Среднесрочный комплексный проект «Пожарная безопасность»
методическая разработка по обж

Абуева Елена Геннадьевна

В настоящее время вопросы безопасности жизнедеятельности детей являются одними из самых актуальных. Задача взрослых состоит не столько в том, чтобы устранить последствия чрезвычайных событий, сколько в том, чтобы предупредить появление самого случая подобной опасности.

В рамках проекта «История возникновения электричества» и тематической недели безопасности, в группе был проведен комплекс мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Адмиралтейского района

Среднесрочный комплексный проект

для воспитанников разновозрастной группы №14 «Светлячки»

«Пожарная безопасность»

Подготовили: Абуева Е.Г. (воспитатель), Варламова Е.В. (воспитатель), Попова И.С. (учитель-логопед)

                                                        Сроки реализации проекта: 01.10.2022-01.12.2022г.

Санкт-Петербург


1. Введение

В настоящее время вопросы безопасности жизнедеятельности детей являются одними из самых актуальных. Задача взрослых состоит не столько в том, чтобы устранить последствия чрезвычайных событий, сколько в том, чтобы предупредить появление самого случая подобной опасности.

В рамках проекта «История возникновения электричества» и тематической недели безопасности, в группе был проведен комплекс мероприятий.

Цель:

 Дать детям представления об огне как о природном явлении, показать предназначение спичек в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках, систематизировать знания о бытовых причинах возникновения пожаров.

Задачи: 

  • Рассказать детям об истории появления огня в жизни человека, показать его предназначение.
  •  Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве; расширить представления о том, как появилось и где «живёт» электричество, как используется электричество человеком.
  • Познакомить с историей пожарной дружины и пожарной частью; с профессией пожарного, с экипировкой пожарным, со средствами индивидуальной защиты, при тушении пожаров; знакомство с современными пожарными машинами; закрепить правила пожарной безопасности;
  • Закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту.
  • Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, о нормах поведения во время пожара, посредством театрализации.

Методы и формы работы с детьми:

В работе с детьми использовались разнообразные формы и методы ознакомления с правилами безопасности с электричеством и огнем.

Проведены занятия по познавательному развитию:

-Рассматривание сюжетной картины «Пожарные спешат на помощь». Цель: закреплять знания о назначении пожарной машины умении составлять рассказ.

- Рассматривание иллюстраций «Пожарная часть». Цель: воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного. Составление рассказа по картинкам.

- Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда». Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, о нормах поведения во время пожара.

 - «Электричество в вашем доме». Цель: закреплять и расширять знания о правилах эксплуатации электробытовых приборов».

- «Огонь – друг, огонь враг.». Цель: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

- Игра – занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». Цель: продолжать углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров.

БЕСЕДЫ: 

- «Огонь-судья беспечности людей.». Цель: обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём (электроприборы, спички, зажигалки и др.)

- «Эта спичка-невеличка»; «Как люди овладели огнём». Цель: показать детям значение огня в жизни человека.

- «Спички- не игрушка, огонь- не забава». Цель: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

- «Огонь- друг, огонь враг» с рассматриванием иллюстраций. Цель: показать детям значение огня в жизни человека.

- «Профессия – пожарный». Цель: познакомить детей с историей создания пожарной службы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

- «Чудесные спички». Цель: развивать мелкую моторику.

- «Холодные- горячие предметы». Цель: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

- «Огонь -наш друг» Цель: показать детям значение огня в жизни человека.

- «Опасные соседи». Цель: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

- «Что нужно пожарному для работы?». Цель: закреплять знания о труде пожарных, воспитывать уважение к их труду.

- «Что для чего?». Цель: закреплять и расширять знания о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:

- «Опасный случай». Цель: через игру воспитывать правильное, безопасное поведение при пожаре.

- Игровые тренинги с телефоном. Цель: закреплять номер телефона пожарной службы, домашнего адреса, фамилии, имени родителей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

- «Пожарные». Цель: воспитывать правильное, безопасное поведение при пожаре.

- «Окажи помощь пострадавшему». Цель: закреплять знания о нормах поведения во время пожара.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

- стихотворения Е. Хоринской «Спичка-невеличка»; «Сказка о непослушной спичке» В. Ткачев. Цель: показать предназначение спичек в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках.

