Конспект НОД Тайны моря
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Резик Светлана Александровна

Формирование экологической культуры у детей  посредством расширения представлений о разнообразии подводного мира Чёрного моря. Создание условий, направленных на сплочение детей в единую команду, поддержку положительной мотивации, способствующей достижению поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tayny_morya.docx174.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноморская средняя школа №3»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Дошкольное отделение

Конспект непрерывной образовательной деятельности

http://deti-parlibrary.ucoz.ru/_tbkp/111/f_492b578e7f700.jpg

Форма: квест-игра

Тема: «Тайны моря»                                                                                                          Возрастная группа: старшая

Подготовила: воспитатель дошкольного отделения МБОУ «Черноморская СШ №3» Резик Светлана Александровна

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование экологической культуры у детей  посредством расширения представлений о разнообразии подводного мира Чёрного моря.                              Создание условий, направленных на сплочение детей в единую команду, поддержку положительной мотивации, способствующей достижению поставленной цели.

Задачи:                                                                                                                          Обучающие:                                                                                                                             - Расширить представления детей о море и его обитателях, закрепить умение детей узнавать по описанию и называть обитателей Чёрного моря;                                             - привлечь внимание к Красной книге Крыма и проблеме охраны морской фауны;                                                   - учить детей с помощью символов составлять синквейн-загадку и находить ответ.       Развивать логическое мышление, упражняя в расшифровке условных обозначений и разрешении противоречий.        

Развивающие:                                                                                                                         - Развивать познавательно-исследовательский интерес,  воображение, смекалку, умение видеть закономерности и самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;                                                                                                                 - способствовать развитию внимания, быстроты, ловкости, самоконтроля, координационных способностей, умения ориентироваться на местности с помощью схемы (карты).

Воспитательные:                                                                                                                    - Воспитывать понимание необходимости бережного внимательного отношения к редким видам морских обитателей, стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Предполагаемый результат: 

Формирование экологического мировоззрения, интереса детей к обитателям Чёрного моря и осознанного желания беречь и охранять представителей фауны и флоры, занесённых в Красную книгу Крыма. Развитие творческих способностей при дальнейшем оформлении страниц Красной книги совместно с воспитателем и детьми группы.

Ход НОД:

Начало квест-игры: дети и воспитатель в группе.

Игра «Знакомство».

-Здравствуйте! Вы, наверное, самые дружные, веселые и добрые дети, а давайте с вами познакомимся и подружимся необычным образом, приглашаю вас в круг.        

Меня зовут Елена Геннадьевна, я передаю клубок ниток рядом стоящему ребёнку, он должен назвать своё имя и того, кто стоит слева и передать клубок следующему ребёнку, следующий ребёнок называет своё имя и того, кто стоит слева и т.д.

- Очень приятно, будем знакомы! У нас получилась паутинка дружбы.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

- Вы любите праздники? Какой праздник недавно отмечали? (Новый год).                  Что вам напоминает этот силуэт? (ёлку).

Синквейн-загадка.

Подумайте и скажите, что обозначают эти символы, а я запишу их словами (запись слов под символами). Послушайте внимательно загадку, что получилось (зачитываю):

1. Соленое, теплое

2. Шумит, удивляет, закаляет

3. Дети любят купаться и загорать.

4. Радость (счастье).

- Вы догадались, о чём эта загадка? (ответы детей). Правильно, это море.

- Дети, посмотрите, на что это похоже? (ответы детей).

Посмотрим? (с обратной стороны силуэт корабля или парусника).

- Дети, вы любите приключения?

Приглашаю вас отправиться на этом корабле (паруснике) в морское путешествие и поиграть в квест-игру «Тайны моря».

Психогимнастика «Путешествие по морю» (музыка – шум моря)

- Закройте глаза и представьте себе море. Слышите, как оно шумит? Солнышко пригревает, чайки радостно кружатся над морем, а мы с вами плывем…».

