Главные вкладки

    Интегрированная музыкально-экологическая образовательная деятельность "Тайны моря"
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

    Семьина Ирина Евгеньевна

    Конспект  НОД с интеграцией образовательных областей: 1 часть заняти - музыкальная, во второй части дети знакомятся с морским камнем-кораллом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie-_tayny_morya.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа – детский сад

    Центр Детства «Жемчужинка»

    «Тайны моря»

    Конспект НОД с интеграцией образовательных областей

    Участники – воспитанники подготовительной к школе группы.

    Музыкальный руководитель Виноградова Е.А.

    Учитель экологии Семьина и.Е.

    Клин – 2014 г

    Занятие – «Тайны моря»

    Конспект НОД с интеграцией ОО «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

    Цель: Через использование художественного слова, произведений классики ввести детей в удивительный мир моря. Способствовать развитию у детей эстетического отношения к музыке через произведения  зарубежных композиторов.

    Задачи:

    Образовательные - Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку.

    Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения.

     Познакомить с донными обитателями моря – кораллами. Дать представление об их жизни, о том, как образуются кораллы, об их разнообразии и красоте.

    Развивающие – Расширять   представления об окружающем мире.

    Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира. Продолжать формировать навыки обследования камня, в том числе с помощью лупы.  Совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий. Развивать коммуникативные способности, творческое воображение, фантазию. Развивать кругозор, внимание, память, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями.

    Воспитательные - Воспитывать любовь к музыкальному искусству. Учить видеть красоту коралла, уметь ею любоваться. Воспитывать интерес к обитателям моря.

    Материал. Цветные карточки, голубые и синие ленточки. Кораллы, лупы (на каждого ребенка), раковины, бумажные веточки-кораллы, клей, листы  тонированной бумаги для изображения морского дна, видеофильм, телевизор.

    Содержание занятия.

    Часть 1.

    Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по тайнам моря.

                  А вместе с нами отправятся и наши гости. Поздоровайтесь с ними.

    М.Р.: Как вы думаете, как можно рассказать о море? С помощью чего?

    Дети: О море можно рассказать словами, прочитать рассказ.

    М.Р.: Еще можно рассказать о море в стихах.

            Даша, прочитай нам свое стихотворение о море.

    (ребенок читает стихотворение « Для чего морю наряды» С. Кнестяпиной)

       

    «Для чего морю наряды»

    В ночь любую, в день любой,

    Море занято собой.

    По утрам оно одето

    В платье розового цвета.

    Днем одето в голубое,

    С белой ленточкой прибоя.

    А сиреневое платье

    Одевает на закате.

    По ночам на черной глади

    Мягкий бархатный наряд,

    А на бархатном наряде

    Драгоценности горят.

    М.Р.: Где еще можно получить информацию о море?

    Дети: По телевизору, в интернете.

    М.Р.: Сходить в музей, посмотреть картины с изображением моря.

    М.Р.: Ребята, скажите пожалуйста, а может о море рассказать музыка?

    Дети: Может.

    М.Р.: Вы хотите услышать море в музыке?

    Дети: Хотим.

    М.Р.: Я предлагаю вам удобно лечь на коврики, закрыть глаза и послушать

            музыку, а потом вы мне расскажите какая это музыка по характеру.

           Какое море хотел показать композитор.

    (Дети слушают музыку.)

    Клод Дебюсси «Игра волн»

    М.Р.: Открывайте тихонько глазки, садитесь. Давайте поговорим о характере

            музыки. Каким здесь композитор представил вам море?

    Дети: Спокойным, тихим, умеренным, добрым и.т.д.

    М.Р.: Всегда ли музыка была одинаковой?

    Дети: Нет. В середине  был слышен всплеск волн. В конце море снова

              стало     спокойное.

    М.Р.: Совершенно верно. Море стало спокойное, умиротворенное.

     М.Р.: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю послушать еще один отрывок

             из музыкального произведения. Можно не ложиться, а просто сидеть и

             слушать.

    (Дети слушают музыку.)

    Клод Дебюсси «Море»

    М.Р.: Какое здесь показал море композитор?

    Дети: Шумное, тревожное, бушующее, взволнованное, штормовое, грозное.

              Волны с шумом бьются о берег.

    М.Р.: Вот видите ребята, как ярко отразили композиторы в музыке море.

             Вы очень хорошо услышали его характер.