-  И. Демьянова «Коробок-чёрный бок». Цель: систематизировать   знания о бытовых причинах возникновения пожаров.

-  К.И.  Чуковского «Путаница». Цель: развивать актерские способности.

- Чтение сказок Е. Пермяка «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял». Цель: беседа по содержанию.

- рассказ М.Янкина «Случай с телевизором» Цель: учить понимать смысл произведения, его главную идею. Развивать умение слушать. Воспитывать навык безопасного поведения

- стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём через чтение художественного произведения.

- Чтение рассказ Л. Толстого «Пожар». Цель: предостеречь от несчастных случаев в быту; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

- С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С.Михалков «Дядя Стёпа». Цель: расширить знания детей о профессии пожарного.

- Загадывание загадок по пожарной тематике. Цель: тренировать смекалку.

- Вечер загадок (Электробытовые приборы). Цель: закреплять и расширять знания о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

- Чтение пословиц и поговорок об осторожности обращения с огнём. -Объяснить детям значение пословиц и поговорок.

- Разучивание считалки «Эне-бена 2 полена.». цель: продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности с помощью считалки.

 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

 - «Огонь дышит». Цель: дать детям представления об огне, как о природном явлении.

- «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?» Цель: расширять кругозор детей.

- «Статическое электричество» Цель: узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

- «Ожившие волосы». Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

- выставка детских рисунков «Я и огонь». Цель: посредством детских рисунков показать необходимость безопасного обращения с огнём.

- конструирование «Пожарная часть» (из строительного материала). Цель: развивать конструктивное мышление, фантазию.

- рисование «Правила пожарной безопасности». Цель: закрепить навык правильной штриховки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое до конца. Развивать фантазию.

ЭКСКУРСИЯ по детскому саду. Цель: знакомство с пожарной сигнализацией. Закреплять представления о значении пожарной сигнализации, в целях предупреждения людей об опасности.

ЭКСКУРСИЯ в Пожарную часть №2 Адмиралтейского района. Цель: познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного, номером телефона пожарной службы.

Формировать представления о профессии пожарного, воспитывать уважение к людям этой профессии.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

- Консультация для родителей на тему пожарной безопасности.

- Памятка для родителей о правилах безопасного поведения с огнем и электричеством в быту.

- Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра!»

- Наглядная агитация: тематический материал «Детям об огне», «Берегите детей от огня!»; папка-передвижка «Памятка для родителей» (о безопасности обращения с электричеством и огнём в доме).

Итоговое мероприятие:

 Коллективное конструирование макет «Пожарный щит».

 Цель: создание макета «Пожарный щит» как необходимого элемента центра безопасности предметно-пространственной среды в ДОУ.

Задачи: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста правил пожарной безопасности; познакомить детей с первичными средствами пожаротушения; создать условия для развития познавательной мотивации, любознательности. Активация словаря: пожарный щит, лом, багор, топор, пожарный рукав.

- Драматизация произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»

Цель: формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём.

Задачи:

1. Образовательная: дать знания о предметах, расположенных на пожарном щите и их назначение.

2. Развивающая: развивать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитательная: воспитание понимания того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду.

Ответственные за проведение итогового мероприятия: воспитатель Абуева Е.Г., воспитатель Варламова Е.В. и логопед Попова И.С.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Проделанная работа помогла сформировать у детей фундамент знаний о появлении электричества, о правилах безопасного пользования электроприборами, о правилах пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в различных чрезвычайных ситуациях.

Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать пожарную охрану, внимательно слушали о том, как следует вести себя, если вдруг в квартире или на улице случится пожар, спорили: «Огонь – он друг или враг?», обсуждали как важна, нужна и опасна профессия пожарного. На практических занятиях отрабатывали правильные действия в случае возникновения пожара в ДОУ, учились эвакуироваться из здания ДОУ. Знакомились с пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения (огнетушителями), с предметами на «пожарном щите».

Большое впечатление на детей произвела экскурсия в ближайшую Пожарную часть. Ребята рассматривали устройство пожарной части, помещения, в которых проводят время и готовятся к работе дежурные пожарной части. Детям понравилось изучать пожарную машину и специальную форму пожарных, интерес к происходящему поддерживался живой беседой с пожарниками, демонстрацией работы огнетушителей и других незнакомых детям предметов.

