НОД по познавательному развитию «Финансовая грамотность дошкольника»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Сердюк Светлана Николаевна

план-конспект занятия (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Цель:

-содействие финансовому просвещению и воспитанию детей

дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Развивающие:

- расширить представление детей о жизни в обществе, о торгово-денежных отношениях, дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства.

- развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;

-развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

Помочь дошкольнику выработать следующие умения и навыки и личностные качества:

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

Оборудование:

дидактический материал: разрезные картинки, картинки с различными изображениями профессий, монеты, денежные купюры, картинки с изображением различных товаров и картинки с изображением предметов которые нельзя купить в магазине, изображение полок для расположения на них картинок, коврики с «заплатками», касса банка.

Предварительная работа:

1. Беседа: «Знакомство с деньгами».

2. Беседа: «Не потопаешь, не полопаешь» (значение денег в жизни человека).

3. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».

Ход:

Звучит песня:" Антошка, Антошка пойдём копать картошку."

Входит Антошка, садится за стол.  Берет ложку, открывает крышку с подносом  а там ничего нет.

Антошка:

 -Ой, а где мой любимый пирожок? Я только собрался полакомиться своим любимым пирожком.

Воспитатель:

-Антошка, а ты забыл, как вчера в магазине мама потратила последние деньги на новую игрушку. А на пирожок  денег не хватило.

Антошка:

-Конечно нет, ведь я очень часто забываю и теряю свои игрушки потом прошу маму покупать мне новые игрушки. А что такое деньги, разве они не растут на дереве?

Воспитатель:

-Ребята, а давайте объясним  Антошке что такое деньги и узнаем откуда же они берутся. У меня есть ключи , которые  откроют нам путь в мир финансовой грамотности.

Дети:

-Да, давайте.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, а вы знаете что такое деньги и откуда они берутся? (ответы детей)

сейчас я возьму первый ключ который  откроет нам, что такое деньги.

«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

-Антошка, из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» мы знаем, что Буратино ждал чуда, когда закопал свои  монетки в яму и полив их водой, проговорив волшебные слова, он думал что должно вырасти что? Ребята? (ответы детей)

-Правильно, дерево облепленное деньгами. Но в действительности деньги на деревьях не растут. Когда то давно деньги делали из драгоценных металлов: золота и серебра, по прошествии определенного времени деньги   стали изготавливать из бумаги.

-Ребята, а какие виды денег бывают? (ответы детей)

Воспитатель:

-Да, конечно, бумажные деньги это купюры, монеты  это рубли и копейки.

-Ребята, а когда ваши мамы ходят в магазин за покупками, чем они обычно расплачиваются? (ответы детей)

Воспитатель:

-Да, ребята помимо денежных купюр в магазине можно расплатиться электронными  деньгами, которые находятся на личном банковском счёте (на пластиковой карте). Пластиковые карты появились не так давно, как вы считаете удобны ли они, в использовании? (ответы детей)

- Ребята, давайте подойдём к столу и рассмотрим денежные купюры. Ребята разглядывают деньги.

-Скажите, монеты, какого достоинства вы здесь увидели? (ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а какая главная сторона монеты? (ответы детей)

   -Правильно, это лицевая сторона-аверс, где изображен государственный герб России - двуглавый орёл. На российских монетах достоинством (1,2,5 и 10 рублях) изображен двуглавый орел.

А оборотная сторона монеты  называется- реверс. На реверсе указан её номинал. В быту  аверс называют "орлом", а реверс,"решкой".Ребро монеты называют -гурт, а надпись на монете называется легенда. Стоимость монеты называется номинал.

-Ребята, скажите какого номинала эта монета? (ответы детей)

Хорошо,  теперь рассмотрим банкноту?! (ответы детей)

Воспитатель:

-Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 100 рублей.

Воспитатель: 

-А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому? (ответы детей)

Воспитатель: 

- Какие вы знаете монеты? (ответы детей) (Копейка,10коп,5руб.,10 руб.)

Воспитатель:

-Слово копейка произошло  от слова копьё.

-А сейчас ребята чтобы взять следующий ключик , вам нужно собрать разрезные картинки на которых изображены деньги, а Антошка вам в этом поможет. Дети составляют из пазлов картинку.

Воспитатель берет следующий ключик.

Воспитатель:

-Ребята, деньги платят взрослым людям за работу – работающие люди получают заработную плату за свой труд. Например, почтальон получает заработную плату за то, что разносит почту: газеты, письма и журналы.  Посмотрите, здесь изображены люди различных профессий. Я спрашиваю чем занимается человек определенной профессии, за что человек получает заработную плату? Назовите сначала любую профессию из представленных, и  скажите, за какое дело  человек данной профессии получает заработную плату.

 Высказывания детей.

