Тема: «Грузовой транспорт». Цель: расширение знаний о грузовых автомобилях.

5. Тема: «Пассажирский транспорт». Цель: закрепление знаний о видах общественного транспорта.

6. Тема: «Машины специального назначения». Цель: расширение знаний о машинах специального назначения.

7.  Викторина «В мире транспорта». Цель: повторение пройденного материала для проверки уровня знаний.

Раздел II. Работа водителя.

Цель: расширять у воспитанников знания о труде водителя.

Раздел III. Улицы города.

Цель: расширять у воспитанников представления о безопасном поведении на улицах.

Раздел IV. Дорога.

Цель: ознакомление детей с разными видами движения на дороге.

Раздел V. Дорожные знаки.

Цель: учить детей различать дорожные знаки.

Раздел VI. Мы – пешеходы

Цель: расширять знания воспитанников о правилах пешеходов.

Раздел VII. Мы – пассажиры

Цель: уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.

Учебно-тематический план.

Название раздела и наименование тем

Часы

1

Раздел I. Транспорт.

23

1.1.

«История  создания  транспорта»

2

1.2.

«Виды  транспорта»

4

1.3.

«Легковой транспорт»

4

1.4.

«Грузовой транспорт»

4

1.5.

«Пассажирский транспорт»

4

1.6.

«Машины специального назначения»

4

1.7.

Викторина «В мире транспорта»

1

2.

Раздел II. Работа водителя.

8

3.

Раздел III. Улицы города.

8

4.

Раздел IV. Дорога.

8

5.

Раздел V. Дорожные знаки.

9

6.

Раздел VI. Мы – пешеходы

8

7.

Раздел VII. Мы – пассажиры

8

 

Всего

72

 

 Список средств обучения:

  • уголок дорожного движения ;
  • транспорт различного функционального назначения;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
  • видеомагнитофон, телевизор;
  • настольные игры по ПДД;
  • набор дорожных знаков;
  • плакаты «Дорога и её составные части»;
  • плакаты «Дорожная разметка»;
  • плакаты «Правила для пешеходов»;
  • плакаты «Правила для велосипедистов»;
  • плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
  • плакаты «Дорожные знаки»;
  • плакаты «Регулирование дорожного движения»;
  • методическая литература для воспитателей;
  • учебная литература для воспитанников;

План работы с родителями

по правилам дорожного движения

                Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Фото конкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей «Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги.

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Беседа «Родители – пример для подражания»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация«Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Беседа «Светофор – автомобильный и пешеходный»

Январь

Беседа «Путешествие с семьей»

Памятка «ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ  В АВТОМОБИЛЕ»

Консультация «Безопасность в автомобиле»

Февраль

Памятка «Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Папка передвижка «Мы и улица»

Апрель

Памятка«Осторожно, на дороге дети»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД

 Консультация «Отдых и ПДД»

Заключение.

        Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.

        Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

 

Литература.

  1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «ДетствоПресс»2010 – 64с.
  2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
  3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
  4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
  5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
  7. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
  8. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
  9. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
  10. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  11. Семенюк В.И., Владимиров Н.В.  Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
  12. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002.
  13. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
  14. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
  15. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Школа Светофорика»...

Программа кружка по Правилам Дорожного Движения «Маленький пешеход»

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение«Детский сад «Медвежонок»        Программа кружка по Прави...

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения «ЮИДД»

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин:...

Рабочая программа кружка ЮИД «Азбука дорожной безопасности»

Программа «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях дети углубляют представ...