«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по обж (младшая группа)

Ващенко Татьяна Павловна

 Главными задачами являются:

- закрепление у детей экологических знаний;

- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.

- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_ekologicheskoy_bezopasnosti.docx645.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

                                Статья.

 «Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Ващенко Татьяна Павловна

                                                      Санкт-Петербург 2022

            Основная цель моей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

 Главными задачами являются:

- закрепление у детей экологических знаний;

- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.

- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

                       Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, презентация по экологическому воспитанию , сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

         Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».

         В группе всегда комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

              Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед : «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», « Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами), игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька», сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес», «Путешествие по реке », целевых прогулок (в парк) развлечений «Осенины»,«Лягушка-путешественница», «Праздник шишек», просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т.д.), организаций выставок, участие детей в родительских собраниях по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», решения проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)

         Для сообщения новых знаний я сочиняю детям экологические сказки,  рассматриваю с ними иллюстрации, из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминают правила поведения на природе. Читая эти сказки, дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице, дома, в лесу, у водоема.

       Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях, инсценировках: «Необыкновенная экспедиция в лес», «В гости к лягушатам», «Старичок-боровичок».

И в этом мне помогают сказки, которые я сама сочиняю. Вот некоторые из них.

                                         

                                                               

                                                      В парке.

У Вани была красивая собака, звали ее Грей. Ваня очень часто гулял с Греем в парке, они бегали наперегонки, Ваня прятался за деревьями, а Грей его находил.

Однажды Грей пришел домой после прогулки и Ваня увидел, что у него на спине сидит маленький жучок. Грей пытался зубами его сбросить, но он крепко держался лапами за шерсть собаки.

-Мама, посмотри, какой смешной жучок и как крепко держится!!!

Пришла мама, она строго посмотрела на жучка.

- И вовсе это не безобидный жучок, это – клещ. Он переносит разные нехорошие болезни. И если клещ укусит то можно заболеть, поэтому в лес ходят в сапогах, шапочке или платке и обязательно проверяют одежду, чтобы не принести клеща в дом. Вот как сделал наш Грей. Нужно быть очень осторожными.

                  https://karelinform.ru/attachments/662042c75bdd273977b42dff4aac80ade012bdd9/store/fill/1200/630/036132cca8be430ec8c25adad2ab0f61a2e1a9cf3e6fc9976bb5b245de39/96567_590x371.jpg

                                         

                                                                 В  отпуске.

Как хорошо, скоро лето и мы поедим в деревню к бабушке. Я буду кататься на велосипеде, купаться в реке, ловить с дедушкой рыбу. Мама сказала, что она уже купила билеты. Ваня считал дни до отпуска и собирал свои игрушки. В прошлом году Ваня со своим другом Пашей построили  на берегу замок и долго играли, пока его не смыло дождем. Замок был очень красивым, Паша даже разбил бутылку и сделал окошки из  осколков стекла. В этом году мы построим замок еще лучше.

Наконец Ваня приехал в деревню, он очень радовался, что опять будет ходить на рыбалку с дедушкой, купаться в реке, загорать, играть со своим другом.

В первый же день они вместе с мамой и папой пошли на речку. Ваня играл на берегу,  плескался в воде и строил бассейн для своей резиновой уточки. Он носил ведёрком воду из реки. Один раз он пошел за водой и почувствовал, что что-то его кольнуло в ногу. Из песка торчал кусочек стекла, того самого из которого в прошлом году они строили замок. Мама сразу же отвезла Ваню в больницу. В больнице наложили повязку и несколько дней сказали посидеть дома. Ване было очень грустно.

Что Ваня с другом сделали неправильно?

                                https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/83/88/dirty-ocean-floor-vector-1298388.jpg

                                                       

                                                         Рыбки.

Две маленькие серебристые рыбки плескались в пруду. Им было очень весело. Они плавали наперегонки до большой кувшинки. Пруд находился в лесу недалеко от города.

Вдруг они услышали грохот, рыбки  выглянули из воды и увидели на берегу огромное страшилище, которое двигалось, скрипело и что-то копало на берегу. Рыбки не знали, что это был трактор. Трактор работал целый день, он выкопал канаву, в неё проложил трубу и закопал.

Каждый день рыбки приплывали к трубе, но ничего не происходило. «Зачем эта труба», - думали они.

