Конспект НОД "Где живут деньги?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей страшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gde_zhivut_dengi_borozdina.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 комбинированного вида»

Конструкт обучающего занятия с дошкольниками по финансовой грамотности

Тема: «Где живут деньги»

Старшая группа

Воспитатель: Бороздина Ольга Владиславовна

КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ    -   2021

Технологическая карта

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Вид НОД: познавательная.

Тема: «Где живут деньги».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Форма организации НОД: групповая.

Цель: создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей.

Задачи

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1 Воспитательные

  • воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность.

2 Развивающие

  • развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
  • активизировать словарь: банк, долг, должник, займ, процент, бюджет, валюта.

3 Обучающие

  • дать первоначальные представления о банке: банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг (займ);
  • познакомить с профессией банкира.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
  2. Чтение и обсуждение пословиц о деньгах;
  3. Подбор дидактических игр по теме «Банк», «Профессии».

Методы, приёмы:

Словесные – вопросы проблемного характера; беседа; анализ и обсуждение художественных произведений; объяснение; уточнение; диалог; художественное слово.

Практические – игра.

Наглядные – рассматривание иллюстраций; мультимедийная презентация.

Планируемый результат:

  • В детях воспитаны социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
  • Развиты внимание, логическое мышление, память, воображение;
  • У детей активизирован словарь: банк, долг, должник, займ, процент, бюджет, валюта;
  • Дети получили первоначальные представления о банке: банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг (займ);
  • Дети познакомились с профессией банкира.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Оборудование:

Наглядные: муляжи купюр валют разных стран.

Мультимедийные: презентация «Банк».        

Музыкальные: аудиозапись музыка И. Крутого.

Художественное слово: приветствие «Собрались все дети в круг…».

Оборудование: Лего-конструктор, деревянный конструктор, магнитный конструктор, стулья по количеству детей, столы, ноутбук.

Учебно-методический комплект:

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников;
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С.;
  3. Занимательные финансы. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры для дошкольников». Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю.

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Деятельность,

 действия

педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

 результат

1.Организационный момент. Мотивация детей.

Приветствие.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

-Ребята, мне сегодня утром пришло письмо от одной нашей знакомой. Ее зовут Монетка. Она гуляла по двору в поисках своего дома, но никак не смогла его найти. И решила обратиться за помощью к вам, в надежде, что вы ей поможете. Что скажете, дети? Сможем помочь Монетке?

А вы знаете, где она живет?

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Мотивирует детей к предстоящей деятельности.

Создает проблемную ситуацию.

Дети стоят в кругу, настроены на общение.       Проявляют интерес к предстоящей деятельности.  Выражают собственные мысли.  

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Проявлен интерес, дети мотивированы к дальнейшей деятельности.  

2. Основной этап.

Цель – дать детям представление о банке и его работе.

- Я с вами согласна, что монетки могут находиться и в копилках, и в кошельках, но у них есть один большой дом. Как же он называется?

- Точно, это банк. Банк - это место, где дают деньги в долг (займ) под проценты, меняют, хранят и выплачивают. Можно сказать, что банк – это дом, где живут все деньги. Главный человек в банке – банкир, а все, кто в нём работают – служащие (сотрудники) банка.

Кажется, мы с вами уже поняли, где живет наша Монетка. Но хотелось бы вам побольше узнать о ее доме – банке, - а потом рассказать об этом ей?

Предлагаю вам рассмотрим такую ситуацию. Присядем.

- Три поросёнка решили купить дом. Подсчитав свои доходы, они поняли, что денег на покупку дома у них не хватает. Поросята предлагали разные варианты, спорили, но так и не пришли к единому мнению.

- Что можно предложить поросятам, чтобы они осуществили свою мечту, купили дом?

Игра «Банк».

- Совершая покупки, определяя семейный бюджет, мы постоянно совершаем операции с деньгами. А если денег не хватает, где можно их взять?

-Точно, деньги можно взять в банке. Именно туда и отправились поросята. Хотелось бы вам туда отправиться и самим представить себя работниками банка? И мне хочется. Тогда пойдемте!

- Дети, посмотрите, в банке есть сотрудник, который оформляет документы для получения денег. Он работает за первым столом. Сможет ли он выдать вам необходимую сумму денег?

- Правильно, этот сотрудник только оформляет документы. А как же вы сможете получить деньги?

- Для этого нужно пройти к кассиру, который выдаст вам именно ту сумму, на которую вы уже оформили документы.

-А что делать, если у вас после путешествия по другой стране остались деньги той страны? Можно ли их обменять на русские рубли?

- Да, можно. Для этого необходимо подойти в пункт обмена валют.  

Чтобы узнать название денег разных стран, предлагаю поиграть.

Пальчиковая игра:

«Страны и деньги»

Во всем мире много стран (обеими руками нарисовать большой круг в воздухе).

Посчитаем: Казахстан (ладони перед собой с широко расставленными пальцами)

Индия, Япония, Россия и Эстония, (загибать пальчики начиная с большого пальца правой руки) Китай, Корея, Франция, Молдавия, Малайзия

И еще десятки разных, (сжимаем и разжимаем кулачки в ритм)

Стран больших разнообразных.

Назову сейчас я вам (щелкаем средними и большими)

Деньги этих разных стран: (пальцами обеих рук, сжимаем кулачки)

Рубль, доллар, франк, юань, лира, евро, лат, динар (разжимаем пальцы с указательного на обеих руках, начиная с правой)

Теперь сначала все начните (погрозить указательным пальчиком)

И за мною повторите!

Предлагаю вам распределить роли и занять свои места в банке. Кто из вас будет сотрудниками банка, а кто клиентами?

  • За первым столом: ребёнок-«сотрудник», который оформляет документы для получения или вложения денег;
  • Второй стол: ребёнок- «кассир», выдаёт, принимает деньги; (муляжи купюр разных стран)
  • Третий стол; пункт обмена валют.

- Ребята, кажется, что вы многое уже узнали о банке и его работе. Но в каком именно доме будет жить наша Монетка? Как вы сможете ей помочь?

- Предлагаю воспользоваться различными конструкторами на ваш выбор (Лего, магнитный, деревянный). Вы можете самостоятельно придумать и построить дом для Монетки.

Дети строят по замыслу банк под музыкальное сопровождение аудиозапись И. Крутого.

- Какие разнообразные у вас получились банки. Мне кажется, что наша Монетка захочет жить сразу же во всех. Согласны? Или в каждой стране у нее будет свой собственный дом – банк!

Вводит детей в тему.

Поощряет к высказыванию.

Показывает презентацию «Банк».

Создаёт проблемную ситуацию.

Поощряет к высказыванию.

Актуализирует и систематизирует знания детей по теме.

Показывает пальчиковую игру.

Побуждает детей к игровой деятельности.

Предлагает детям распределить роли между собой.

Предлагает построить дом для монет.

Слушают беседу, смотрят презентацию, задают вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы,

выражают собственные мысли.

Решают проблемную ситуацию.  

Отвечают на вопросы,

выражают собственные мысли.

Проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы,

выражают собственные мысли.

Выполняют движения согласно тексту пальчиковой игры.

Делятся на группы.

Распределяют роли.

Проводят игру.

Дети конструируют банки.

Оценивают постройки друг у друга.

Дети высказали свое мнение. Получили понятие о том, что такое банк.

Дети высказали свое мнение.

У детей получены знания о работе банка.

Проведена пальчиковая игра.

В игровой деятельности дети знакомятся с работой банка.

Дети сконструировали банки из различного конструктора.

3.Рефлексия

Цель – побуждать детей к оценке собственной деятельности.

- Ребята, смогли вы сегодня помочь Монетке? Что нового вы узнали?

Легко ли вам было выполнять задания? Что вам показалось трудным?

Выражает свою заинтересованность.

Хвалит детей за проделанную работу.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. Повторяют, что нового, интересного узнали.

Проявляли способность обобщать.

4.Открытость

Цель – учить детей планировать свою предстоящую деятельность.

- О чем бы вы хотели рассказать Монетке?

А с кем еще вам хотелось бы поделиться своими знаниями о банке?

Побуждает детей к рассуждению.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Планировали дальнейшую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Где живут тушканчики?"

Познавательно-игровое занятие на закрепление пройденного материала. Цели: закрепить у детей особенности природных условий крайнего севера, тундры, смешанного леса и степей; продолжить формировать у де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект занятия по развитию речи "Желтые комочки живут у мамы Квочки" 2 мл. гр.

Занятие включает в себя артикуляционные упражнения, чистоговорки на звук "Ц", работу по карточкам, сюрпризные моменты....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Добрые дела живут на белом свете"

К сожалению,нравственное воспитание детей всё чаще в нашей жизни отодвигается на второй план, считается многими родителями неважным, даже в какой-то степени "несовременным". Поэтому наиважнейшей ...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её ...