Программа дополнительного образования "жизнь вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мануилова Елена Николаевна

программа расчитана на детей 5-8 лет дошкольного возраста для дополнителног образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologiya_zhivi_zdorova.docx100.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименования дополнительной программы.

Программа дополнительного образования дошкольников      экологической    направленности  "Жизнь. вокруг нас»

Основание для разработки программы.

 - Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Федеральный

Заказчик программы.

МАДОУ г.Нижневартовск  ДС  №  4 « Сказка»

г.Нижневартовск  ул .Маршала Жукова 5 «А»

Исполнитель программы.

Педагоги ДОУ

Целевая группа.

Дети дошкольного возраста 3-8 лет

Составитель программы.

Мануилова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной  категории

Цель программы.

-Формирование экологической культуры у детей  дошкольного  возраста.

Задачи программы.

- Формирование , расширение  и уточнение экологических знаний и культуры, воспитание духовно богатой  личности.

 - Формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотно и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

- Воспитание гуманного, эмоционального , положительного ,бережного, отношения к миру природы и окружающего миру в целом.

Ожидаемые результаты.

- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;        - использовать полученные знания в повседневной жизни.

Срок реализации программы.

Один учебный год.

Содержание программы

1.Пояснительная записка.

2.Цели и задачи программы

 

3.Организация деятельности

4.Перспективное планирование по экологии

 5.Педагогическая диагностика

6. работа с родителями.

7 Приложение: (диагностика, анкета для родителей, конспекты НОД)

8.Список литературы

1.Пояснительная записка

Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим   миром ,   рассчитаны  непосредственно на повседневную работу педагога  в детском саду.

Данная дополнительная программа, познавательной направленности «Жизнь, вокруг нас» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром , рассчитана на детей от 3 до 8 лет.

  Программа составлена на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы», ФГОС  а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А.Воронкевич.

У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

      Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям :

-биоэкология (общая экология);

- социальная экология

 Новизна дополнительной экологической программы заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Программа позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации дополнительной программы: четыре года.

Актуальность программы заключается в том, что она:

1.Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 3-8 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

2.Способствует ранней социализации детей 5-8 лет обозначенный в ФГОС;

3.Соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

4.Формирует у ребенка 5-8 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

5.Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- дети, возрастом, 6-8 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за  растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

2 . Цели и задачи программы.

Цель  : Формирование экологической культуры у детей  дошкольного

возраста.

Задачи:

-Формирование , расширение  и уточнение экологических знаний.

-Формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотно и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

-Формирование экологической культуры ребёнка, воспитания духовно богатой личности.

-Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

-Воспитание гуманного, эмоционального , положительного ,бережного, отношения к миру природы и окружающего миру в целом.

Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:

  • современность;
  • научность;
  • доступность;
  • ступенчатость;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • наглядность.

Ожидаемые результаты:

- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;        

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

  3.Организация деятельности.

      Главная форма работы –игра. Каждый год обучения –это этап освоения теоретических и практический основ разнообразной деятельности, это этап развития личности ребенка, его творческих способностей.

 Форма непрерывной образовательной деятельности: групповая, подгрупповая. Продолжительность от 15 до 30 минут ( по возрасту).    

      Для достижения поставленных цели и задач используются следующие формы работы:

Объем программы: 36 часов.

- Индивидуальные.

- Групповые : работа в составе групп (парная; по возрастам ; по уровню освоению программы).

-  Творческие задания:

-  Экскурсии по экологической тропе ;парк; в лес.

- Конкурсы среди воспитанников и семей. (городские, региональные, всероссийские, международные)

 

   Программа состоит в том, что образовательный процесс здесь построен на

 комплексно – тематическом принципе.

         

   Решение поставленных задач предлагается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

      В программе разработаны темы для каждой возрастной группы на каждый месяц года.

        Также даны игры, опыты (в правом столбце программы) на месяц, которые соответствуют теме НОД данного месяца.

      Во второй младшей группе планируется по 1 НОД в месяц, а в старшей и подготовительной группе по 2 НОД в месяц  по  природному миру.

     

   Совместная деятельность по экологии планируется 1 раз в неделю в каждой группе, то есть 4 темы в месяц.

       В старшей и подготовительной группе одна тема рассчитана на 2 недели, которая реализуется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

        Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения.  

     Это и различные КВН, викторины, деловые игры. викторины, круглые столы, праздники, дни открытых дверей с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.

Техническое оснащение программы:

Технические средства обучения

Наглядно-дидактические пособия

Пространственная среда

-Телевизор

-0DVD

-Музыкальный центр.

-Мультимедийный проектор.

