Программа дополнительного образования по ОБЖ "Мир вокруг нас"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Расчесова Татьяна Григорьевна

Программа дополнительного образования по ОБЖ "Мир вокруг нас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Салют»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 5 «Салют»

____________Горбунова А.Н

« __ » _________ 2019г.

Программа дополнительного образования

по ОО «Познавательное развитие»

«Мир вокруг нас»

 Возраст воспитанников: 5-6 лет

                                             Воспитатели

 МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»

Расчесова Т.Г.

Щедрая И.Н.

Смоленск 2017


Пояснительная записка

Актуальность. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали её, когда жили ещё в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился разводить огонь и делать оружие. Люди построили города с большими домами, в которых уже не страшен дождь и мороз. Жизнь сегодня стала легче. Но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться. Но смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как бороться с опасностями, чтобы уметь защитить себя.

  • Предвидеть опасность.
  • По возможности избегать её.
  • При необходимости действовать.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Цель: Формировать  культуру безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде и осознанно выполнять правила поведения, обеспечивающие сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, на природе, в транспорте;
  4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение;
  5. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат).

Задачи в работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
  2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.

Формы работы по ОБЖ с детьми:

  • комплексные занятия;
  • беседы;
  • ознакомление с художественной литературой;
  • беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
  • развлечения, досуги;
  • игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
  • экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
  • наблюдения;
  • эксперименты и опыты;
  • игровые тренинги;
  • «минутки безопасности»;
  • моделирование заданных ситуаций.

Формы работы по ОБЖ с родителями:

  • совместные рисунки, поделки для выставки;
  • совместные рисунки для альбомов;
  • дни открытых дверей;
  • помощь в изготовлении атрибутов для игр;
  • совместные развлечения и досуги;
  • совместные прогулки;
  • родительские собрания (групповые и общесадовские);
  • индивидуальные консультации по запросам родителей;
  • оформление стендов и родительских уголков;
  • анкетирование;
  • выставки детских работ с родителями;
  • проектная деятельность;
  • цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Формы работы по ОБЖ со всеми участниками педагогического процесса:

  • совместное планирование;
  • индивидуальные консультации;
  • консультации для педагогов ДОУ;
  • семинары-практикумы;
  • открытые просмотры;
  • развлечения, праздники.

Ожидаемые результаты

Дети не только знают, рассказывают, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, но и стараются осознанно выполнять большинство правил безопасного поведения. 

  1. Осознанно относятся к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
  2. Проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения.
  3. Умеют предвидеть возможную опасность, находить  способы избегать её.
  4. Знают правила безопасного поведения на улицах города.
  5. Умеют заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
  6. Умеют выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
  7. Умеют организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях.
  8. Имеют представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями

Мониторинг уровня освоения Программы

Способом проверки освоенного содержания программы является педагогическая диагностика 2 раза в год (начальная и итоговая), которая осуществляется методом наблюдения, беседы, дидактических игр и игр-тренингов. 

На начальном этапе выявляем уровень знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов.

1) Как тебя зовут? Имя, фамилия.

2) Где ты живешь? Домашний адрес.

3) Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя.

4) Место работы родителей?

5) Номер домашнего телефона?

6) Номер телефона мамы и папы?

7) Адрес детского сада?

8) Знаешь ли ты телефоны экстренных служб?

9) Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

10) Уходя из комнаты или дома ты выключаешь за собой свет?

11) Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

12) Что ты будешь делать, если останешься один дома?

13) Можно ли доверять не знакомым людям? Почему?

Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.

Результаты диагностики детей заносятся в диагностическую карту. В основу диагностической карты по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 -6 лет положены критерии:

• Знания о пожарной безопасности

• Знания о безопасном поведении с незнакомыми людьми

• Знания о безопасном поведении дома

• Знания о здоровом образе жизни

• Знания об устройстве улицы

• Знания о светофоре

• Знания о дорожных знаках

• Знания о пешеходном переходе

• Знания о правилах поведения в общественном транспорте

• Знания о регулировщике

• Знания о месте для игр и езде на велосипеде

• Знания о видах транспорта

Оценка знаний ведется по трех балльной системе:

3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

2 балла - средний уровень — ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

1 балл - низкий уровень — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

К каждому из критериев подобраны задания для, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 6 лет.


Учебно-тематическое планирование

Блок

Цели и задачи

Дети на дороге

- закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только с взрослым, на зелёный сигнал светофора

- познакомить детей с дорожными знаками, «Остановка общественного транспорта», «Дети», «Пешеходный переход»

- закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте

-объяснить детям, что, чтобы помочь себе, ребенок должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).

Огонь – друг, огонь - враг

- сформировать у детей чёткое представление о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться, (свеча, печь, обогреватель, зажигалка)

- научить делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами

- научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных (01), милиции (02), скорая помощь (03)

Ребенок  дома

- продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому из посторонних.

