Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по обж

Пашперо Ольга Владимировна

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии стребованиями ФГОС ДОУ здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова А.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 40 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

«Создание здоровьесберегающего пространства в группе                                                                              в соответствии с требованиями ФГОС»

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая среда.

Требования  ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которые:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;

- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей и социальных партнёров в образовательной деятельности.

Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России

4. СанПиН

5. ФГОС.

При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с  полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы,разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

доступности:  среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

1. При оснащении группового помещения мы должны учитывать:

- Безопасные условия,

- Санитарно – гигиенические требования,

- Возрастные и индивидуальные особенности,

- Федеральные образовательные государственные требования,

- Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д.

2.Здоровьесберегающая предметно - пространственная среда:

- Центры здоровья в группах (уголок здоровья в группе)

- Центры двигательной активности.

- Центры экологического образования в группах.

- Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья).

- Центры обучения ПДД.

- Центры конструктивной деятельности.

- Центр экспериментально-исследовательский.

- Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Необходимо  в группе создать  физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т.д).                                                                    Предметно-пространственная среда в группе должна быть оформлена таким образом, чтобы было для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

- создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

- помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;

- стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

- формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

3. Здоровьесберегающее пространство для родителей:

- Информационные стенды в группах.

- Наглядно – информационный материал для родителей.

- Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий.

- Консультативная медицинская работа.

- Клубные встречи.

- Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.

Современное дошкольное образовательное учреждение рассматривается как игровое пространство, определяющее среду безопасной жизнедеятельности и сбережения здоровья ребенка, в которой, благодаря усвоению ребенком многообразной системы отношений со средой, обеспечивается сохранение физического, психического, социально эмоционального здоровья ребенка, определяется стратегия поведения посредством выбора игровых ролей и действий, укрепляющая саму систему отношений и здоровье ребенка.

Время жизни ребенка, оставляющее глубокие следы на всю дальнейшую жизнь, позволяющее пробовать свои силы и самостоятельно распоряжаться своими созданиями.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:   «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".

Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...

Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС"...