Картины из серии:

Домашние животные

Дикие животные

Птицы

Овощи и фрукты

Природные зоны

Животные жарких стран

Морские животные

Деревья

Плакаты:

Живое - неживое

Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды, орехи, бахчевые культуры)

Растения (деревья, травы, кустарники)

Растения  ХМАО _ ЮГРЫ

 энциклопедии:

Мой первый атлас, Моя первая книга о человеке, Космос. Лесное хозяйство ХМАО,

Наглядно-дидактические иллюстрации

 : овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,

Дидактические и настольно-печатные игры «Земля и ее жители», «Вопросы и ответы», «Домашние животные». «Кто, где живет», «Что из чего», «Из чего сделаны предметы», «Зоологическое лото», «Зеленый друг» и др.

-Календари природы

-Макеты природных зон

-Коллекции:

- «Семян, почв»

- Морские раковины;

- Запахи;

-Фотоальбомы:

-Фонотека: голоса птиц, животных, звуки природы, звуки окружающего мира.

-Фонотека: Презентаций.

-Протоколы опытов..

-Глобус 

-Географические карты: России. ХМАО -Югры  

Центр  природы:

-комнатные растения и предметы ухода за ними; аквариум животные живого уголка:  черепахи и предметы ухода за ними;

оборудование  для экспериментирования, Приборы ( лупа, весы, часы и т.д.).

 материалы для исследования: муляжи,  реальные объекты, предметы, иллюстрации, рисунки.

материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Папки исследователя.

Программно методический комплекс образовательного процесса

Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры:

Образовательная программа

(комплексная, парциальная), технология.

1.Программа «От рождения до школы» \ под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию

3.Белавина М. Планета – наш дом. – М., 1995г.

Методическое пособие, методический комплекс.

1Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.

2.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. – М., 1998 г.

3.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981 г.

4.Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М., 1982 г.

Универсальное пособие.

1Всем обо всем. Познавательная энциклопедия для детей./ Сост.Г. Шалаева, Л. Кашинская. – М., 1994.

2.Бабин В.Мега-энциклопедия для малышей от3до 6, от 6до 9.- М.:«Издательство «Махаон»,1998.

3.Подводный мир/ Сост. Вершинина Т.А., Воронина Т.В. – М.: «Росмэн», 2004.

4.Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО «Изд-во «Росмэн-пресс»,2001.

5.Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.: «Росмэн»,2003.

Учебно-наглядные материалы

Рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию!» сост. Воронкевич О.А.

                   4.   Перспективное планирование   по    

   экологическому воспитанию по возрастным группам:

             1. группа общеразвивающей направленности

                       для детей младшего возраста (3-4 лет).

Календарный

месяц

Темы (НОД и совместной деятельности во второй половине дня)

Дидактические игры, экспериментирование.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

НОД:

1. Овощи с огорода.

2-ая половина дня:

1. Что выросло у Маши на грядке?

2. Игра: «Чудесный мешочек?».

3.Показ  кукольного театра: сказка «Репка».

НОД:

1. Осень золотая.

2-ая половина дня:

1. Листопад, листопад…

2. Почему опадают листья?

3. Выкладывание для осени жёлтого и зелёного шарфика.

4. Праздник: «Осень в гостях»

НОД:

1.Кто в лесу живет?

2-ая половина дня:

1. Игра: «Маленькие – большие».

2. У Белочки в гостях.

3. Игра: «Посели животное».

-Игры с песком: Лепим пирожки, овощи.

-Опыты с песком и водой: сухой, влажный песок.

-   Д / игры: «Узнай на вкус»,  

«Угадай, про  что я рассказала», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Найди, что я покажу», «Угадай, что съел», «Что растёт в саду, на огороде?

- Деревья: наблюдение за изменением окраски листьев, листопад.

- Опыты: сравнение листьев от разных деревьев по форме, по окраске, по размеру.

- Д /игры: «Найди листок», «Угадай, что в руке», «Найди в букете такой же листочек», «Найди, о чём расскажу», «Ласковое солнышко».

-Дикие животные: внешний вид, повадки.

-. Д/игры: «Кого нет?», «Опиши, мы отгадаем», «Загадки о животных», «Маленькие – большие», «Кто как кричит?», «Кто что ест?», «Посели животное».

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

НОД:

1.Покормим птиц зимой

2-ая половина дня:

1. Принести снег в комнату, понаблюдать, что с ним произойдёт.

2. Д/игра: «Цветной снег».

3. Рассматривание снежинок.

4. Наблюдение за снегопадом.

НОД:

-В январе, в январе, много снега во дворе…».

2-ая половина дня:

- Что такое сугроб?

- Опыт: если снег липкий, то из него можно лепить.

-Зимние развлечения.

-У кого какие шубки?

НОД:

-У меня живёт котёнок.