-научить правильному обращению с предметами, требующих осторожного обращения.

Ребенок и природа

- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривая растения, не наносить им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных

- объяснять детям, что нельзя рвать растения без разрешения взрослых и есть их – они могут оказаться ядовитыми

Информационная безопасность детей

  • знакомить детей с правилами безопасного Интернета:
  • приобщать детей к семейным ценностям и формировать уважение к родителям и другим членам семьи;
  • объяснять детям о недопустимости совершения насильственных действий по отношению к людям и животным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа

Месяц

Содержание работы (по неделям)

Сентябрь

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: закрепить представления о начале учебного года в школах и детских садах и о правилах поведения на дороге

1 занятие -  Беседа: "Внимание, дети!"

2 занятие-Беседа: «Как правильно переходить дорогу». Загадки. Опасные ситуации 

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Познакомить с профессией пожарного

1 занятие -  Беседа:" Огонь друг и враг!"

2 занятие- Беседа: "Пожарный - профессия героическая", чтение С.Маршак "Рассказ о неизвестном герое", П/и "Кто быстрее?"

3 неделя

Безопасность в доме. Острые, колющие и режущие предметы

Цель: Знакомить детей с правилами обращения с ними.

1 занятие -  Беседа:"Колющие и режущие предметы !"

2 занятие- Д/и "Раз, два, три, что может быть опасного, найди". Чтение Е.Казаков "Чик-чик ножницами", Ю.Пермяк "Торопливый ножик".

4 неделя

"Безопасность в доме. Электрические приборы".

Цель: Знакомить с правилами обращения.

1 занятие -  Беседа: "Наши помощники в доме!"

2 занятие -Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. Д/и "Так - не так"

Октябрь

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Знакомить детей с дорожными знаками, с профессией водителя.

1 занятие- Беседа: "Профессия - водитель". Игровая ситуация "Расположи правильно дорожные знаки".

2 занятие- Чтение стихотворения А.Усачев "Дорожная песенка"Рисование "Машины на улицах города"

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: Закреплять знания правил пожарной безопасности, номера 01. 

1 занятие - Знакомство со службой "01". Игровые тренинги с телефоном.  

2 занятие- Д/и "Что нужно пожарному?". Чтение Л.Толстой "Пожарные собаки"

3 неделя

Безопасность в доме. Лекарства и бытовая химия

Цель: Помочь детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами,о хранении опасных предметов. 

1 занятие -Беседа. Познакомить с номером телефона "Скорой помощи" - "03".    

2 занятие-Чтения А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Д/и "Что лишнее?"

4 неделя

Безопасность в доме "Газ"

Цель: Знакомить детей с правилами безопасности в доме в частности с газом. 1 занятие -  Беседа "Осторожно-газ!" Знакомство с правилами

2 занятие-Знакомство с номером телефона "Газовой службы" - "04" Д/и "Подскажи словечко", "Так - не так".

Ноябрь

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Закреплять правила перехода улицы, сигналы светофора, дорожные знаки.

1 занятие -  Беседа на тему «Правила пешехода». Конструирование «Наша улица».

 2 занятие- Ситуация общения «Что означают сигналы светофора?». Д/и «Учим дорожные знаки». П/и "Красный, желтый, зеленый".

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: Закреплять знания детей об опасных предметах в доме.

1 занятие- Беседа «Эта спичка – невеличка». Чтение С.Маршак «Сказка про спички», беседа по содержанию.

2 занятие-  Д/и «Пожароопасные предметы»

3 неделя

Безопасность в доме «Балкон, лестничные перила».

Цель: Знакомить с правилами безопасности на балконе и в подъезде.

 1 занятие-Беседа. Чтение стихотворений по теме.

 2 занятие-Д/и «Высоко – низко». Моделирование ситуации «Я на балконе, в подъезде».

4 неделя

Личная безопасность в доме

Цель: Знакомить детей с правилами безопасного общения с незнакомыми людьми

1 занятие- Беседа Знакомство с правилами. Познакомить с номером телефона Полиции – «02». Моделирование ситуации «У меня звонит телефон (друг, незнакомец, знакомый взрослый)», «Кто стучится в дверь ко мне?». Чтение стихотворений по данной теме.

2 занятие-  Настольный театр «Волк и семеро козлят». Д/и «Мы – спасатели». Задание «вспомни, как похищали героев из разных сказок».

Декабрь

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Закреплять правила безопасности на улице в зимний период.

1 занятие- Беседа «Безопасная улица».

2 занятие-  Чтение стихотворение А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный». Д/и «Светофор»

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: Знакомить с правилами безопасного поведения у Новогодней елки.

1 занятие- Чтение, беседа и моделирование ситуации на тему «Украшаем елку».

