План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в средней группе.
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Рябчук Ольга Евгеньевна

 «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в средней группе.

Тема самообразования: «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника».

 Цель самообразования: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей  дошкольного возраста.

 Работа над программой профессионального самообразования поможет решить следующие задачи:

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части; формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в  дорожно -  транспортном процессе; расширять словарный запас детей по дорожной лексике; продолжать знакомить с дорожными знаками. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей; развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предполагаемый результат:
Воспитать грамотного пешехода, умеющего ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода их них
. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Методика работы с детьми средней группы по привитию навыков                                                                     безопасного поведения на дороге 

Основными навыками правил безопасного поведения ребенка на дороге в средней группе должны стать:  

- знание и определение мест безопасного движения пешехода по тротуарам, обочинам, а при их отсутствии - по краю проезжей части. Если есть в населенном пункте пешеходная или велосипедная дорожка, то ребенок должен иметь навыки движения и в этих местах;

 - необходимо напоминать, что по тротуарам и обочинам надо идти, держась  правой стороны. В этом случае пешеход идет навстречу транспортному движению по проезжей части или идет вдоль дома, что также безопасно;

 - при движении особое внимание обращать на выезды из дворов, места стоянок, автозаправочных станций;

 - ребенок должен усвоить, что в местах, где разрешено движение пешеходов играть, бегать, ездить на велосипедах, коньках, ходить и сидеть на бордюрном камне у края проезжей части запрещено;

 -неправильно учат детей, что по краю проезжей части надо идти навстречу транспортному потоку - это только вне населенного пункта. В населенном пункте можно идти по краю проезжей части как по ходу, так и навстречу;

 -при движении в темное время суток надо приучить ребенка надевать яркую одежду, а если есть возможность - прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать школьные ранцы, кроссовки и материал из светоотражающих материалов;

 -неправильно учат  детей: «При переходе проезжей части посмотри налево, а дойдя до середины - посмотри направо». Учить надо так: «Прежде чем перейти проезжую часть, обязательно остановись и определи: на проезжей части движение в одном направлении или двустороннее движение (ребенок уже должен уметь их определять), а потом посмотри налево, а затем направо (зачем?), убедившись в безопасности, переходи. Дошкольник это должен знать, но переходить он должен всегда только со взрослым пешеходом;

 -при воспитании навыков безопасного перехода проезжей части надо постоянно напоминать, что самым опасным местом при переходе является стоящий транспорт. Неправильно учат некоторые воспитатели, что трамвай надо обходить спереди, а безрельсовый транспорт сзади. Такое утверждение преступно, оно было отменено почти 50 лет назад, так как современный транспортный поток не позволяет пешеходам безопасно проходить через него. При выходе из трамвая надо выйти на ближайший тротуар и в установленном месте переходить проезжую часть. Нужно ждать, пока автобус и троллейбус отойдут от остановки, и также в установленном месте, убедившись в безопасности, переходить проезжую часть. Стоящий у края проезжей части безрельсовый транспорт надо обходить со стороны приближающегося к ним транспорта, это может быть и передняя часть транспорта, и задняя, а лучше всего отойти от него на достаточное расстояние, чтобы видеть транспорт, который движется и слева, и справа; - ребенка надо учить анализу возможной опасности при выходе из-за стоящего транспорта и постоянно напоминать - особенно опасно выбегать из-за него;

 -прививать привычку переходить проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны;

 -учить наблюдать за проезжей частью дороги, еще подходя к ней, а подошел - остановись обязательно, впереди опасность;

 -воспитывать у ребенка инстинкт самосохранения на примерах других нарушителей правил безопасного поведения - и водителей, и пешеходов;

 -объяснять детям дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая». Надо сделать ксерокопию из приложения «Раскрась дорожные знаки» и раскрасить;

 -закреплять полученные знания и впечатления во время игр, таких как «Едем по дороге в населенном пункте», где роль водителей и пешеходов выполняют куклы; «Чего не хватает в этом транспорте», когда картинки с изображением различных видов транспорта разрезаются на несколько частей, а ребенок собирает свой вид транспорта;

 -во время игр и при использовании рассказов о своих впечатлениях после прогулок обращать внимание детей, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) скрываются маленькие (легковые, мотоциклы, велосипеды), что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который быстро продвигается.