Игра «Назови,  чем занимается человек, зная профессию» (командам задаются вопросы поочерёдно)

 «Что делает лесоруб?» (рубит лес)

«Что делает сапожник?» (чинит сапоги)

«Что делает дворник?» (убирает двор)

«Что делает маляр?» (красит стены)

«Что делает каменщик? » ( кладёт кирпич)

«Что делает архитектор? » ( проектирует дом)

 «Что делает лётчик? » ( водит самолёты)

«Что делает врач? » (лечит людей)

«Что делает повар? » (готовит обед)

«Что делает почтальон? » (разносит почту)

«Что делает строитель? » ( строит здания )

 «Что делает машинист? » ( поезд водит)

«Что делает тракторист? » ( на тракторе пашет)

«Что делает художник? » (пишет красками)

«Что делает шофёр? » ( в машине возит груз)

«Что делает доярка? » ( доит коров)

 «Что делает певец? » (поёт песни)

«Что делает писатель? » (пишет книги)

«Что делает фермер? » (растит пшеницу в поле )

«Что делает учитель? » ( учит нас школе)

Кто всех знает … МОЛОДЕЦ!

Антошка:

-Ой ребята, что то мы засиделись. Давайте встанем и немного разомнемся. Повторяйте за мной.

Проводится физминутка:  Профессии.

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

Воспитатель берет следующий ключик

-Ребята, а вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами? (ответы детей)

Антошка:

-А я прошу, что бы мама каждый день покупала мне новые игрушки.

Воспитатель: 

Антошка, а куда же тебе столько много игрушек?

 Антошка:

-Ну иногда я их отдаю, друзьям а ещё везде их забываю, а если у меня плохое настроение я могу их просто выкинуть.

Воспитатель: 

-Ребята, как вы думаете скажите, если так не бережно относиться к покупкам и мама каждый день будет покупать новые игрушки. Хватит ли у неё денег, что бы приобрести в магазине другие  необходимые вещи. (ответы детей)

Воспитатель: 

-Ребята, а давайте поиграем в игру. В магазине на полках лежат картинки с изображением товаров. Первая команда забирает с полок всё что можно купить за деньги, а вторая команда откладывает то что нельзя купить в магазине за деньги. Разделимся на две команды.

(дети выбирают картинки из корзины, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку – хлеб, колбаса, молоко, конфеты, планшет, машина, посуда, книга.

 и т.д. и то, что нельзя купить - тучу, снег, любовь, счастье, солнце, здоровье, ветер дружбу).

Воспитатель: 

-Ребята, то, что нельзя купить за деньги – это самое ценное и дорогое, самое большое богатство для человека, которое мы должны беречь. На свете есть такие вещи, которые нельзя купить и нельзя продать. Какую цену имеет ваша дружба?

Ответы детей:

Воспитатель: 

-Правильно  ваша дружба бесценна.

-Теперь вы знаете как ваши родители распоряжаются деньгами.

-Ребята давайте возьмем последний ключик и откроем секрет, как помочь сэкономить деньги.

-Домашним хозяйством занимается ваша мама, покупает продукты, одежду, готовит, стирает, гладит, шьет. Мама распределяет и планирует как распорядиться деньгами до следующей заработной платы. Это называется: семейный бюджет.

-Ребята, давайте подскажем Антошке, как мы, которые не работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить семейный бюджет? (ответы детей)

Воспитатель: 

-Правильно, нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….Давайте подойдем к столу и починим коврики. Предлагаю починить вещи, таким образом мы поможем маме сэкономить деньги на нужную покупку.

Проводится игра заплатки для ковриков.

Воспитатель: Ну вот мы справились со всеми заданиями, возьмем наши ключи и

откроем кассу, посмотрим сколько монет мы сегодня заработали.

Дети получают монеты для игры.

Антошка:

-Спасибо большое вам ребята, сегодня с вами я узнал, что такое деньги и откуда они берутся. Как нужно работать, что бы получить заработную плату. Теперь я знаю, что каждую купленную вещь надо беречь. До свидания.

Рефлексия:

Ребята чем сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились?

Физминутка. Источник: https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-professii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность). Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность)....

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию (финансовой грамотности) на тему: «На помощь к Буратино».

Образовательные задачи:- формировать доступные экономические понятия «зарплата или заработная плата», «экономия»;Развивающие задачи:- закреплять представление детей о содержани...

ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе тема «Приключения Умника и Торопыжки»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений....

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) "Учимся экономить" (для детей старшей группы)

КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА...

Квест-игра по познавательному развитию (финансовая грамотность) Тема: «Гуси-Лебеди»

Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть г...

Конспект по познавательному развитию (финансовая грамотность) «Что такое деньги»

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста; создание условия для закрепления полученных экономических знаний....