Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Острошапкина Татьяна Анатольевна

Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ "Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста" - рассчитана на один учебный год. Программа разбита на теоретический и практический этапы с раскрытием содержания помесячно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением педагогического совета

ГБДОУ детского сада №1

комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.  

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим ГБДОУ детского сада №1

комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Приказ № ____ от  30.08.2021 г.

_______________ / Коданевой О.Г. /

                                                                                                 

Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ

на 2021-2022 учебный год

Воспитатели: Острошапкина Т.А.

                     

Санкт-Петербург

2021

   Воспитатель: Острошапкина Т.А.

   Средняя группа «Теремок»

   Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

   Дата начала: сентябрь 2021г.

   Окончание: май 2022г.

   Цели:

1. Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.

3. Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности у дошкольников и их родителей, привлечение родителей дошкольников к совместной деятельности на пути к освоению правил пожарной безопасности.

   Задачи:

1. Изучить литературу по теме пожарной безопасности с целью расширения и совершенствования методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.

2. Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями).

3. Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара.

4. Дать представления о профессии пожарного, воспитывать уважительное отношение к ней.

5. Обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01».

6. Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности.

7. Активизировать словарь детей по данной теме.

8. Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

9. Повышать интерес родителей (законных представителей) к данной проблеме, привлекать их к активному участию в обучающем процессе (совместное создание уголка пожарной безопасности, конкурс работ на данную тему, экскурсия в пожарную часть).

   Предполагаемый результат:

1. У дошкольников сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

2. Дети умеют обращаться с электроприборами и другими предметами повышенной пожарной опасности.

3. Дети умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ; взаимодействовать с пожарными.

4. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения, проявляется эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям.

5. Родители (законные представители) чаще обсуждают с детьми вопросы безопасности при обращении с огнем и/или при пожаре.

   Актуальность выбранной темы:

  Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

   Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает и статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Среди лиц, пострадавших на пожаре, 20% составляют дети и подростки. Причиной каждого десятого пожара в стране, согласно классификации, применяемой Государственной противопожарной службой МЧС России, является «неосторожное обращение с огнем детей». Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

   Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. В связи с чем, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

  Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых и в ДОУ, и дома. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у дошкольников, зависит их и наше будущее.

   Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети отчасти знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя, к чему это может привести и как предотвратить возможные опасные ситуации с огнем.

   Изучение литературы:

  1. Федеральный закон о пожарной безопасности, Изд. Норматика, 2019.
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности», Москва 2008.
  3. Прилепко Е.Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников», Москва 2008.
  4. Аралина Н.А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», Москва 2007.
  5. Коломец Н.В. «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет», Изд. Учитель, 2020.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности», Изд. Учитель, 2004.
  7. Кононова И.В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Москва: Айрисс-пресс, 2008.
  8. Максимчук Л.В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности» Москва: Центр педагогического образования, 2008.
  9. Мельник О.Е. «Занимательная пожарная безопасность», Красноярск, 2015.
  10. Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду», Изд. Детство-Пресс, 2013.

    Перспективный план самообразования:

(Таблица 1)

Срок выполнения

Теоретический этап

Практический этап

Сентябрь

- Подбор и изучение литературы по теме.

- Работа с методическим материалом.

- Разработка перспективного планирования по безопасности.

- См. раздел «Литература».

Октябрь

- Диагностические исследования и анкетирование детей и родителей.

- Вывод по диагностике.

- Составление картотеки дидактических игр по Правилам пожарной безопасности.

- Подбор художественной литературы, раскрывающей вопросы пожарной безопасности.

Ноябрь

- Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ППБ) в группах ДОУ.

- Оформление папки- передвижки

- Оформление в группе уголка по пожарной безопасности (совместная работа с детьми и родителями).

- Дополнение предметно-игровой среды атрибутами и макетами по Пожаробезопасности.

Сентябрь- Май

- Работа с детьми.

- Формирование основ пожарной безопасности.

- Знакомство с темой посредством информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, загадки, пословицы и поговорки, дидактические и сюжетно-ролевые игры).

- См. Таблицу 2.

- Экскурсия по детскому саду.

- Экскурсия в пожарную часть.

- Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».

- Инсценировка «Кошкин дом».

Сентябрь - Май

- Работа с родителями.

- Подбор материала для родителей (консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование.)

- Привлечение родителей к активному участию при создании уголка пожарной безопасности и конкурсных работ.

- Участие в экскурсии в пожарную часть.