 Таким образом, к пяти годам у детей должны уже появиться следующие привычки и навыки:

 - ходить можно только в пяти установленных местах дороги;

 - правила движения в этих местах;

 - переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части;

 - правила перехода проезжей части и опасные места на ней;

 - транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность;

 - движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светофорами или светом и цветом его.

 

Тема занятия

         Задачи

   Методы и

     приёмы

Изменения

в предметно-

развивающей

среде

      Взаимосвязь

     с другими  

     видами

  деятельности

    Работа

          с

 родителями

1.Конспект занятия по развитию речи «Зеленый, Желтый, Красный»

- Выявить знания детей о светофоре, о его сигналах;

-Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

-Развивать наблюдательность, зрительную память;

-Развивать умение отвечать полным ответом.

Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.

 Макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами

Физминутка «Мы - шоферы»

Едем, едем на машине,                            Нажимаем на педаль                                

Газ включаем, выключаем                       

Смотрим пристально мы вдаль   

Дворники считают капли                        

Вправо, влево – чистота!                        

Волосы ерошит ветер                              

Мы шоферы хоть куда!                          

Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

2.Аппликация «Наш друг-светофор»

-Сформировать наглядное представление о светофоре с помощью аппликации;

- Продолжать учить детей вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов, срезая углы способом закругления;

-Учить составлять изображение из частей;

-Закреплять умение аккуратно приклеивать изображение;

Показ плаката с переходом через дорогу;

Загадки о светофоре

Макет светофора

Подвижная игра :

« Светофор»

Памятка для родителей: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

3,Интегрированное занятие  «Математика на дороге»

-Способствовать формированию математических представлений и безопасному поведению на дороге и улице.

- Совершенствовать навыки счета в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов.

-Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, воспитывать организованность, коллективизм.

Чтение стихотворения

Беседа

Счётные палочки для каждого ребёнка

Дидактическая игра:

 «4 -ый лишний»

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы.

Консультация для родителей:

«Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

4.Знакомство с окружающим миром: «Правила поведения в общественном транспорте»

- Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте;

 -Познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта.

Рассматривание иллюстраций в книгах

Атрибуты для игры «Мы — пассажиры»; знаки остановки наземных видов транспорта.

Чтение отрывка из стихотворения А..Барто «Любочка»; обсуждение описанной ситуации

Консультация для родителей:

«Правила поведения в общественном транспорте»

5.Рисование  цветными карандашами «Автобус»

-Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей, деталей их величину и расположение;

-Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно.

-Закреплять умение рисовать карандашами.

-Воспитываем интерес к рисованию.

Показ слайдов с разными  моделями автобусов

Игрушечный автобус

Слушание песенки

«Вот мы в автобусе сидим…» Е.Железновой

 Анкета для родителей

  «Я и мой ребенок на улицах города»

6.Занятие по ПДД «Помощники на дороге»

-Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети»; знакомить детей с понятием «островок безопасности» и его функциями.

Обсуждение;

Выкладывание

«зебры» из полосок.

Письмо; дорожные знаки на подставке.

Рисование дорожных знаков с помощью трафаретов»

Консультация для родителей:

«Пешеходом быть — наука!»

7.«Осторожно, зимняя дорога!»

-Закрепить знания о явлении гололёд. Познакомить об особенностях передвижения в зимнее время года.

Подвижные игры на координацию движений: «Катание на скользкой дорожке»;

Наблюдение на прогулке за движением транспорта, обсуждение;

Дидактические игры: «Светофор», «Улица города», «Подумай - отгадай» Цель: Уточнить представления  о транспорте, дорожном движении.

Просмотр мультфильма « Коротышки в солнечном городе»

Индивидуальные беседы с родителями и детьми:

«Как научить находить место сигналов поворота у машины, определять в какую сторону машина повернет»

8.«Путешествие в Простоквашино»

- Продолжать знакомить детей с такими понятиями как: пассажир, пешеход, дорожный знак — «Пешеходный переход»;

- Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, активизировать в речи слова: проезжая часть, светофор, тротуар, пешеходный переход, пассажир, пешеход, название частей машины;

-  Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов;

Чтение, дидактическая игра

конверт, геометрические фигуры для билетов и обозначения мест в вагоне, пластмассовые кольца разного цвета по одному на каждого ребенка, плоские обручи 3 цветов, пешеходный переход из ткани, макет светофора, игра «Разрезные картинки»