2-ая половина дня:

- Домашние животные.

- Забота человека о животных.

- Д/игра: «Большие – маленькие».

-Показ кукольного театра: «Кто сказал «мяу»?» по сказки  

Сутеева В.Г.

НОД:

-Уход за комнатными растениями.

2-ая половина дня:

-Знакомство с новым цветком – геранью.

-Научим Незнайку протирать листья у цветов.

-Наш цветок заболел. Почему?

-Д/игра: «Я расскажу, а ты отгадай…».

НОД:

1. Проект: «Водичка  -  водичка».

2-ая половина дня:

1. Опыт: «Узнаем,  какая вода».

2. Опыт: «Вода- волшебница».

3. «Не мешайте мне трудиться…»

4. Развлечение: «В гостях у «Мойдодыра»

-Птицы: передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм. У птиц есть крылья, тело покрыто перьями. Зимой птицам сложно: мало корма. Им нужна помощь людей.

-Подкормка птиц. Рассматривание следов птиц на снегу.

-Д/ игры: «Найди пару», «Назови птицу, о которой я рассказала», «Маленькие – большие», «Что сначала, что потом», «Найди такую же», «Загадки о птицах

-Свойства снега. Снег покрывает землю. Много снега на мело  – образуются сугробы.

 На солнце снег блестит. Рассмотреть снежинки.

-Из снега можно лепить, если он липкий. Лепка снежков, снеговиков, фигур.

-Развлечения зимой: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, игры со снежками, расчистка дорожек от снега, сгребание снега к корням деревьев.

-Д/ игры: «У кого какие шубки зимой?», «Угадай, чьи следы?».

-Домашние животные: внешний вид, повадки. Каждому животному для жизни необходимы условия: место (жилище), свет и тепло, вода и пища.

-Д/ игры: « Кто, что ест?» « Кто, как кричит?», «Кто, где живёт?», «Найди, о ком я расскажу», «Сложи картинку», «Животные и их детёныши», «Посели животное в дом», «Угости животное кормом», «Опиши, я угадаю», «Жеребёнок заблудился».

-Труд в уголке природы: полив растений, протирание листьев от пыли, сбрызгивание растения водой. Экспериментирование: если долго не поливать растение, что с ним будет; если поставить в темное место, то растение медленнее будет расти или погибнет.

-Д / игры: «Знакомство с цветком», «От какого растения лист», «Найди мышку и скажи, за каким растением она спряталась», «Научим Незнайку протирать листья у цветов».

-Свойства воды: не имеет формы, течёт, переливается, бесцветная, может окрашиваться, прозрачная, теплая, холодная.

-Д/ игры: «Течёт, течёт водичка», «Ловкие пальчики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Весёлые кораблики», «Бульбочки», «Не мешайте мне трудиться!».

Май

НОД:

-Проект «Мир насекомых»

- Красавица – бабочка.

-Солнечные лучики.

- Опыты: почему игрушки нагреваются на солнечной стороне, а не в тени; где ярче цветут цветы на солнечной стороне или в тени.

2-ая половина дня

Цветы.

-Ухаживаем за цветами на клумбе.

-.Наблюдение за вьюнком: закрывается цветок, когда садится солнце; открывается – когда солнце светит.

-Проблема: «Если я сорву цветок, если ты сорвёшь»

-Мир насекомых: бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики. Отличать насекомых от  других  живых существ.

-Д/ игры: « Кто,  как передвигается», «Споем песенку божьей коровке», «Загадки о насекомых».

-Солнце, свет. Роль солнца в жизни растений, животных, человека.

-Д/ игры: «Ласковое солнце», «Игра с тенью», «Солнечные зайчики», «Солнышко и подсолнушки», «Солнышко и животные», «Солнышко и птицы», «Солнышко отдыхает»

-Наблюдение за цветением цветов

                        2. группа общеразвивающей направленности

                               для детей среднего возраста (4-5 лет).

Календарный месяц

Темы (НОД и совместной деятельности во 2-ой половине дня)

Дидактические игры и экспериментирование

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

НОД:

-Путешествие в осень.

2- ая половина дня:

- Осень тонкой длинной кистью перекрашивает листья.

-Во саду ли, в огороде»

-.Выставка, работ: «Осенняя фантазия».

НОД:

1. На бабушкином дворе. (коровушка и бычок)

2-ая половина дня:

1. Кошка и собака – наши милые друзья.

2. На птичьем дворе.

3.Опыт с кошкой (определить, хорошее ли обоняние у кошки; выяснить, хорошо ли слышит кошка).

4.Фотогазета: «Домашние любимцы».

НОД:

-.Как зимуют дикие звери.