Май

Отчет по проделанной работе.

Выступление на педсовете.

Работа с детьми:

(Таблица 2)

Срок выполнения

Содержание

Сентябрь

1. Беседа «Средства пожаротушения. Знаки безопасности». Рассматривание иллюстраций.

2. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.

3. Проблемная ситуация «Почему случился пожар?».

4. Дидактическая игра: «Собери картинку».

5. Чтение художественной литературы: - Л.Толстой «Пожар», Н.Пороховник «Малышам об огне», С.Я .Маршак «Кошкин дом».

Октябрь

1. Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу». Составление рассказа по картинке «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?».

2. Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?».

3. Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Опасные предметы».

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Отдых на природе».

5. Рисование, отпечатком ладошки, знака «Не жги костры».

6. Чтение художественной литературы: В.Бианки «Береги лес!», А.Жигулин «Пожары», Б.Житков «Пожар»Е.Пермяк «Огонь — опасная игра», И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».

Ноябрь

1. Беседа «Огонь друг – огонь враг».  

2. Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники пожарных».

3. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Чем тушить пожар».

4. Выставка книг по пожарной безопасности.

5. Лепка «Костер».

6. Чтение художественной литературы: Д.Кокшаров «Пожарыч» , Б. Житков «Пожар в море», Е. Ильин «Солнечный факел», Е. Пермяк «От костра до котла», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок».  

Декабрь

1. Беседа «Пожарная техника».

2. Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01».

3. Спортивная эстафета «Мы помощники пожарных».

4. Аппликация «Пожарная машина».

5. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», К.Оленев «Красная машина», Т.Фетисова «Куда спешат красные машины», Б.Житков «Первая тревога», Е.Новочихин «01», Э.Успенский «Пожарная машина».

Январь

1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных пожароопасных ситуаций.

2. Беседа на тему «Электричество в нашем доме и его опасность» «Электроприборы. Правила пользования ими»

4. Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?».

5. Дидактическая игра: «Собери картинку» (электроприборы).

6. Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял», Е.Поликутин «Антошка», Л.Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник», А.Шевченко «Как ловили Уголька».

Февраль

1.Беседа «Пожарные – кто они?».

2. Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бой ведет отряд пожарных».

3. Дидактическая игра: «Что необходимо пожарному?».

4. Экскурсия в пожарную часть (с родителями в выходной день).

5. Чтение художественной литературы: Л.Сумина «Кем быть?»,  З.Бурлева «Экипировка», К.Ибрагимова «Антошка – пожарник», В. Гальченко «Приключение пожарного», О.Иоселиани «Пожарная команда», И.Тарабукин «Андрейкино дежурство», Э.Успенский «Вера и Анфиса тушат пожар».

Март

1.Беседа «Эта спичка – невеличка».

2. Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части».

3. Подвижные игры «Огненный дракон», «Костер».

4.Чтение художественной литературы: Е.Хоринская «Спичка – невеличка», З.Бурлева «Служба 01», «Пожарные рукава», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Е.Новочихин «Спички».

5. Рисование (ватными палочками) «Спички не тронь – в спичках огонь».

Апрель

1. Загадки, пословицы, поговорки об огне, о пожарных.

2. Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых».

3. Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».

4.Чтение художественной литературы: З.Бурлева «Пожарная часть», Б.Гримм «Соломинка, Уголек и Боб», Б.Житков «Дым», С.Михалков «Дядя Степа», Л.Толстой «Пожарные собаки», К.Чуковский «Путаница».  

Май

1.Чтение художественной литературы: В.Шефнер «Лесной пожар», Э.Шим «Дым в лесу», В.Сухомлинский «Воробышек и огонь».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные спешат на помощь»

3.Дидактическая игра «Найди лишнее»

4.Инсценировка «Кошкин дом»

Работа с родителями:

Срок выполнения

Содержание

Сентябрь

Консультация для родителей - «Расскажите детям о пожарной безопасности »

Ноябрь

Папка-передвижка «Для любознательных родителей. Тема: Пожарная безопасность».

Декабрь

Информация для родителей «Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках».

Информационные брошюры «Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!»

Февраль

Экскурсия в пожарную часть (в выходной день).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

ОТЧЕТ по самообразованию  на тему:  «Формирование навыков пожарной безопасности  у детей среднего дошкольного возраста»...

Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Познавательно- исследовательский проект   «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....

Сценарий Спортивно-игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарные на учениях»

Спортивно-игрового  досуга  по формированию основ  пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....