Конспект организованной образовательной деятельности по ОБЖ «Осторожно, незнакомец!» ( для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по обж

План-конспект занятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ОБЖ «Осторожно, незнакомец!»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формировать у детей желание сохранять жизнь и свое здоровье через типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми дома,  на улице.

Задачи:

образовательные:

продолжать формировать представление детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях на наглядной и словесной основе;

объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения и, наоборот, неприятная или уродливая внешность не всегда означает дурные намерения;

учить соблюдать некоторые меры безопасности у детей, вырабатывая алгоритм поведения в неожиданной опасной ситуации;

развивающие:

развивать логическое мышление, умение сопоставлять;

развивать интерес и любознательность у детей;

развивать связную речь (рассуждение) и умение кратко и точно отвечать на вопросы воспитателя и связно выражать свои мысли;

активизировать словарь детей за счет слов и выражений: приятная и неприятная внешность; незнакомец; опасность.

воспитательные:

воспитывать в детях положительное отношение к правилам, даже если в них содержится запрещающий элемент, так как от этого будет зависеть здоровье и безопасность самих детей.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (приобщение c социокультурным ценностям: расширение кругозора детей); 

«Социально-коммуникативное» (формирование основ безопасности)

«Речевое развитие» (связная речь; приобщение к художественной литературе);

 «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура: формирование представления о том, что движения физкультминутки помогают восстанавливать силу и расслабить детский организм).

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование:

Карточки зеленого и синего цвета, проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Опасные незнакомцы»

Ход НОД

Воспитатель: Дети! Мир, который нас окружает, очень разнообразен и интересен. Каждый день вы открываете для себя что-то новое. Но в мире полно неожиданностей, которые могут быть опасными для вашего здоровья и даже жизни. Как распознать опасность и уберечь себя, вовремя принять нужно решение, чтобы не случилось беды. На все эти вопросы мы с вами и постараемся сегодня найти ответы!

Воспитатель: Ребята, вы любите гулять?

Ответы детей (узнаем много нового о мире, играем в разные игры, общаемся, знакомимся с новыми людьми и т. д.)

Воспитатель: Где и с кем гуляете?

Ответы детей (в детском саду с воспитателями, во дворе – с родителями)

Воспитатель: Почему вы гуляете со взрослыми?

Ответы детей (могут произойти разные неприятности, поджидать опасности: машины, качели, бродячие животные и многое другое)

Воспитатель. Кто из людей для вас является своим, близким?

Дети: (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат или сестра.)

Воспитатель. – Кто для вас является знакомым?

Дети: (Соседи по квартире. Воспитатели группы. Друзья.)

Воспитатель. – Кого вы считаете чужими, посторонними и незнакомыми?

Дети: (Всех тех людей, которых мы не знаем.)

Игра «Свой, знакомый, чужой» (фишки зеленого, синего цвета).

-Я называю слова, а вы поднимаете карточку зеленого цвета, если это близкий человек или знакомый, чужой - синюю (мама, папа, милиционер, тетя, телемастер, дедушка, слесарь по ремонту газа, крестная, бабушка, сестра, почтальон и т. д.)

Воспитатель: Мир, в котором мы живем, очень многолик. Разные люди могут встретиться в вашей жизни. С незнакомыми людьми надо быть осторожными, а почему, мы сейчас выясним.

Воспитатель. Среди этих незнакомых есть много разных людей, одни — хорошие, другие — плохие.

- Как вы думаете, хорошие люди, они какие? (Ответы детей) Они добрые, умные, заботливые, внимательные, делают хорошие и добрые дела, любят, помогают. Но, к сожалению, есть плохие люди.

-  А они какие? (Ответы детей) Злые, жестокие, совершают плохие поступки, делают плохие дела.

Воспитатель. Как можно назвать людей, у которых цели и действия преступны?  (Преступники, злоумышленники).

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем,  а можно ли вам, узнать, догадаться, какие взрослые могут быть опасными? (Ответы детей)

- А как вы поймете, что эти люди опасные для вас? (Увидите, что они делают, услышите, как они говорят, это люди неприятной внешности, неопрятно одетые и т. д.)

А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется 

«Какой человек нам приятен?»

Вставайте в круг. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если слова подходят к приятному и хорошему человеку, то вы хлопаете в ладоши, а если слова подходят к неприятному и злому человеку, то вы топаете. (Вежливый, грубый, добрый, злой, ласковый, хитрый, отзывчивый, крикливый, красивый, заботливый, жадный, чистоплотный, искренний, хвастливый, жадный, общительный,)

Воспитатель.

— Как вы думаете, всегда ли приятная внешность означает, что человек хороший у него и добрые намерения? (Нет, не всегда).

Внешность обманчива, бывает человек с приятной внешностью и ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Поэтому с незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно. 

Воспитатель. Ребята, чтобы не случилось беды, и вам не грозила опасность, надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными. Запомните правило безопасности: «Внешность человека может быть обманчива».

В жизни избежать неприятных и порой опасных ситуаций, связанных с опасными людьми помогают правила безопасности  общения с незнакомыми взрослыми. Давайте рассмотрим подобные ситуации и  вспомним о правилах безопасности.

  СИТУАЦИИ ДОМА

Воспитатель.