2-ая половина дня:

-Зачем белке пушистый хвост?

- Почему ты, ёж, колючий?

-Как звери готовятся к зиме.

-Д / игры: «Найди такой же листок, как на дереве», «Опиши, я отгадаю», «Раз, два, три – к берёзе, тополю… беги!», «Что за детки - на ветке», «Угадай-ка!», «Что с чем схоже?», «Узнай на вкус».

-Д/игры: «Кто кем становится?», «Хорошо – плохо», «Кто чем питается?», «Кто в хозяйстве живёт, что хозяину даёт?», Загадки о животных.

 

-Д/игры: «Звериная зарядка», «Так бывает или нет?», «У кого - кто», «Охотник и пастух», «Посели животное».

Декабрь

Январь

Февраль

НОД:

1.Здравствуй, зимушка – зима!.

2-ая половина дня:

-Игры --со снегом: «Минутка радости».

- «Снежные фигуры».

-«Ледяные узоры»-Праздник «Здравствуй, гостья зима!».

НОД:

-«Покормите птиц зимой!».

2-ая половина дня:

-. Экологическая акция: «Птичья столовая».

-Птица-синица в гостях у ребят.

-Конкурс: «Поможем нашим пернатым друзьям».

НОД:

1. Как узнать растение

2-ая половина дня:

-Познакомим Мишутку с новым цветком - геранью.

-Научим Степашку  поливать цветы.

- Как помочь растению?

-Д/игры: «Кто прошел?», «Путешествие по участку в поиске диковинных снежных фигурок», «Найди дерево по описанию», «Чьи следы?», «Где больше снега?», «Цветные льдинки».

-Д/игры: « Угадай птицу по описанию», Загадки о птицах, « Это птичка – воробей…», Сравнение  живой и игрушечной птицы, «Птичка, птичка, вот тебе водичка, вот тебе крошки на моей ладошке», «Найди, каких птиц мы кормим».

Д/игры: «Где спрятался зайчик?», «Какого растения не стало?», «У какого растения цветки?», «Чем отличается герань от хлорофитума?»

Март

Апрель

Май

НОД:

1. Светит солнышко в окошко.

2-ая половина дня:

0-Необходимость света для роста растений.

- Игра: «Поймай солнышко».

-Кукольный театр: «В гостях у солнышка».

НОД:

1. Весенние секреты.

2-ая половина дня:

- «Пробирается медведь сквозь густой валежник, стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник…»

-Зелёный наряд Земли.

НОД:

1. Весенняя мозаика.

2. «Чудо в паутине»

2-ая половина дня:

- «В гостях у травушки-муравушки».

-Проект: « Маленькие Цветоводы».

- Посев семян цветов.

Д/игры: «Солнечные зайчики», «Где быстрее растаял снег?», « С какой стороны больше сосулек на крыше?».

 

-Д/игры: «Маленькие разведчики», «Весенние новости», «Кто что видел?», «Узнай птицу по описанию», «Покажи птиц, которые прилетают весной».

-Д/игры: «Когда это бывает?», «Где, что растёт?», «Маленькие путешественницы», «О чем грустит растение?»

=Д/игры: загадки о цветах, « Научимся различать семена», «Сначала бутон, потом – цветок», «Какой цветок расцвёл?», Загадки о насекомых, Загадки о цветах. Экспериментирование: с водой, воздухом, светом, с песком.

                 

                   3. группа общеразвивающей направленности

                                 для детей старшего  возраста  (5-6  лет).

Календарный месяц

Темы (НОД и совместной деятельности во 2-ой половине дня.)

Дидактические игры, экспериментирование

Сентябрь

Октябрь

НОД:

-Во саду ли, в огороде:(овощи и фрукты)

-Растения – земли украшение.

2-ая половина дня:

-На грядке у бабке выросли загадки.

-Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?

- Путешествие растений.

-Растения лечат.

НОД:

-Что нас окружает?

-Проект: «Хлеб – наше богатство».

2-ая половина дня:

-Роль воздуха, воды и света в жизни человека, животных  и растений.

-Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья.

-Откуда хлеб к нам на стол пришёл?

-Хлеба к обеду в меру бери,

-Хлеб -  драгоценность, его береги.

-Д/игры: «Что, где  растёт?», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», Кафе «Витаминка»,  «Вершки и корешки»,  «Растения – живые», «Узнай и назови», «Созрело – не созрело», -«Съедобное – несъедобное», магазин «Семена».

-Опыты с песком: свойства песка.

-Д / игры: Опыты с водой, опыты с воздухом, эксперимент: прыжок игрушки с парашютом, состояние почвы в зависимости от температуры. «Очистим воду», «Игра цвета».

