Статья по ПДД "Развивающая среда в ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"
статья по обж (старшая группа)

Жвакова Мария Игоревна

Развивающая среда в ДОУ по озакомлению детей с ПДД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая среда в ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

В построении развивающей среды для ознакомления детей с правилами дорожного движения в дошкольном учреждении должны быть использованы следующие принципы:

Принцип дистанции. Развивающую среду надо спланировать таким образом, чтобы в игровой деятельности у детей была дистанция дальнего и ближнего взаимодействия, а также места уединения.

Принцип активности. Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес. Развивающая среда размещается на стенах, ленточных столах, на полу, на шкафчиках детей (рисунки детей, картинки с изображением знаков дорожного движения). При создании среды учитываются цветовая гамма, освещение помещения, звуковые эффекты. Для размещения развивающей среды помимо групповых комнат используется комната ПДД, холлы ДОУ, коридоры, кабинеты специалистов.

Принцип стабильности — динамичности развивающей среды заключается в том, что ребенок постоянно меняется (его интересы, потребности), следовательно, должна меняться и окружающая его среда. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможность менять развивающую среду в соответствии со своими вкусами, желаниями и настроением. Менять можно фон, обстановку, игрушки. При помощи трансформеров, различных модулей можно менять размер помещения. Стабильность принципа проявляется в постоянной группе детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип вплотную примыкает к предыдущему принципу. Среда должна планироваться таким образом, чтобы дети могли заниматься одновременно каждый  своим любимым делом, не мешая друг другу. Иными словами, пространство должно не только позволять ребенку искать и осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазию. Строить такую среду помогают разные перегородки, ниши.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Развивающая среда должна давать детям разнообразные, меняющиеся впечатления, при этом должны учитываться и интересы взрослых и других детей. Среда должна вызывать двигательную активность и одновременно гасить ее, когда это необходимо. При планировании среды необходимо учитывать то, что у каждого ребенка должно быть еще и личное пространство, принадлежащее только этому ребенку, где ему бывает комфортно.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Этот принцип позволяет детям постигать красоту искусства. Необходимо найти картины разных жанров — изображения транспорта разных веков. Они могут быть представлены и на декоративных тарелках, и в виде красивых коллекционных моделей машин.

Принцип открытости — закрытости. Этот принцип проявляется в нашем дошкольном учреждении в том, что родители воспитанников принимают активное участие в образовательном процессе: помогают в создании развивающей среды, принимают участие в занятиях

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Среда планируется таким образом, что позволяет проявлять свои склонности и интересы в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Это проявляется при организации сюжетно-ролевых игр (распределение ролей по половому признаку)

Так как дорожно–транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопрос о грамотном обучении детей как пешеходов, пассажиров и будущих водителей очень актуален. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок безопасности дорожного движения.

Наглядный материал, который представлен в уголке по ПДД:

  • иллюстрации с правилами дорожного движения и знаками;
  • макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения и отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: предупреждающие знаки - «Пешеходный переход», «Дети»;
  • запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено»,  «Движение на велосипедах запрещено»,  предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Пункт питания»;
  • плакаты по правилам дорожного движения;
  • поделки, выполненные родителями с детьми;
  • макет микросоциума;
  • альбомы «Разные виды транспорта».

Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки

Дидактический материал:

  • дидактические игры: «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови»
  • «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак», «Перекресток», «Наша улица»; «Учим дорожные знаки».
  • перфокарты: «Чем накормить автомобиль», «Сигналы регулирования дорожного движения», «Какого вида транспорт».

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».

Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр:

  • Сюжетно – ролевая игра «Водители» - фуражки для водителей такси, кепки для водителей легковых и спортивных машин, рули разного цвета и размера, макет светофора, водительские удостоверения.
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик» - форма или фуражка, свисток, жезл.

Тематика сюжетно – ролевых игр:

  • «Регулировщик», «Автосервис», «Автомойка», «Медпункт», «Водители».

Дети не всегда могли наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, влияние разных погодных условий, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман), потому я создала уголок по БДД, где ребятам доступно продемонстрированы те или иные дорожные ситуации на примере мультипликационных героев.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, альбом загадок по теме.

Создана подборка художественной литературы:

  • А. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
  • А. Дорохов «Перекресток»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»,
  • М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»,
  • С. Михалков «Скверная история»,
  • Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • М. Дружинина «Моя улица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения. 

Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....

Модули по познавательному циклу - ознакомление детей с правилами дорожного движения ПДД."Если ребенок заблудился", "В стране дорожных знаков", "Сам иду в школу"

Формирование у детей элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.Задачи решаются интегри...

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

В статье указаны принципы построения развивающей среды...

статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"

В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Мы решили, напомнить детям и родителям о правилах дорожного движения, и создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасного поведения на проезжей части....