 2 занятие-Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушки, бенгальские огни). Д/и «Горит – не горит».

3 неделя

Личная безопасность на улице

Цель: Учить детей быть осторожными с незнакомыми людьми на улице, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить

правильно себя вести в таких случаях.

1 занятие- Беседа: «Не каждый встречный – друг сердечный»

Знакомство с правилами.

2 занятие-Эстафета «Убегу от чужого». Д/и «Доскажи словечко», «Наблюдай-ка (описание человека)». Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

4 неделя

Личная безопасность на улице (продолжение)

Цель: Учить детей быть осторожными с незнакомыми людьми на улице.

1 занятие- Повторение домашнего адреса, ФИО родителей. Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу».

2 занятие- Моделирование ситуации «Тебя угостил незнакомец».

5 неделя

Безопасный Интернет

Цель: Знакомить детей с правилами безопасного пользования компьютером.

Беседа Знакомство с правилами безопасного Интернета с детьми 0+

Чтение стихотворений.

Январь

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Закреплять правила безопасного поведения на улице в зимний период.

1 занятие- Беседа: «Моя дорожная грамота».

2 занятие- Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих дорожное движение в зимний период. Д/и «Дорожные знаки»

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: Закреплять правила пожарной безопасности дома.

1 занятие- Составление рассказа «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось» с началом или концом, предложенным воспитателем.

2 занятие- Игра-занятие «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?». Чтение С.Маршак «Кошкин дом».

3 неделя

Зимние забавы (правила безопасности во время проведения зимних игр) Цель: Познакомить детей с правилами безопасности на улице в зимний период (на прогулке, при катании с горок, у водоемов). Развивать умение предвидеть опасную ситуацию.

1 занятие- Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…».

2 занятие- Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Правила пользования санками, лыжами, игр в снежки. Д/и «Так – не так».

4 неделя

Безопасность в общественном транспорте

Цель: Познакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта, с правилами поведения в общественном транспорте.

 1 занятие- Игра: "Путешествие по городу"

Знакомство с правилами. Чтение стихотворений по теме.

 2 занятие- С/р игра «Автобус».

Февраль

1 неделя

Работа по ПДД 

Цель: Закрепить знания об основных дорожных знаках, необходимых при переходе улицы и  соблюдении правил пешеходов.

1 занятие- Ситуация-общение «Как я с мамой перехожу дорогу». Наблюдение за движением машин по зимней дороге».

2 занятие- Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход?».

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель:.Закреплять знания детей  о соблюдении правил пожарной безопасности.

1 занятие- Беседа «О добром и злом огне». Чтение рассказа В.Подольный «Как человек огонь приручил».

2 занятие- Д/и "Предметы – источники пожара". Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».

3 неделя

Безопасность на льду

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на льду и у воды.

1занятие- Д/и «Так– не так». Чтение стихотворений по теме. Рассматривание иллюстраций.

2 занятие-Решение проблемной ситуации: "Почему Емеля из сказки "По щучьему велению" не боялся ходить к проруби".

4 неделя

Безопасность при общении с животными.

Цель: Знакомить с правилами обращения с животными. .

1 занятие- Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой». Задание: Вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в "Простоквашино".

 2 занятие- Беседа: «Кошки тоже могут быть опасны».

Март

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Знакомить детей с дорожными знаками.

1 занятие - Беседа «Дорожные знаки». Д/и «Назови знаки сервиса».

2 занятие Игры детей "Перекресток"с макетами. 

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель: закреплять знания о поведении во время пожара.

1 занятие- Беседа «Если в доме случился пожар». Телефон «01».

2 неделя-Чтение и обсуждения стихотворения И.Тверобукин «Андрейкино дежурство». Д/и «Кому что нужно для работы».

3 неделя

«Чтобы нам не болеть (формирование сознательного отношения необходимости укрепления здоровья)».

Цель: Формировать понимание о необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.

1 занятие- Беседа: "Если хочешь быть здоров"

2 занятие- С/р игра «Больница». Моделирование ситуаций. Д/и «Окажи помощь».

4 неделя

Тонкий лед

Цель: Знакомить детей с опасностью весеннего тонкого льда.

1 занятие- Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2 занятие- Моделирование ситуации «На тонком льду».

5 неделя

Безопасный Интернет

Чтение стихотворений. Обсуждение прочитанного Рассматривание иллюстраций.

Апрель

1 неделя

Работа по ПДД Путешествие в мир автомобилей

Цель:Расширять знания о  специальном транспорте (пожарная, полиция, скорая помощь, газовая служба и т.д.) и его назначении.

1 занятие- Беседа «Какие бывают машины». Д/и «Путешествие по городу». С/р игра «Шоферы».

 2 занятие-Игра-тренинг "Машины спешат на помощь"

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель : Закреплять практические навыки при пожаре.