Пословицы и поговорки о хлебе, «Узнай на вкус», «Узнай по запаху».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

НОД:

-Как звери к зиме готовятся.

-Домашние животные – друзья человека.

2-ая половина дня:

-В гостях у белочки.

-Проект: « Мой четвероногий друг».

-Фотовыставка: « Домашние любимцы».

НОД:

-«Вода источник жизни»

-Беседа о снеге

2-ая половина дня:

-Как узнать птиц.

-Как мы можем помочь птицам

НОД:

-Зимушка – зима.

-Моя лаборатория природы.

2-ая половина дня:

-Зимние явления в неживой природе.

-Как живая и неживая природа приспосабливается к зимним условиям.

-Лаборатория неживой природы: опыты со снегом и льдом.

НОД:

-Растения, как живое существо

-Рассматривание веток деревьев.

2-ая половина дня:

1. Пересадка растений.

2. Огород на окне: посадка лука.

3.Опыты: проращивание семян;вазы с ветками: одна между оконными рамами, другая на подоконнике.

НОД:

-Человек – часть природы.

-Как человек познает природу.

2-ая половина дня:

-Чем люди отличаются друг от друга.

-Как кожа помогает человеку.

-Мудрая  природа.

НОД:

- Космос. Вселенная.

- Весенние новости из леса.

2-ая половина дня:

-Земля – планета, на которой мы живём».-

-Развлечение: «Здравствуй лес, весенний лес, полон сказок и чудес…».

НОД:

1. Весна – красна.

2.Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

2-ая половина дня:

-Как мы искали приметы весны.

-Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

-Насекомые – наши друзья.

- Праздник: «Мы – друзья природы».

-Д/игры: «Путаница», «Кто, где живёт?», «Чьи это ноги?», «Узнай по следу», «Спасатели», «Зоопарк», »Выставка собак», «Да – нет».

Опыты: защитные свойства снега (вода в трёх бутылках в снегу на разной глубине); разная потребность растений во влаге.

-Д/игры: «Узнай на вкус».

Опыты: свойства воды, «Очистим воду» ,испарение воды (бельё на морозе, вода в чайнике,  вода на блюдце).

-Д/игры: «Где больше снега?», «Как мы следы зимы искали», «Так бывает или нет», «Чьи следы?», «Цветные льдинки», «Кто, где зимует?», «Какое время года?».

Опыты со льдом и снегом.

-Д/игры:  «Назовите растение», «Узнай дерево по коре»,

Опыты: необходимость влаги для роста растений, необходимость света для роста растений, необходимость тепла для распускания срезанных веток.

-Д/игры: «Что может случиться, если…

Ты не будешь чистить каждый день зубы?

-Ты промочишь ноги на улице?»,

-«О связи живой и неживой природы», «Так бывает или нет», «Природа и человек».

Опыты: зависимость состояния воды от температуры.

-Д/игры: «Кто знает, тот отвечает», «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты».

«Кто живёт в лесу?».

-Д/игры: пословицы и поговорки о весне, «Что перепутали художники?», «Бывает – не бывает», «Разведчики».

Опыты: зависимость развития растений от солнечного освещения, рост мать-и-мачехи на различных полянках; влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

Сентябрь

Октябрь.

Ноябрь

 Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

     

Май

НОД

-Дары осени

0-Гуманное отношение к природе:

-Перемены в жизни леса осенью.

-В природе нет ничего лишнего.

-Развлечение: «Листопад, Листопад, листья желтые летят…».

 НОД:

-Экскурсия в осенний лес.

-Природная стихия – огонь.

2-ая половина дня:

-Лес в жизни человека.

-Природа – чудесница.

- Береги лес от пожара.

-Лесные правила.

НОД:

1. Планета Земля – наш общий дом.

2. Планета Земля – в опасности.

2-ая половина дня:

-Природа живая и неживая.

- Природные царства.

- Воздушный океан.  Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране.

-Царица – водица.  Источники загрязнения воды. Меры охраны.

 

НОД:

- Зимушка – зима.

-. Нас в любое время года учит мудрая природа…

2-ая половина дня:

- В царстве снега и льда.

-Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна…

-У клеста зимой птенцы!

-Письмо на снегу.

НОД:

-Жизнь зверей зимой.

-Зимующие птицы.

2-ая половина дня:

-Письмо волку и лисе.

-. Письмо лисы и волка.

-Д/игра: «Перелётные и зимующие птицы».

-Конкурс: «Поможем нашим пернатым друзьям».

НОД:

-Уход за комнатными растениями.

-Огород на окне.

2-ая половина дня:

-Из чего можно вырастить растение?

-Мы – цветоводы.

-Посадка лука. Посев семян укропа, огурцов.

-«Большой секрет для мамы…». (Выращивание тюльпанов из луковицы.)