Однажды из трубы полилась вода, она была грязная и невкусная. С каждым днём вода в пруду становилась все грязнее  и грязнее. Рыбкам стало грустно, что делать, они уже больше не резвились. «Поплыли к тётушке лягушке, спросим у неё, - предложила одна из рыбок. И они поплыли к берегу в заросли камыша, где на дне жила лягушка. Лягушка куда-то быстро собиралась. «Я уезжаю в другой пруд и вам советую, здесь жить нельзя», -  проквакала она.  «Хорошо, у вас есть лапки, вы можете  ходить по земле, а как же быть нам?»  

А вы дети, как думаете, что делать рыбкам, как им помочь?

                                   https://estalsch18.edumsko.ru/uploads/3000/2193/section/225744/2016-2017/Ekologiya/Podlaboshnikov.JPG?1486365971774

                                                                         

                                                        Зайчик.

Зайчик жил на опушке в лесу. Вокруг опушки  росли высокие ели, белоствольные березки и стройные сосны. А на опушке вкусные цветочки клевера и заячья капуста, травка такая. Зайчик очень часто бегал лакомиться ею. Никто не беспокоил зайчика, лисы поблизости не было.

Светило яркое солнышко, зайчика разморило от солнышка, и он лёг под кустик отдохнуть. Разбудил зайчика громкий шум. Зайчик выглянул из кустиков. На поляне были люди, он их видел и раньше, но никогда они не приходили на полянку. Послышался стук топора, это дядя рубил берёзку. Потом люди развели костёр, они громко разговаривали, пели, играли и кушали.

А потом стало тихо. Зайчик ещё долго лежал под кустиком, а когда солнышко стало ложиться спать, он выглянул.

Что стало с его красивой опушкой, гора мусора, кусочки недоеденной пищи, угли от погасшего костра. Зайчик нечаянно наступил на осколок разбитой бутылки и из лапки показались капельки крови.

Дети, а вы оставляете мусор в лесу? А чем мы можем помочь зайчику?

Ответы детей: и забинтовать лапку,  и приложить листик, и отправить зайчика в больницу…

А может просто не мусорить в лесу, ведь и вы сами можете, как зайчик поранить ножку!

                    C:\Users\Иван\AppData\Local\Packages\microsoft.microsoftedge_8wekyb3d8bbwe\AC\#!001\MicrosoftEdge\Cache\H9LTRABU\1525078318_555[1].jpg

                                                                     

                                                             Огненное растение.

Ваня увидел, что из земли показался маленький росток, он сидел у самого забора, и к нему трудно было подобраться. «Посмотрим, что из тебя вырастет, - подумал Ваня. Несколько дней Ваня не ходил к забору и не видел, что там такое растёт.

Однажды он посмотрел к забору и не узнал. «Неужели это мой росток», - подумал он. На месте ростка росло огромное растение с большими зелёными листьями и круглым стеблем. Ване очень понравился стебель, потому что из него можно будет сделать свисток. « Вот отнесу дедушке кусочек стебля, и у меня будет свисток», - решил он.

Ваня вырвал растение, отрезал кусочек и отнёс дедушке. Дедушка очень испугался, он вызвал маму, и она отвезла Ваню к врачу. На руках у Вани били ожоги, как от огня.

«Это растение, - сказала мама,- борщевик и его не нужно трогать руками».

А вы ребята, знаете это растение!!!

                          http://pesticidy.by/wp-content/uploads/vzrosloe-rastenie-heracleum-sphondylium.jpg

    Очень интересна познавательно - исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъём и позволяет сохранить самое главное – здоровье.

В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей» раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность этой проблемы.

         Вся работа по развитию навыков экологической безопасности построена мною в партнёрстве с родителями: запланированы  родительские собрания «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», тренинги, тематические  вечера, спортивные праздники, изготовление макетов, фотоальбомов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, конкурсы стихов и загадок. Мамы и папы вместе с детьми принимают  активное участие в оформлении выставки рисунков « Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.

     Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Формирование экологического мышления у своих детей - это одна из целей на достижение которой должна направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и наладить систему взаимоотношений с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...

ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

ОТЧЕТ по самообразованию  на тему:  «Формирование навыков пожарной безопасности  у детей среднего дошкольного возраста»...

Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Программа профессионального саморазвития воспитателя ДОУ "Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста" - рассчитана на один учебный год. Программа разбит...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....