- Вот какое море, без конца, без края

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер на море сердиться

И в бинокль увидим, что вдали таится.

- Откройте глаза, посмотрите вокруг. Я вижу остров (воспитатель смотрит в бинокль).

- Что видите вы? (2-3 ребёнка смотрят в бинокль и отвечают).

Движемся к берегу. Сейчас спустимся с трапа. Выходите.

-Что за сюрприз море принесло волной? (сундук).

 Как вы думаете, что в нем? (ответы детей).

- Да, сундук старинный, видно, долго он пролежал на дне Черного моря.

Откроем его? (на сундуке в воздушном шаре записка - надпись «Ура!»

- Что будем делать? Как достать записку? (лопнуть шарик).

Воспитатель вместе с детьми достаёт записку из шарика, в записке условие (задание): «Сундук откроется, если вы все вместе дружно крикнете «УРА!»

- 3-4 – «Ура!»    Открываем сундук.

- Сколько всего интересного (украшения, монеты, свиток, компас).

Воспитатель обращает внимание на свиток:

-Дети, а это что? (письмо). Интересно, кто мог его прислать? (ответы детей). Послушайте, я прочитаю письмо:

«Друзья, я очень люблю природу и животных. Особенно мне интересны морские обитатели. Черное море – очень чистое и в нём обитает целое подводное царство. Оно очень нуждается в нашей  заботе и защите. Прошу вас узнать, обитают ли до сих пор в Черном море морской конек, дельфины, крабы, скаты и медузы. Как вы бережете море? Ответить на этот вопрос вам поможет моя карта (карта на крышке сундука). Самых смелых и находчивых любителей природы ждёт награда.

                                                                            Путешественник Иван Кораблёв».

Вопросы:

- Дети, а как мы можем узнать, кто обитает в Черном море? С помощью чего, откуда, подумайте, вспомните (ответы детей). На это задание дается 20 секунд.

Воспитатель использует песочные часы.

- Правильно: из энциклопедии, можно спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть телевизионную передачу, интернет, задать вопрос друзьям…

-Вы готовы начать игру и отправиться в путь за знаниями, искать ответы на вопросы, отгадывать загадки, думать, преодолевать трудности?

- А куда нам дальше двигаться, в какую сторону? (ответы детей)

- Рассмотрим карту.

Игра «Расшифруй».

- Слушайте задание: рассмотреть условные обозначения и расшифровать знаки на карте. Варианты ответов:

- цифры 1,2,3…-это остановки с заданиями;

- знаки ???- ответы на вопросы;

- стрелки - движение вперед, в сторону.

- Будем путешествовать по карте, а где начало нашего движения? (рассматривают карту, определяют начало). В путь!!!

- Погружаемся под воду в подводное царство.

 Дыхательная гимнастика « Пузырики»

Задание: сделать плавный глубокий вдох, приседая, выдохнуть воздух и сказать: «Буль-буль-буль».

- Красив подводный мир морей,

Но там значительно темней.

Ты из квадратиков сложи,

Кто движется в морской тени.

- Слушайте следующее задание нашей игры.

Игровое упражнение «Обитатели моря».

Задание: собрать пазлы и назвать только обитателей Черного моря за 1минуту (песочные часы).

Условие: разделиться на 2 команды вокруг маленьких обручей, где разложены детали пазлов, в большом обруче нужно собрать пазлы.

Дети собирают на ковре пазлы и называют обитателей Черного моря.                                          -А это что за части? Несите сюда, давайте сложим целое изображение.                              Ребус «ДC:\Users\Lena\Desktop\7742d013880d24ebe94e37b7e5c4ec78.pngФиН» (дельфин).

-Угадайте (прочитайте) морского обитателя (ответы детей).

- Назовите дельфинов Черного моря (афалина, белобочка).

-Что вы знаете о дельфинах, расскажите? (умные, игривые и дружелюбные животные, питаются рыбой, кальмарами, высоко выпрыгивают из воды, любят издавать разные звуки и т.д. )

- Давайте послушаем, какие они издают звуки (запись звуков дельфинов, далее звук - сильнее).