Пальчиковая игра «Пассажиры – пешеходы» автор Е.Б. Чистякова
Еду, еду тороплюсь.
На автобусе качусь. (Стучат ладошками по коленям)
И поэтому сегодня
Пассажиром я зовусь. (Стучат кулачками по коленям)
Остановка, выхожу, (Руки в замок)
На дорогу погляжу. (Поворот головой влево, затем вправо)
И пойду по переходу, («Идут» указательным и средним пальцем по бедру)
Стал теперь я пешеходом.
(дети выходят из автобуса и подходят к переходу).

Консультация для родителей.

«Ваш ребенок ходит в детский сад».

9.Конструирование «Грузовичок в гостях у ребят»

Продолжать знакомить детей с грузовым транспортом;  Упражнять в его конструировании, в анализе схем;

Воспитывать аккуратность в работе, стремиться к результату. Воспитывать умение во время постройки машины не мешать своему товарищу. 

Чтение рассказа «История про грузовичок» И.Ревякиной, наблюдение на прогулке за разными видами транспорта.

Игрушечная машина - грузовичок, постройка и 4 схемы конструкции машин, одна – соответствует конструкции постройки; мяч.

Сюжетно-ролевая игра «Автобусный парк»

Цель:  закрепить знания детей об автобусе, об особенностях управления автобусом, о том, каким должен быть водитель автобуса.

Консультация для родителей:

«Учите детей правильно обходить транспорт»

10.«Путешествие в страну правил дорожного движения»

- Закреплять у детей знания о  правилах дорожного движения;

-Учить применять их на практике в различных ситуациях.;

-Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. - Воспитывать чувство ответственности.

Беседа, отгадывание загадок

Фотографии «Улицы нашего города»

Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

Совместное изготовление дорожных знаков родителей с детьми.

11.«Машины специального назначения»

-Познакомить детей с машинами специального назначения: “ Скорая помощь”, “Пожарная”, “Милиция”, “Хлеб”, “Продукты”, “Мебель”и т.д.

- Объяснить, что автобус, грузовые и легковые машины заправляются бензином, а трамваи и троллейбусы работают от электричества.

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в книге.

Модели машин специального назначения

Рисование и раскрашивание различных машин,

Складывание разрезных картинок.

Предложит родителям вырезать картинки домов, дорог, машин специального назначения, остановок для выполнения коллективной работы детей в группе.

12.Коллективная аппликация«Безопасный город».

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Безопасный город».
- Воспитывать интерес к аппликации;
- Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей;
- Развивать чувство пропорций, ритма; 
- Закреплять приемы аккуратного наклеивания;
- Воспитывать умение работать небольшими группами; 
- Поощрять проявление активности и творчества;

Составление детьми рассказов “Что я видел на улице, когда шел в детский сад”.

Плакат с изображением улиц

Предложить детям построить из строительного материала улицу с перекрестком и обыграть ее.

Цель: Повторение правил дорожного движения.

 Памятка для родителей “Обучайте детей правильно! Некоторые ошибки, допускаемые при обучении детей Правилам дорожного движения”.

13. Занятие по  изобразительному развитию

« Посвети нам, светофор»

- Закреплять представление детей о назначении светофора и о его цветах;

- Учить передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей светофора;

- Закреплять навык аккуратного раскрашивания;

- Воспитывать дисциплинированных пешеходов;

Чтение стихотворения С.Михалкова

« Светофор»; вопросы по произведению

Образец рисунка

Подвижная игра «Стой-иди» ;

Настольно-печатная игра: « На дороге».

Целевая прогулка родителей с детьми. “Перекресток” Цель: Расширить и закрепить знания детей о значении светофора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в старшей группе.

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ в старшей группе....

План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Актуальность темы:Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

План работы по самообразованию воспитателя Катрич Виктории Сергеевны группы "Почемучки" № 3 МАДОУ №

План работы по самообразованию воспитателя Катрич Виктории Сергеевныгруппы "Почемучки" № 3МАДОУ №...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2021-2022 год. Тема «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  нетрадиционные техники рисования»«Истоки  способностей и дарования детей – на кон...

План работы по самообразованию воспитателя в средней группе

quot; Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасногоо поведения через ознаколение с ПДД"...