    М.Р: Сейчас я предлагаю вам встать с ковриков и подойти к столику с

             цветными карточками.

    (Дети подходят к столику.)

    М.Р.: Ребята, перед вами лежат разноцветные карточки.  Возьмите ту, которая

             по цвету подходит к характеру «Спокойного моря».

    М.Р.: Почему ты взял именно эту карточку? Какого она цвета?

    Р-к: Карточка голубая, я выбрал ее, потому что море спокойное, доброе, не

           страшное.

    М.Р.: Какая была музыка?

    Р-к: Тихая, не быстрая, плавная. Похожая на танец.

    М.Р.: А сейчас возьмите ту карточку, которая по цвету подходит к характеру

           «Бушующее море».

    М.Р.: Почему ты взял эту карточку. Какого она цвета?

    Р-к: Карточка темно синего цвета. Я выбрал ее, потому что море грозное,

           шумное, страшное.

    М.Р.: Какая была музыка?

    Р-к: Музыка была громкая, быстрая, взволнованная.

    М.Р.: Можно ли такую музыку станцевать? Изобразить движениями?

    Дети: Можно.

    М.Р.: Конечно можно. У меня есть ленточки. Голубые и синие.

            Я предлагаю с помощью своих движений рассказать о море.

            Какое море вы хотели бы изобразить?

    Дети: Спокойное.

    М.Р.: Я вам включу музыку, а вы плавно, красиво изобразите море в своем

             танце.

    (Дети свободно двигаются, изображая море, волны.)

    М.Р.: Молодцы ребята, замечательное море в танце у вас получилось.

    М.Р.: Ну а теперь мы с вами продолжим путешествие и узнаем, какие тайны скрывает море.

    Часть 2.

    Эколог  подзывает к себе.

    Педагог:  Ребята, я вместе с вами слушала музыку моря. Она просто заворожила меня. Какая сила, мощь…А сколько интересного скрывает в своих глубинах океан. Сейчас музыка рассказывала вам о том, каким разным бывает море. А могут ли о море рассказать раковины? Посмотрите,  что это у меня? (Морская раковина, рапан). Да, это Рапан. Ее подняли из морских глубин. Когда-то в ней жил моллюск.           Все вы слышали, что морская раковина умеет петь. А может она нашептывает нам сказку о том, что видела на своем веку? Попробуйте послушать раковину, услышать ее песню, звуки моря (раздает детям раковины).

    Дети слушают, рассказывают, что они услышали.

    Педагог: А мне Рапан шепнула, что в морской глубине есть необыкновенный камень, в рождении которого принимают участие живые существа. Давайте с ним познакомимся. Посмотрите. Кто знает, что это такое? (показывает кораллы). Верно, это кораллы.  Полюбуйтесь этим причудливым  морским камнем. Какого они цвета? Что можно сказать об их форме?

    Рассаживайтесь за столы (дети садятся за столы) Пододвиньте к себе подносы. Рассмотрите свои кораллы. Что вы можете сказать? Какого у вас цвета коралл? Какой формы? Какая у него поверхность? С чем его можно сравнить? (Дети гладят кораллы, определяют, что он твердый, шершавый, похож на ветку дерева). Возьмите лупы, присмотритесь к кораллу повнимательней. Что вы видите? (Много ходов-домиков). Какими словами вы могли бы описать свой коралл (великолепный, прекрасный, резной, сказочный).

    Педагог: Чаще всего кораллы бывают красного или буро-коричневого цвета. Встречаются небесно-голубые, кремово-желтые, фиолетовые. Кораллы по форме могут напоминать блюдца, вазы, цветную капусту. Видов кораллов около 6 тысяч. Кораллы просто неповторимы. Предлагаю вам перейти к телевизору и посмотреть на эту красоту. (Дети переходят к телевизору)

    Послушайте, как об этом сказал Николай Сладков:

    Н. Сладков "Мир коралловых рифов." - Немного осталось на Земле такого, от чего еще перехватывает дыхание. … мне самому довелось нырять у коралловых островов — все так и есть. Что тут можно сказать вразумительное, если вокруг тебя не привычные с детства кусты и деревья, а какие-то окаменелые заросли, посыпанные искрами солнца! А над ними … роскошные разноцветные бабочки. И живые цветы, которые ловят неосторожных рыбешек, как росянка ловит у нас комаров. Колыхались ажурные живые веера, склонялись живые перья. Стояли — живые! — бокалы и кубки. Лежали живые звезды, торчали живые оленьи рога. Фантастические джунгли из камня: башни, гроты, пещеры и лабиринты. И краски всех цветов радуги — даже кружится голова! Все слова были немощны и непригодны. И лучше уж было молчать. Увидев эту ошеломляющую красоту рифов, я вдруг онемел!

