Формы работы с дошкольниками по ОБЖ
консультация по обж

Королёва Ирина Юрьевна

Сообщение из опыта работы для воспитателей старших дошкольных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 города Кузнецка

Сообщение  из опыта работы

«Формы работы с дошкольниками по ОБЖ»

Составила:

Воспитатель  Королёва И.Ю.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в таких направлениях, как – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом, через разнообразные формы организации работы.

На каждом этапе стоят задачи:

1 этап – заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Кроме того, определили основные показатели безопасного поведения детей: знания, умения, отношения:

  •  знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
  •  умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
  •  отношения переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Данная работа ведется через:

• организованную деятельность детей – организованная образовательная деятельность, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:

• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

Работа с детьми старшего возраста по данному направлению деятельности носит систематический, целенаправленный характер.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Это позволило нацелить нас на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. 

Через какие же методы и приемы можно реализовать данную область в различных формах деятельности? (сделать игру)

Блоки

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

I. Бережем свое здоровье

II. Безопасный отдых на природе

III. Безопасность на дорогах города

IV. Семейное благополучие

Объяснение, напоминание,

Тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра

Беседы, обучение,

Упражнения, объяснение, напоминания,

Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, тренинг. Творческие задания

Работая по основной образовательной программе я придерживалась тематического принципа построения образовательного процесса, что позволяет реализовывать задачи в разных видах детской деятельности в течении дня и недели. Одной теме   уделяю не менее одной недели. Каждая тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Разделы

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие с семьями

I. Бережем свое здоровье

1.Ценности

здорового образа жизни

Объяснение, напоминание

Беседы, обучение,

Чтение

Игры,

Беседы, личный пример

2. О профилактике заболеваний

Объяснение, напоминание

Дидактическая игра

Ситуативное обучение

3. Навыки личной гигиены

Показ,

объяснение, обучение, напоминание

Упражнения,

Самообслуживание

Поговорим о болезнях

Рассказ,

5. Врачи – наши друзья

Рассказ

Рассматривание

иллюстраций

Рассказы, чтение

6. О роли лекарств и витаминов

Тематический досуг

Творческие задания

Дидактические игры

Продуктивная

деятельность

рассказ

7. Изучаем свой организм

Рассказ-  пояснение,

II. Безопасный отдых на природе

1. Бережное отношение к живой природе

Объяснение,

напоминание

Продуктивная

деятельность

Творческие задания

2. Ядовитые растения и грибы

обучение,

Рассматривание

иллюстраций

Продуктивная

деятельность

Ситуативное обучение

3. В природе все взаимосвязано

Дидактическая игра

4. Правила поведения на

природе

упражнения,

тренинги

Тематические досуги

Рассказы, чтение

Объяснение, напоминание

5. Контакты с животными и насекомыми

Рассказы, чтение

Объяснения, запреты

6. Первая помощь

Рассказы, чтение

Рассматривание

иллюстраций

обучение,

III. Безопасность на дорогах

1. Устройство проезжей части

Тематический досуг,

игры

обучение,

Тематические досуги

Беседы, упражнения,

тренинги

2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки  для пешеходов и водителей

Рассматривание

иллюстраций

Ситуативное обучение

Дидактические игры,

Настольно-печатные игры, продуктивная

деятельность

3. О работе ГИБДД

обучение, чтение,

Рассказы, чтение

4. Правила поведения в транспорте

Беседы, упражнения,

тренинги

Объяснение, похвала

напоминание

IV. Семейное благополучие

1. Взаимная забота и помощь в семье

Тематические досуги

Рассматривание

иллюстраций

2. Осторожно! Чужой!

Рассказы, чтение,

тренинги

Объяснение,

напоминание

3. Если ты потерялся

Беседы, упражнения,

тренинги

4. Осторожно! Электроприборы

объяснения

Объяснение, запреты

напоминание

5. Огонь – это очень опасно

Рассматривание иллюстраций

Творческие задания

6. Правила поведения при  пожаре

Беседы, упражнения,

тренинги

Продуктивная

деятельность

7. Конфликты и ссоры между детьми

Объяснение, напоминание

Напоминание

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому обеспечиваем преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.  Основная поддержка родителей может заключаться в обсуждении и закреплении знаний и правил, полученных детьми в ходе занятий. 

В ходе первой встречи с родителями можно рекомендовать следующие приемы безопасности:

1. Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить "Нет!"

2. Предложить родителям вместе с детьми продумать семейный пароль, который каждый из членов семьи мог бы использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации. Это может быть одно слово или фраза, но смысл один: " Я в опасности! Мне нужна помощь!".

3.  Родителям рекомендуется раздать информационные листки с правилами безопасности для детей, с перечнем понятий и знаний, которые необходимо усвоить детям.