1 занятие- Беседа: «Действия при пожаре» с использованием иллюстраций – плакатов. Учебная эвакуация.

 2 занятие- Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины. Рисование «пожарная машина».

3 неделя

Оказание первой помощи

Цель: Знакомить с правилами оказания первой помощи.

1 занятие- Рассматривание иллюстраций, картинок

 2 занятие- Практическая деятельность.

4 неделя

Ядовитые грибы и растения

Цель: Научить различать съедобные и ядовитые грибы и растения.

1занятие- Знакомство с правилами. Рассматривание картинок с изображением съедобных и ядовитых грибов и растений.

2 занятие- Д/и «Съедобное – не съедобное». Рисование «Мухоморы».

Май

1 неделя

Работа по ПДД

Цель: Обобщить правила поведения на улице и подвести детей к понятию обязательного следования им.

1занятие- Ситцация-общение «Мы на улице». Игровая ситуация «Как я знаю правила дорожного движения».

2занятие- Д\и «Правила поведения на улице».П/и "Светофор"

2 неделя

Пожарная безопасность

Цель:Знакомить детей с правилами пожарной безопасности в природе.

1занятие- Беседа о правилах безопасности на природе с рассматриванием иллюстраций.

2занятие- Чтения стихотворений Н.Белянина «От горящей спички летом…», беседа по содержанию.

3 неделя

Безопасность на воде

Цель: Знакомить с правилами поведения при купании в водоемах.

1занятие-

Беседа.  Рассматривание иллюстраций.

2занятие-Чтение и обсуждение прочитанного. Задание «Какое правила поведения на воде нарушили герои стихотворения С.Маршака «Три мудреца в одном тазу…»»

4 неделя

Диагностика детей

Цель: Выявить знания детей.

Программа реализуется в форме кружковой деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25 минут со всеми детьми группы.

Количество занятий с сентября по май – 75.


Материально-техническое обеспечение Программы

• ТСО. Видеоролики.

• Конспекты занятий, беседы, минутки безопасности.

• Плакаты, картины, наборы карточек по «ОБЖ».

• Демонстрационный материал:

«Наши друзья - дорожные знаки! », «Наша безопасность».

• Альбомы: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного

движения», «Опасные ситуации» и др.

• Раскраски по тематике.

• Макет дороги. Рули.

• Строительный конструктор: «Транспорт».

• Дидактические игры. Сюжетно-ролевые.

• Машинки, куклы.

• Пластилин, цветной картон, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, кисти, ножницы, клей.

• Книги. Художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки.

• Анкеты для родителей.

• Консультации для родителей.


Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
  6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  7. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В., 2004.
  8. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
  9. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
  10. Князева О. Мои помощники. //Дошк. воспитание 2000 №2.
  11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
  12. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
  13. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
  14. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.


Приложение

Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 6 лет

«Ребенок на улицах города»

1 задание Игра с макетом улицы

Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы

Знают ли дорожные знаки

Знают ли что такое перекресток и островок безопасности

2 задание Игра «О чем говорит светофор»

Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора

Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.

Для старшей и подготовительной групп

Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора

3 задание Беседа по сюжетным картинкам

Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.

Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?

4 задание Игра «Правильно – неправильно»

Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде

Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно)

Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?

5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)

Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта

Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»

В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт.

6 задание «Регулировщик»

Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы

Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора

Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика

«Ребенок дома»

1 задание Игра «Источники опасности»

Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы

Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов

Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?

2 задание «Мой домашний адрес»

Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес

Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.

3 задание «Моих родителей зовут»

Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей

Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Ребенок и другие люди»

1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)

Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком

Ход игры: во время игры дети должны показать, как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?

«Ребенок и природа»

1 задание «Правильно - неправильно»

Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными

Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.

Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?

2 задание «Можно - нельзя»

Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде

Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде

Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему?

3 задание «Топаем, хлопаем»

Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения

Ход игры: Воспитатель называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают.

«Пожарная безопасность»

1 задание «Пожар»

Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности

Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара

Ход игры: детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку

- Отчего происходит пожар?

- Что нужно делать, если случился пожар? И т.п.

2 задание «Разложи по порядку»

Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожара

Материал: картинки с изображением действий во время пожара.

Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

«Азбука здоровья»

1 задание «Здоровый малыш»

Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиены

Материал: игра – лото «Здоровый малыш»

Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо».

2 задание «Гигиена и хорошее здоровье»

Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функциях

Материал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье»

Для старшей и подготовительной группы

1 задание «Телефон»

Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб

Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефонов

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по социализации детей подготовительной группы "Я и мир вокруг меня"

Это рабочая программа составлена в соотчетствии с  Федеральными государственными требованиями  и преднозначена для детей подготовительной группы....

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"

Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования "жизнь вокруг нас"

программа расчитана на детей 5-8 лет дошкольного возраста для дополнителног образования...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...