Воспитанники с удовольствием примеряли на себя роль пожарников в драматизации «Кошкин дом», правильно интерпретировали действия героев сказки.  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Правила пожарной безопасности для дошкольников /Плакат, Айрис-Пресс, 2005 г.

2. Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2009.

4. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007.

5. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7лет. Волгоград: Учитель, 2012.

6. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М.: Сфера, 2007.

7. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М.: Просвещение, 1998.

8. Шипунова В. А. Пожарная безопасность/информация для детей и родителей. – Тверь: Карапуз, 2012.

9. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2009.

10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007

11. https://www.google.com/url?q=http://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html&sa=D&ust=1464036631793000&usg=AFQjCNEek9hEk5xNQGJbYO8QuriNvcMetw

Публикации:

https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-v-podgotovitelnoi-grupe-pozharnaja-bezopasnost.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-k-proektu-istorija-vozniknovenija-yelektrichestva.html

https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://maam.ru/upload/blogs/post694571/istorija-vozniknovenija-yeektrichestva-2_hd69q.pptx

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2017/11/10/igra-dramatizatsiya-koshkin-dom


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История электричества Подготовили воспитатели: Абуева Елена Геннадьевна , Варламова Елена Валерьевна Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №41 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга

Слайд 2

«Я недавно летала в гости к Кащею Бессмерному в тридевятое царство и увидела там настоящее чудо. Он провёл себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу за него выполняет, он только кнопки нажимает и держит от меня в секрете. Я очень заинтересовалась этим чудом-электричеством и прилетела к вам попросить помощи, может вы знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?» А вы ребята знаете, что такое электричество?

Слайд 3

Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе только пищу и воду

Слайд 4

Источником тепла и света был только живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр путем трения древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет.

Слайд 5

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди с помощью палки стали подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете. Как вы думаете, как называют эту палку?

Слайд 6

Время шло и люди более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. В Древней Руси избы освещали при помощи лучин – тонкие щепки крепили над корытом с водой и поджигали – тлея, угольки падали в воду, предотвращая пожар в доме. А пожары случались часто, да и света от лучины было немного, она быстро сгорала, её надо было часто менять.

Слайд 7

Масляными лампами освещали дома древние греки. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах.

Слайд 8

Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. Затем в 20-м веке французский химик Мишель Шевроль придумал твердую свечу, с годами свеча менялась, усовершенствовалась. Этими свечами мы пользуемся по сей день.

Слайд 9

Столетие спустя на смену свече пришла керосиновая лампа. Конструкцию придумали львовские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех в 1853 году. Также в ходу были переносные керосиновые фонари «Летучая мышь». Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или как люстру. Возле настольной лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Слайд 10

На смену керосиновой лампе пришла… отгадайте загадку и узнаете что? Дом – стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся.

Слайд 11

В 1872 году электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель – Александр Николаевич Ладыгин

Слайд 12

Почему горит лампочка, что заставляет её работать? (электричество) Откуда приходит к нам электричество? (электростанции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста.

перспектиное комплексно-тематическое  планирование проетк "Пожарная безопасность"...

Проект "Пожарная безопасность"

Проект "Пожарная безопасность" для детей старшей группы...

Проект "Пожарная безопасность"

Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях....

Детско-родительский образовательный проект «Пожарная безопасность»

Вид проекта: Познавательный.Продолжительность: Среднесрочная (1 квартал).Образовательная область: Ознакомление с окружающим, развитие речи, ручной труд, сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельно...

Проект "Пожарная безопасность" во 2 младшей группе

Цель проекта: формирование основы знаний по пожарной безопасности младших дошкольников.Задачи проекта: знакомить детей с правилами пожарной безопасности;Дать понятие о том, какую опасность таят в себе...

Карта проекта. Название проекта: «Пожарная безопасность» Проектная деятельность во 2 младшей группе.

Возрастная группа: Целевая группа, на которую  направлена деятельность по проекту: дети II младшей группыТип проекта:  творческий, игровойПо количеству участников: коллективныйПо продолжител...

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»

Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...