- Крики дельфинов стали тревожными, возможно это сигнал о помощи, поспешим скорее на помощь. Следуем по карте, по стрелкам.

Выход из группы в спортивный зал.

Игровое упражнение «Перебежки»

Задание: движение по стрелкам на карте.

-5 шагов вперед, 3 хлопка, 1прыжок вправо, подняться вверх под счет до 10, присесть 2 раза, бег змейкой ( с препятствиями) до берега моря, 3 хлопка.

В зале – имитация берега моря, на берегу дельфин запутался в целлофановых пакетах и мусоре, крабы и рыбы в сетях, медуза на берегу.

- Дети,  вот почему так сильно кричал дельфин и звал нас на помощь.

Давайте освободим его.

Игровые ситуации:

1. «Помогите дельфину и уберите мусор»

- Очень аккуратно снимаем целлофан и собираем весь мусор. А что же будем делать с мусором? Оставим на берегу? (возьмем с собой).

2. «Распутайте сети и освободите крабов и рыб».

Рыбаки ловили рыбу, забыли сети, а в них попались рыба и крабы.

Задание: нужно освободить и выпустить рыбу и крабов.

3. «Медуза» (задание-опыт: поместить самодельную медузу в пластиковую банку с водой, понаблюдать за ее движением в воде, выпустить в море).

Крики дельфинов (запись).

- Дельфин благодарит вас за добрые дела и помощь морским обитателям.

Игра «Узнай по силуэту»

Задание от дельфина: Определить по силуэту морских жителей (дети выполняют задание).

- Кто из них до сих пор обитает в Чёрном море?

- Животные красного цвета, потому что они нуждаются в защите, их становится меньше, они исчезают (дети выкладывают силуэты на фон).

А этих обитателей ученые уже не встречают в Черном море, они занесены в Красную книгу Крыма (показ иллюстраций в ноутбуке).

- Мы выполнили задание путешественника Ивана Кораблёва?

- Посмотрите, мы оформили первую страницу книги. Как называется эта книга? (варианты ответов). Воспитатель закрывает книгу и показывает обложку.

- Да правильно, это Красная книга Крыма. Я дарю вам эту книгу, чтобы вы с воспитателем оформили следующие страницы.

- Как вы считаете, морю нужна защита и помощь?

Давайте вместе  придумаем и запомним правила защиты Чёрного моря и поиграем в игру «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)

Задание: Поставьте знак запрета (Х) на тех картинках,  где изображено то, чего делать нельзя, это плохо для Черного моря и его обитателей (дети выполняют задание).

- Поднимите картинки, где стоит знак запрета (дети формулируют правило: «Нельзя…)

- Призываем всех людей проявить заботу о морских животных.

- Остались знаки «хорошо» (дети формулируют). И я вам желаю совершать только хорошие дела, любить и охранять природу. Оставаться такими же дружными, смелыми, ловкими и находчивыми, как сегодня.

- Вы помните, что ждёт вас в конце путешествия? Правильно, награда (на карте  обозначение - кокос).

- Возвращение на остров (в группу) (дети находят в сундуке кокосовый орех, внутри – шоколадные монетки).

- Спасибо, вы молодцы, не испугались трудностей и справились со всеми  заданиями и препятствиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....

Интегрированная музыкально-экологическая образовательная деятельность "Тайны моря"

Конспект  НОД с интеграцией образовательных областей: 1 часть заняти - музыкальная, во второй части дети знакомятся с морским камнем-кораллом....

Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" (с использованием ИКТ)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (Экологическое воспитание)...

Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...

Конспект занятия "Тайна Уральских гор"

Представляю вашему вниманию конспект занятия, которое я проводила для студентов Троицкого Педагогического колледжа....

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...

Сценарий утреннего круга "Тайны морей и океанов"

Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе....