Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Антипова Людмила Евгеньевна

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения РФ» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными». 

Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на формирование нестандартного мышления в области и основ финансовой культуры. Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребенка.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Грамотность в сфере финансов воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Знакомство детей с миром экономики и финансов логически выстроено: от простейших экономических категорий - «потребность», «труд», «профессия», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет», «реклама». В рамках изучения данных блоков, а также в ситуациях повседневной жизни реализуется блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту», где мы учим детей соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами для занятий, не тратить ничего зря, в том числе и время; показываем детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и так далее).

Одна из самых предпочтительных форм - игра. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры:

с предметами: «Маршруты товаров», «Магазин игрушек», «В банке», «Копилка», «Определи монету», «Супермаркет»;

игры с картинками: «Кто что делает?», «Назови профессии», «Товарный поезд», «Угадай, где продаётся?», «Что быстрее купят?», «Кому что подарим?», «Что важнее?», «Потребности», «Какие ошибки допустил художник», «Хороший хозяин», «Как создаётся продукт», «Доходы и расходы»; словесные экономические игры: «Какое слово лишнее?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Какая профессия у человека», «Что можно купить, что нельзя», «Товары - услуги»; игры-путешествия «Путешествие в другую страну», игра-эстафета «Хорошо - плохо»,

игры-загадки, пословицы.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделирую реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и так далее.

 Решение проблемных ситуаций и разыгрывание «экономических ситуаций» из сказок - это ещё одна интереснейшая форма реализации задач. Моделируя проблемную ситуацию, взрослые имеют возможность показать детям, что хорошо, а что неприемлемо: обман, выгода за счет другого, воровство, лень, неумение ценить купленные или подаренные им вещи и т.п. Задача педагога - доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Ведь сегодняшним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что Главная цель дошкольного воспитания - формирование всесторонне развитой личности, а изучение финансовой грамотности в дошкольном учреждении активизирует познавательную деятельность дошкольников и совершенствует их коммуникативные качества. Очень важно научить детей понимать и ценить окружающий мир предметов, как результат труда, научить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; на доступном уровне дети должны осознавать понятия «труд - товар - деньги». Дети бережнее относятся к игрушкам, а также к предметам окружения, у них появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач. Результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...