НОД:

-Лес – жизнь человека.

- День лесных приключений.

2-ая половина дня:

-Встреча с волшебной девочкой- Гармонией.

-Природа знает лучше.

- Лесная газета.

-Праздник: «День рождения Леса».

НОД:

-День Земли.

-Экологическая акция: «С чего я могу начать?»

2-ая половина дня:

-Проверим чистоту нашего дома.

- Посадка кустарников.

-. Что мы можем сделать вместе с друзьями.

-Викторина: «Правила поведения в природе».

НОД:

-Люблю березку русую…»

- «Строим экологический город».

2-ая половина дня:

- Природа и здоровье.

-Весенние заботы птиц..

-. Игра: «КВН» (с участием родителей): «Береги природу родного края».

-Д/игры: «Где что зреет», «Чтобы бы было, если листья не опадали с деревьев», «Как сделали томатный сок», «Следопыты», «Что лишнее?»., «Вершки и корешки».

- Опыты: Почему желтеют листья?, Проверим осенние приметы.

-Д/игры: «Кто живёт в лесу?», «Хорошо – плохо», «Узнай дерево по описанию», «Грибная грамота».

Пословицы о лесе.

Опыты: с водой (превращение в лёд), влияние температуры на рост растений.

-Д/игры: «Покажи на глобусе», «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Хорошо – плохо».

Опыты: «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Как рождается речка», «Круговорот воды в природе», опыт с фильтрованием воды, сказка о необыкновенных превращениях Капельки.

-Опыты со снегом и водой, зависимость состояния воды от температуры; снег, лёд и вода защищают растения от низких температур, как работает термометр.

Д/игры: «Найди хозяина», «Спасение, «У кого какой клюв?».

Выращивание тюльпанов из луковицы в подарок мамам.

-Д/игры: «Длинные и короткие ноги», «Узнай, какой зверь?», «Бывает – не бывает», «Полезные или вредные?», «Хорошо – плохо», « Чьи следы».

-Посадка луковиц тюльпанов для выращивания цветка в подарок мамам.

-Опыты со снегом и водой, зависимость состояния воды от температуры; снег, лёд и вода защищают растения от низких температур, как работает термометр.

Д/игры: «Найди хозяина», «Спасение, «У кого какой клюв?».

Выращивание тюльпанов из луковицы в подарок мамам.

-Опыты: влияние температуры, света, воды на рост растений.

Определение необходимости пересадки комнатных растений.

Опыт: воздух занимает место.

Д/игры: «Опиши, я угадаю»

-Д/игры: « Живое – неживое»,«Живая пирамида», «Путаница», « «Найди зверя, птицу».

Д/игры: ««Посели животное», «Ручеёк», «Бывает или нет?».  «Почему меня так назвали?»

Проведение опытов на выявление пользы дождевых червей, предсказывания лягушкой дождя.

            4.      группа общеразвивающей направленности

                                 для детей старшего  возраста  (6-8  лет).

  1. Планируемые результаты освоения детьми данной программы.

группы общеразвивающей направленности для детей младшего      

                                              возраста  (3-4  лет).

          1.Ребенок любопытен, многократно задаёт вопросы: «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.

         2.Ребёнок интересуется животными ближайшего окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).

        3.Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.

        4.Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.

        5.Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными.

        6.Эмоционально реагирует на красивое  и некрасивое.

        Планируемые результаты освоения детьми данной программы.

      группы общеразвивающей направленности для детей среднего      

                                              возраста  (4-5 лет).

       1.Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.                                                        

     2.Проявляет любознательность:  задает  разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.                                                                                          

     3.С удовольствием включается в  поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельности.

    4.Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, животным.

     5.Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.

   Планируемые результаты освоения детьми данной программы.

     группы общеразвивающей направленности для детей старшего      

                                                   возраста  ( 6-8  лет).

  1. У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
  2. Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
  3. Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
  4. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
  5. Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,  разворачивает сюжет и т. д.).

                                                                                                    Приложение 1.

    Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

1.1 Методика «Удивительная прогулка»

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:

1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на

елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

"Какие условия жизни им необходимы"?

"Где обитают эти животные"?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются по пяти уровням

Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

  1. Методика "Живая - неживая природа"

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

  1. Методика "Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.

2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования.После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

2.1.Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу».Проведение исследования.

Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо имследовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.

2.2.Методика «продолжи рассказ»

Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.

Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).

Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.

3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.

3.1. Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг

- золотой".

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,

проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет

эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.Проведение исследования:

Методика протекает в два этапа:

1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Обработка данных.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Очень низкий уровень (1)

Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнениязадания.

3.3. Методика "Картинная галерея"

Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:

1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро- ухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.

2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".