 Иногда так случается, что по каким – то причинам  ребенок остается один в квартире. Родители на работе или ушли в магазин, больницу.

Узнав, что в квартире находится один ребенок,  преступники пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить, например кражу.  Если возникнет такая ситуация мы должны знать как себя, чтобы обезопасить себя от  таких недобрых людей.

- Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире…)

Слайд ситуативная картинка: «Человек звонит по телефону»

Воспитатель.

2. Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Ответы)

Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.

- Для чего плохой человек все узнает? (узнав, что ребенок один дома, он захочет проникнуть в квартиру.)

- Что нужно отвечать по телефону? (я вам ничего не скажу; сообщите ваш номер телефона, родители вам перезвонят)

Правило 1. Правильно, нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, что родители на работе или вышли по делам, не называй свое имя и тем более адрес. Не отвечая на вопросы, положи трубку. О любом звонке сообщи родителям.

 Слайд ситуативная картинка: «Человек звонит в дверь»

Воспитатель.

- Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (Ответы детей)

- А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Полицейский? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Ответы детей) Правило 2: Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь, даже если он представляется почтальоном, монтером, врачом или даже полицейским. Часто преступники, чтобы их не узнали, меняют свой внешний облик и голос, опасно впускать в дом незнакомых людей.

Воспитатель. Ребята, есть ещё несколько правила, которые надо обязательно знать и научиться соблюдать.

Во-первых, нельзя заходить в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл, и задержись на улице. Если странный человек стоит возле подъезда, лучше пережди или попроси знакомых, соседей, чтобы проводили.

Во-вторых, не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится рядом с вами на лестничной площадке. Уйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

Если в доме есть лифт, необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности:

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже есть подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине спиной к попутчику.

Подвергшись нападению, необходимо защищаться, прыгать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки вызова диспетчера и «стоп». По возможности надо попытаться выскочить на площадку или улицу и позвать на помощь.

Воспитатель. А сейчас давайте немного отдохнем

Физкультминутка: 

"Тишина"

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представим море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Встанем дружно по порядку,

Сделаем теперь зарядку.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И на место дружно сели.

Воспитатель.

Ребята, опасные ситуации могут вас подстерегать не только дома, но и на улице.

Зачастую, выйдя во двор погулять, мы сталкиваемся с различными ситуациями и, не зная, как поступить, руководствуемся не разумом, а эмоциями. Давайте, вспомним, какие опасные ситуации могут подстерегать вас на улице.

 СИТУАЦИИ НА УЛИЦЕ

Слайд ситуативная картинка: «Незнакомец предлагает конфету»

Рассмотрим следующую картинку.

Мальчик гуляет на улице, к нему подошел незнакомый человек и предлагает, например конфету.

- Как нужно поступить? Почему? (Ответы детей)

Правило 3:  Не принимай гостинцы,  или подарки от случайных людей, не позволяй кому – либо прикасаться к тебе.

- А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что вы будете делать? (Ответы детей)

- А кататься поедите с незнакомцем? (Ответы детей) 

Правило 4:  Правильно, никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более не следует  садиться в машину и ехать куда-то. Если рядом с тобой притормаживает машина, не вступай в разговор с водителем, даже если за рулём сидит женщина или приветливый мужчина.

Воспитатель. - Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой? (Ответы детей).

Воспитатель. Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются увести незнакомые люди! Например: «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите меня!», «Помогите, меня уводит незнакомый человек!»

Не бойтесь, что над вами будут смеяться. Это поможет избежать опасности и даже спасти вам жизнь. Хуже, если вы постесняетесь или испугаетесь. Вы можете попасть в беду.

Слайд ситуативная картинка: « Ребенок гуляет далеко от взрослых»

Правило 5: Не уходи без взрослых далеко от дома, в лес, на реку. Не ходи по пустырям и новостройкам, в таких местах могут поджидать хулиганы, агрессивные люди.

Воспитатель. Ребята, но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать, куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним самые важные службы спасения и их номера телефона (на доску вывешиваются иллюстрации служб спасения с номерами: 101 - пожарная часть,1 02 – милиция,1 03 - скорая помощь).

Воспитатель.  И не забывайте, обо всем, что происходит в вашей жизни, вы должны рассказывать родителям. Они должны обязательно знать, с какими ситуациями вы сталкиваетесь. Родители всегда помогут и научат, как правильно поступить.

Итог занятия.

Воспитатель.  Ребята,  давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. (Об опасных ситуациях и правилах поведения).

Воспитатель. (Сегодня мы с вами вспомнили опасные ситуации,  которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести). Я надеюсь, что ответственное поведение и знание этих правил позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других людей. На этом наше занятие подошло к концу, и я желаю вам, чтобы вы никогда не попадали в сложные и опасные ситуации. Будьте внимательны, осторожны и бдительны. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"

Конспект организованной образовательной  деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста по освоению операции классификации.

1.     Развивать представление детей о множествах, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация).2.     Формировать представление детей о матем...

Сборник методических разработок конспектов организованной образовательной деятельности по основам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «В СЕРДЦЕ ТВОЕ СТУЧУСЬ»

Актуальность сборника и педагогическая целесообразность духовно-нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что память предков, любовь и уважение к Отечеству его культуре, вера в добро и ...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»Цель: закреплять з...