4. Родителям можно рекомендовать играть с детьми в игру "Что, если…", в ходе которой дети учатся использовать полученные в играх знания и принимать решения.

Например:

"Что, если ты играешь во дворе, а какой –то мужчина просит тебя помочь ему и проводить, например, к остановке?"

"Что, если, к примеру, мы с тобой потеряли друг друга в магазине?"

"Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?" и т.п.

5. Родителям предложить внимательно выслушивать детей: их рассказы о том, чем они занимались в детском саду, что узнали нового, чему научились.

Выполнение данных рекомендаций может оказать помощь в организации безопасного пространства вокруг ребенка.

Были даны так же такие рекомендации родителям: следует развивать наблюдательность детей, учить их запоминать важные детали в облике людей и обстоятельствах встречи с ними:
-особенности внешности (можно учить запоминать детали сверху вниз);
- пол, раса, примерный возраст, рост, телосложение;
- характерные приметы: шрамы, родимые пятна и т.п.;
- время встречи;
- место встречи;
- смысл сказанного (т.е. о чем говорил, просил незнакомец или незнакомка).
Внимательность можно развивать как в повседневной жизни, так и с помощью специальных упражнений, тренировки  на запоминание перечисленных деталей. Важно предоставлять детям возможность попрактиковаться в умении различать марки машин, запоминать их цвет, номер.

По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно  - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.

Обучение дошкольников культуре поведения на улица тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. 

Сейчас мы предлагаем вам стать участниками деловой игры «Счастливый случай» 

Цель данного мероприятия: Способствовать пропаганде знаний о правилах безопасного дорожного движения среди родителей. Стремиться создать дружеские взаимоотношения между родителями и работниками ГИБДД.

Нам нужно разделиться на три команды.

«Пешеходы», «Автомобилисты», «Светофор»

И так, мы начинаем.

Добрый день дорогие гости!

В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили как кому захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной: машины создали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались.

Чтобы беспорядка не было, Государственная автомобильная инспекция составила правила уличного, или, как говорят специалисты, дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждому предоставлено свое место на улице: транспорту – проезжая часть, а пешеходам- тротуар.

И сегодняшняя  игра «Счастливый случай», пройдет  на тему  по правилам дорожного движения,  мы с вами состязаемся на находчивость, и на сообразительность.

Наше жюри готово оценить вас по всем правилам.

Первый конкурс - блиц-опрос. За каждый правильный ответ команда получает 1очко.

Вопросы задаются поочередно каждой команде. Правильный ответ будет показан на экране.

  1. Место для ожидания транспорта? /Остановка/
  2. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? /Нет/
  3. Какие сигналы светофора вы знаете? /Красный, желтый, зеленый/
  4. По какой части улицы должны ходить пешеходы? /По тротуару/
  5. Человек, едущий в автомобиле, но не управляющий им? /Пассажир/
  6. Огороженная территория возле дома где разрешается играть? /Двор/
  7. Сигнал светофора, на который движение запрещено? /Красный/
  8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? /По переходу, спокойным шагом/
  9. Средство передвижения для младенцев? /Коляска/ 

Второй конкурс. Сейчас мы проверим, как родители знают правила дорожного движения и смогут ли научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при  которых необходимо своевременно принять правильное решение. За каждый правильное и обоснованное решение команда может получить до 3 очков.

Ловушка № 1.

Где нужно обходить стоящий автобус (автомобиль) спереди или сзади?

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Ловушка №2

Главная опасность – стоящая машина. Почему?

Да потому,  что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Ловушка №3

Какая опасность может встретиться у светофора?

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах,  значит,  в ваш дом не придёт беда.

Третий конкурс: «Немного из истории».  В этом конкурсе команды за правильный ответ получают одно очко.

1. Что в переводе с греческого и русского языков означает слово «светофор»?   /Носитель света/.

2. Дорожный знак для лежебок? /Кемпинг/.

3. Где появился первый светофор? /В Англии/.

4. Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения? /Дорога/

5. Водитель. По другому его называют «шофер», что в переводе с французского языка означает? /Кочегар/.

6. Знак - обозначение дороги, по которой нельзя ходить пешеходам? /Автомагистраль/.

Игра-релаксация.

