Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру

Макеева Татьяна Алексеевна

Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится не безопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай»«отойди»«нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что либо, путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Основная цель нашей работы – подготовить детей к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными и опасными для жизни; научить быть внимательными и осторожными, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

В работе с детьми решаются задачи:

закрепление у детей экологических знаний;

формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;

обучение правилам безопасности:

При наблюдении за животными и растениями;

Труда в природе;

При проведении опытов с природными объектами;

Во время игр на природе.

воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

Свою работу мы начинаем  с создания предметно – пространственной среды, так как она является одним из условий экологического воспитания детей. Среда способствует:

     оздоровлению ребенка;

эколого – эстетическому и познавательному развитию;

формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов деятельности.

В группе создан:

Уголок безопасности (картины, наборы иллюстраций, учебные макеты перекрестка, дорожные знаки) – воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Пропаганда здорового образа жизни;

Игротека для стимулирования игровой активности детей и их познавательного развития;

Библиотека – способствует получению детьми новых сведений об окружающем мире, о взаимодействии человека и природы.

Огород на окне – формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, осуществление длительного наблюдения.

Уголок опытов и экспериментов с водой, почвой и песком для развития познавательных способностей.

     Вместе с детьми и родителями мы обустроили свою групповую комнату. Группа оснащена техническими средствами: телевизор, магнитофон, DVD – проигрыватель. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают детям закреплять правила по основам безопасности жизнедеятельности.

Помещение разделено на предметные мини – центры», где сосредоточены самые разнообразные материалы и средства для работы. Ребенок самостоятельно может выбрать себе предметный мини – центр, укромный уголок, где он может уединиться, просто подумать, посмотреть книги, поиграть с любимой игрушкой.

Для формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными использую различные методы и приемы. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, обобщать, делать выводы. Самым эффективным методом является метод - наблюдение.

Очень интересна познавательно – исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом и другими материалами, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъем, воспитывает их самостоятельность и любознательность, и позволяет сохранить самое главное – здоровье.

При изложении знаний, мы отдаем предпочтение чтению рассказов, беседам, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций и плакатов, из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминать правила поведения в экстремальных ситуациях. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания и умения дети закрепляют, участвуя в различных инсценировках, экологических сценках, праздниках, досугах.

Для обогащения знаний детей мы используем различные формы организации детской деятельности:

Беседы, экскурсии, игры – занятия, сюжетно – ролевые игры.

Экологические акции «Друзья природы»«Не рубите елки!»«Зеленая аптека».

развлечения: «Что нам осень принесла», «Спортивный праздник»

организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Опасности вокруг нас!»«Огонь – враг!»;

участие детей в мероприятиях по темам: «О безопасности и здоровье всерьез»«Здоровое питание»;

решение проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей;

интегрированная деятельность.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека – вот главные аспекты нашей деятельности с детьми, поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса, а для этого мы работаем в тесном сотрудничестве со всеми специалистами детского сада.

Круг проблем связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в стенах детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями объяснить актуальность и важность этой проблемы.

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставить землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, закреплять, обогащать и систематизировать конкретные представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!».