"Огонь-друг, огонь-враг."
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Кошелева Надежда Ивановна

Конспект занятия в подготовительной группе  "Огонь -друг, огонь-враг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огонь- друг, огонь-враг.

Цель. Показать детям значение огня в жизни человека,

дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование.  султанчики (красного, оранжевого, желтого цветов)по количеству детей. Лист формата А1 (2),гуашь, тарелки для разведения красок, шпатели, влажные салфетки по количеству детей. Фонограмма(чередующиеся отрывки мелодий спокойного, торжественного характера (огонь –друг) и грозного, тревожного (огонь-враг).

Ход занятий.

Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель загадывает загадку:

Шипит и злиться,

Воды боится.

С  языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)

Воспитатель ставит в центре круга безопасный подсвечник и зажигает свечу.

Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем   жилище.

Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили ищу, он отпугивал хищников, спасал от холода. Огонь поклонялись, как божеству, о нем рассказывали легенды. И в наше время писатели не забыли про огонь. Послушайте присказку из волшебной истории « О принце в голубой короне» (Сказ про газ), которую написал Евгений Пермякк.

Присказка.

Когда-то на земле не существовало ни городов, ни сел, не было даже землянок, и Человек жил не многим лучше зверя.

Все окружающее было недружелюбно к Человеку.

Негостеприимные леса старались не пропустить в глубь своего зеленого царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая поглотить его.

Дожди и град секли Человека, скудно прикрыто шкурой зверя.

Все было против Человека- даже ночь. Окутывая мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый непонятный враг был Огонь.

Это желтое чудо, возникало неизвестно от куда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу  и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной.

        Человек знал, что дождь проливает тотчас, как небо заволакивае6тся темной пеленой туч. Он видел, что реки-дочери дождя- пополнялись после ливней. А вот Огонь…

        Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.

Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:

-Я тебя больше не боюсь… Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!

-Остерегись! – предупредил Огонь.- Я никому не служил. Все  бояться меня. Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить в пепел.

-Не хвались! – крикнул Огню Человек- У  меня есть друг, который живо утихомирит тебя.

-Кто? – спросил Огонь. Кто  это?

-Вода, - сказал Человек.

Всего одна лишь упоминание этого страшного для Огня слова сразу убивали его пыл, и он присмирел.

- Вот так-то лучше,- сказал Человек, - Иди ко мне. Ты будешь гореть у меня с пошльзой.

Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принес ее в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.

Много, очень много раз дни сменяли ночь, а лето – зиму. И с каждым годом прирученный Огонь  служил Человеку все лучше и усерднее.

        Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжигал горшки.

А  потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо.

У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры. Острые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги.

        Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в глубь чащу, прорубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.

         А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злейшего врага – Воду.

Но это уже другая история.

Воспитатель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напоминает отблеск тех  превратных костров, которые согревали и спасали людей. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Нельзя близко  поднести подносить предметы к огню – они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Воспитатель. Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмет султанчики, превратится в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.

Пластический этюд:  дети под музыку,  используя султанчики   (красного,  оранжевого и желтого цветов),   имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случилось с древними людьми.

 Послушайте Нины, Марины, Мишутки

Шутки с огнем – опасны шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И Сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детеныша старшего,

 Не видят ребята в игрушке ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по  веткам полез.

Пылают березки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей!-

Кричат они взрослым. – Огонь у дверей!»

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли – от леса уголья.

Одно пепелище из взорам открылось,

Вот что из глупой игры получилось.

Е.Максименкова

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за не осторожности или баловства ?  ( Дети размышляют, воспоминают, высказывают предположения: « Кошкин дом» - « Путаница».)

Огонь- помощник или огонь – враг? Как ответить на этот вопрос? ( Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда:

  • Огонь требует бережного обращения.
  • Баловство с огнем может привести к беде

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сегодня попробуем создать портреты огня. Огня- доброго и огня злого.

 Дети по желанию делиться на две группы. Работа выполняется на листе ватмана коллективно. Техника- печать ладонью. Цветовая гамма подбирается самостоятельно каждой группой. По окончании работы дети представляют свой портрет. Еще раз закрепляются правила обращения с огнем:

  • Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
  • Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
  • Баловство с огнем может привести к беде.
  • Огонь требует бережного обращения  оьтьоо

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...