Четвертый конкурс «Дальше… Дальше… Дальше…»

За минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если не знаете ответ,  говорите: Дальше……

1 команде:

  1. Какое растение прикладывают к ране? /подорожник/
  2. Место для ожидания транспорта? /остановка/
  3. Человек,  идущий по тротуару? /пешеход/
  4. Что должно быть в руках сопровождающих группу детей? /флажок/
  5. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам? /нет/
  6. Велосипед  в переводе с латинского? /быстроног/
  7. Разрешается ли движение на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»? /нет/
  8. Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения ?/дорога/
  9. Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
  10. Где появился первый светофор? /В Англии/
  11. Иномарка – гроза «новых русских»? /Запорожец/
  12. Воздушный транспорт барона Мюнхгаузена? /ядро/
  13. Сердце машины? /мотор/
  14. Человек, контролирующий движение? /Регулировщик/
  15. Как называется велосипед с большим передним колесом? /паук/
  16. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? /красный, зеленый/
  17. Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
  18. Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части? /Разминка/
  19. Что в переводе с греческого  и русского языков означает слово «светофор»? /носитель света/
  20. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального /с 14 лет/

2 команде:

  1. Автор детского стихотворения «Дядя Стёпа» /С.Михалков/
  2. Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? /тротуар/
  3. Автомобильное топливо? /бензин/
  4. Самый длинный в мире велосипед? /тандем/
  5. Какую таблетку надо выпить при боли в сердце? /валидол/
  6. «Гараж» для коровы? /хлев/
  7. Наряд для наблюдения за порядком на улице? /патруль/
  8. Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? /капюшон/
  9. Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть? /нельзя/
  10. Что означает зеленый сигнал светофора? /разрешает движение/
  11. Результат воздействия на зрение яркого света? /ослепление/
  12. Механизм, который поможет, если у велосипеда спустилось колесо? /насос/  
  13. Водитель по – другому? /шофёр/
  14. Точное определение места проживания? /адрес/
  15. Место водителя? /кабина/
  16. Устройство, служащее для определения скорости, применяемое сотрудниками Госавтоинспекции? /радар/
  17. Сколько цветов имеет светофор? /три/
  18. На какое животное похож пешеходный переход? /на зебру/
  19. Какой  свет верхний на светофоре? /красный/
  20. По какой стороне проезжей части движется транспорт? /по правой/

3 команда:

  1. Сердце машины? /мотор/
  2. Край дороги? /обочина/
  3. Главная автомагистраль? /шоссе/
  4. Заторы транспорта на дороге? /пробка/
  5. Пересечение двух дорог? /перекресток/
  6. Транспорт с очень нужной скоростью? /велосипед/
  7. Транспортное происшествие? /авария/
  8. Конец дороги? /тупик/
  9. Что означает знак в треугольнике с красным крестом внутри? /врач/
  10. Машина с зеленым глазом? /такси/
  11. Быстрое движение, езда? /гонка/
  12. Проверка правильности чьих-то действий? /инспектировать/
  13. Короткая палка, который регулировщик движение дает указание транспорту, пешеходам? /жезл/
  14. Путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения? /дорога/
  15. Езда, ходьба в разных направлениях? /движение/
  16. Вид спорта, путешествие на попутных машинах? /автостоп/
  17. Движущиеся перевозочные средства специального назначения? /транспорт/
  18. Сколько цветов имеет светофор для пешеходов? /два цвета, красный, зеленый/
  19. Когда и где появился первый в мире светофор? /в 1868 году в Лондоне, в этом году исполняется 140 лет/
  20. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? /авария или ДТП/

Пятый конкурс «Дорожные знаки». У меня в руках фрагменты мозаики. По звуковому сигналу вы должны будете собрать вот эти волшебные знаки.

Итак, звуковой сигнал! Собираем!!

/Капитаны собирают мозаику/

Теперь, когда у вас собраны знаки, причем неодинаковые – слушайте задание. Сейчас без подготовки капитаны должны будут назвать правильно знак и группу. Вы имеете возможность заработать два балла – один балл за правильно названный знак и один балл за правильно названную группу.

Предупреждающий знак    

Описание: http://festival.1september.ru/articles/520552/img4.gif
Пешеходный переход

Запрещающий знак

Описание: http://festival.1september.ru/articles/520552/img5.gif
Движение пешеходов запрещено

Знак особых предназначений

Описание: http://festival.1september.ru/articles/520552/img6.gif
Пешеходный переход

Жюри подводит итоги

Вот и подошла игра к концу. Мы с вами проверили ваши знания на теории, и на практике тоже дорогие родители не забывайте это выполнять. Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге во дворе, за пешеходом и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.

Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками.

Представление о деятельности педагога-психолога в ДОУ компенсирующего вида и разработки по проектированию и проведению КРР с детьми с ОВЗ....

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"

Презентацияна тему "Проектирование элементов коррекционно-развивающей работы в системе мероприятий, ориентированных на групповые и фронтальные формы работы с дошкольниками"...

Сообщение из опыта работы «Кружок естественнонаучной направленности, как форма работы с дошкольниками, способствующая развитию речи».

Сообщение из опыта работы для выступления на пед. часе по теме "Развитие речи дошкольников"....

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Сообщение из опыта работы «Формы работы с дошкольниками по ОБЖ»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в таких направлениях, как – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом, через разнообразные формы...