    Педагог: А сейчас я расскажу вам, как рождаются кораллы. Если приглядеться к отдельному кустику, то можно заметить, что он состоит из множества мелких ячеек. Кораллы создают маленькие морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Днем они заняты перевариваем пищи и малоактивны. А ночью широко раскидывают свои сети – щупальца, которые мгновенно вонзаются в тело какого-нибудь рачка и щупальцами подтягивают к ротовому отверстию.

    Педагог: У полипов мягкое тело, поэтому они строят прочные, известковые скелеты – домики. Когда одно поколение умирает, эти панцири надстраивают другие, так в течение столетий образуются коралловые рифы. Лабиринты коралловых джунглей для обитающих в них животных то же, что и лес для зайцев, лис, медведей. Они находят здесь убежище, выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов. Некоторые морские существа едят кораллы. Это морской еж, морская звезда. Давайте представим себе, как это может быть.

    Динамическая пауза – изобразить  коралловые ячейки (три ребенка, взявшись за руки, образуют ячейку, внутри нее – «полип» - ребенок. Мимо «проплывают рачки». Ребенок должен быстро поймать его и забрать в свой домик).

    Коралловые рифы очень хрупкие системы, которые могут благополучно развиваться только при наличии ряда условий: теплой воды, выше 20 градусов, средняя соленость, большое количество света. Погубить риф может загрязнение воды. Так же губительна для него и пресная вода.

    Обитают кораллы только в тёплых тропических водах, где нет заметной смены времён года.  Это воды Австралии, Красной море, воды Тихого океана.

    Давайте вместе с вами приклеим значки кораллов к глобусу в тех местах, где они водятся (дети приклеивают значки, их внимание на названии морей не концентрируется).

    Причудлив и красив собой
    Подводный камень, не земной.
    Неторопливо он растет,
    Годами рифы создает.
    Он без садовника возник,
    Природы сказочный цветник.
    Подводный мир он украшает,
    Но кораблям ходить мешает.
    Обычно корабли любые
    Обходят цветники такие.
                                                                (В. Мирясова)

    Так что же это за камень? Правильно, это коралл - один из красивейших морских камней. Но красота эта очень хрупкая. Об этом мы должны всегда помнить.

    Вот и подошла к концу наша встреча с морским камнем – кораллом. У вас на столах есть разноцветные веточки, напоминающие кораллы. Выберете  себе по одной веточке. Если вам понравилось занятие, возьмите красную веточку и наклейте ее на первый лист, создавая изображение кораллового куста. Если не все понравилось – выберите голубую веточку, наклейте ее на второй лист, если вам не понравилось наше занятие, возьмите желтую веточку и наклейте на третий лист

     Пройдитесь и еще раз полюбуйтесь кораллами и скажите им ласковые добрые слова (дети под музыку - шум моря - ходят и рассматривают кораллы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «МОРЕ РАДОСТИ» по социально-личностному развитию детей старшей группы (образовательная область «Социализация») по методическому пособию «Познаю себя» М.В.Корепановой и Е.В.Харламовой

    АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГОРОД САРАТОВ»АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вид...

    Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

    Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

    Музыкально - экологическая образовательная деятельность "Природа - твой друг"

    Сценарий для старшей группы. Музыкально - экологическая образовательная деятельность (с использованием экологических знаков). Театрализованное представление в масках "Природа - твой друг" . С участием...

    Интегрированное мероприятие «Что на дне морей и океанов»

    Цель:1. Дать понятие о поверхности земли и свойствах камней;2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;3. Создать детям хорошее настроение...

    Интегрированное занятие "О Заполярье, о море, о северных людях"

    интегрированное занятие «О Заполярье, о море, о северных людях».Возраст детей: 6 – 7 лет (6 человек)Образовательное направление: познание, коммуникация, социализация, художественное ...

    Непрерывная образовательная деятельность: "Море волнуется..."

    Данное занятие разработано самостоятельно с целью ознакомления дошкольников с подводным миром в рамках региональной программы...