3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.

Обработка данных: Очень высокий уровень (5)

Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.

Высокий уровень (4)

Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.

Средний уровень (3)

Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.

Низкий уровень (2)

Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности

по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.

4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

4.1. Методика «Экологический светофор»

(Модификация методики Цветковой И. В.)

Цель: выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:

набор цветных карандашей на каждого ребенка;

набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу

каждого рисунка - не закрашенный кружок).

Проведение исследования, (проходит в форме игры)

Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:

Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.

После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

. Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

Высокий уровень (4-5)

Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

4.2. Методика «Кормушки для птиц»

Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)

Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3)

Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1)

Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
следующим.

  • Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они
    хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
    обитателями?
  • Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
    Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
    красивыми? Как мы ухаживаем за ними?
  • Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
    нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
    ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
    болела?
  • Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
    условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
    чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?
  • Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
    любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
    делаешь?

Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
нового человека или куклы.

Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.

  • Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь?
    Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.
    Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так
    хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что
    мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?
  • Какие птицы прилетают на наш участок? Как они называются? Что они
    делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как
    этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать
    птицам зимой?
  • Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие
    явления бывают зимой? Что зимой происходит с растениями - деревьями,
    травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий
    им не хватает?
  • Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на
    зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?

                                                                     

                                                             

       Приложение  №2.

Анкета для родителей.

1. Считаете ли ВЫ, необходимым знакомить детей с природой нашего края, начиная с детского сада?:

  •  Да
  • Нет
  • Не знаю

2 . Заметили ли Вы, что в нашей группе ведётся работа по экологическому воспитанию детей:

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

3. Как часто Вы, вместе с ребёнком, совершаете прогулки или выезды на природу?

  •  Часто
  • Нет
  • Редко

4.  Есть ли у Вас в доме животное? Как к нему относится ребёнок?

  • Есть
  • Нет
  • С удовольствием играет, помогает ухаживать
  • Не обращает внимание
  • У ребёнка аллергия

5. Считаете ли Вы, что многообразный мир природы помогает общему развитию ребёнка?

  •  Развивает речь детей, мышление, память, обогащает словарь детей.
  • Учит наблюдать, анализировать, делать выводы
  • Способствует накоплению знаний об окружающем мире природы
  • Развивает эстетический вкус
  • Сомневаюсь

6. Считаете ли Вы, что проводимая работа по воспитанию бережного отношения к живой природе будет способствовать воспитанию у детей:

  • Доброты
  • Отзывчивости
  • Сострадания
  • Милосердия
  • Умения прийти на помощь, попавшему в беду растению, животному, человеку…
  • Может быть

7. Хотели бы Вы принять участие вместе с детьми в мероприятиях нашей группы, посвященных охране природы?

- Да (трудовая деятельность на участке, в цветнике; путешествия; прогулки; наблюдения; развлечения; праздники).

-Нет

-Может быть

8. Подумайте и предложите, что можно сделать вместе с детьми по охране природы родного края (конкретные дела около дома, в детском саду, на речке, в лесу).

 

Конспект

НОД ( Познавательно- исследовательская

деятельность в старшей группе)

Тема: «Вода – источник жизни»

Цели НОД:

1. Образовательные:

• показать значение воды в жизни живой природы;

• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

2. Развивающие:

• развивать наблюдательность;

• совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

• воспитывать бережное отношение к воде.

Цель экспериментальной деятельности:

1. Учить проводить исследования.

2. Добиваться результатов.

3. Размышлять, иметь своё мнение.

4. Обобщать результаты опытов.

Материал для занятия:

 • мультимедийная презентация  на тему «Вода в природе »

 • запись шумовых эффектов ( море, река, водопад ,ручеёк)  

• игрушечные персонаж  Капельки.

Материал для проведения опытов:

На каждого ребёнка: 2 стакана, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы .Чайная ложка по количеству детей, гуашь,

Ход занятия

Воспитатель: Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку), Ребята  Капелька хочет узнать  для чего и кому  нужна вода  ,и где  живет вода?  Расскажем капельке (ответ детей)

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась. Ребята как вы думаете где живет вода?(ответ детей )

Воспитатель -  ребята,  я  покажу картинки, где же живет вода  посмотрите, что же мы с вами видим – море ( показ №1 слайда море ). А вы хотите послушать  шум  моря.  (дети слушают шум моря).

Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?

Дети: Река. (показ №2 слайда река)ребята послушайте  как течёт река (шум реки)

Воспитатель: Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?

Дети: Водопад.( показ№3 слайда водопад)

Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад. (шум водопада ) Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?(показ №4 слайда ручей )

Дети: Ручей.

Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка ( шум ручейка ). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается: у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада

шумная, громкая, не спокойная.

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?

Дети: Да

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цвет

Воспитатель : Ребята, а ели бы не было воды.

Что произошло? Как вы думаете?. Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли

Физминутка « Тучка »

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? - Да! Тогда прошу за столы.

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы. Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули. Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево? Дети: Железо. Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

Опыт №2 Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3 Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложной сахар и размешайте. Что мы видим? Дети: Сахар растворился Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.

Опыт № 4 Вода окрашивается. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте . Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Дети: Да Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.

Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

2. Чистая вода не имеет запаха.

3. Вода является растворителем.

4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают

 

Капелька дарит на память медальки « Юные исследователи »

                                       

                                    Конспект интегрированного НОД

по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

  « Чудо в паутине»

Цель:

Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, рассказать о науках, закрепить правила поведения в природе. Не обрывай паутину в лису, не убивайте пауков.

Материал:

- альбом «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе»;

- картинки с изображением разных пауков;

- листы бумаги с большими кляксами;

- фломастеры.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята в «Жалобную книгу природы» поступила новая жалоба, я    прочитаю, а вы догадайтесь от кого она.( воспитатель читает )

- Говорят мы безобразны. Пойдут люди в лес за грибами и ягодами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы приносим пользу: мух, комаров ловим. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда.

Вы догадались, кто жалуется (паук).

Паука люди часто считают ненужным, но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.

На опушке леса от ветки к ветки, протянул свои сети паук – у пауков 8 ног. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8-глаз все они расположены на голове. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг. Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

На брюшке у паука паутинные бугорки. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

Для чего нужна пауку нить?

- Служит лестницей для спуска и подъема или самолетиком. Ветер подхватит с паучком и перенесет в другое место, но главное – из нити паук плетет паутину.

Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в паутину попадет добыча.

О том, что в паутину кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от паутины. Выбраться из паутины не удается никому, так как паутина смазана клейким веществом.

Стихи про пауков.

Диво дивное паук

Восемь ног и восемь рук

Если надо наутек

Выручают восемь ног

Сеть сплести за кругом круг –

Выручают восемь рук.

Если злиться на кого-то

Словно все кругом враги,

Спину горбит –

Смотрит люто –

Значит, встал не стой ноги.

Вот прямо перед нами

Висит сито, не руками свито

Муха ахнула сперва.

Ах, какие кружева

А попала в кружева

И пропала голова

Бедняжка, словно в тине

Завязла в паутине.

Физ. минутка.

Паучок из паутинки паучатам шьет ботинки,

а игла сосновая, новая-преновая.

Раз-стежок, два-стежок.

Вот и вышел башмачок.

Раз-стежок, два-стежок

Сшил ботинки паучок

Сшил ботинки паучок

И молчок!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь клякс,

                        видно работал неаккуратный  художник.

                        Посмотрите на кляксы и выберите ту,

                        которая больше похожа на паука.

                                       (дети выбирают)

Воспитатель предлагает детям подрисовать кляксами ножки.

- Посмотрите, какие красивые у вас получились паучки. Представьте, что вы маленькие паучки, сплетите паутинки. (Дети рисуют паутинки)

Воспитатель:  Незабывайте  ее нужно плести очень аккуратно. Ребята один маленький паучок хочет нам рассказать стихотворение.

Стих.

Рано утром мы встаем, делом занимаемся

За день быстро устаем

Сеть плести стараемся

Раз кружок, два кружок

В сеть попалась мушка

Для зевак и растяп

Хороша ловушка

Все притихло на дворе

И в лесу стемнело

Завтра утром на заре

Мы возьмемся за дело.

Воспитатель: А сейчас из паучков вы превращаетесь в ребят.

                       В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано -

                       Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков

                       Когда вы пойдете в лес, выполняйте это правило.

Дети приглашают гостей посетить выставку «Чудо в                                                                         паутинке».

Список литературы:

1.И. Белавина, Н. Найдёнова « Планета – наш дом» ( Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г.

2.А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду», Москва 1991г.

3.О.А. Воронкевич  Программа экологического воспитания дошкольников « Добро пожаловать в экологию » Санкт-Петербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

4.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева  Программа « От рождения до школы»

Волгоград 2009г., Изд. « Учитель »

5.. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...

Программа дополнительного образования по социализации детей подготовительной группы "Я и мир вокруг меня"

Это рабочая программа составлена в соотчетствии с  Федеральными государственными требованиями  и преднозначена для детей подготовительной группы....

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"

Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по ОБЖ "Мир вокруг нас"

Программа дополнительного образования по ОБЖ "Мир вокруг нас"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Мир вокруг нас"

Программа  рассчитана на обучение и воспитание детей  в возрасте от 5 до 6 лет. Цель программы:Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, развитие тв...