Конспект НОД "Работать или зарабатывать?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rabotat_i_zarabatyvat_borozdina.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 комбинированного вида»

Конструкт обучающего занятия с дошкольниками по финансовой грамотности

Тема: «Работать и зарабатывать»

Старшая группа

Воспитатель: Бороздина Ольга Владиславовна

КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ    -   2020

Технологическая карта

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Вид НОД: познавательная.

Тема: «Работать и зарабатывать».

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Форма организации НОД: групповая.

Цель: развитие представлений у детей дошкольного возраста о том, что такое трудиться, работать и зарабатывать.

Задачи

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1 Воспитательные

  • формировать первичные представления о финансовой грамотности дошкольника;
  • воспитывать желание трудиться, стремление помогать взрослым.

2 Развивающие

  • развивать наблюдательность, внимание, память;
  • развивать инициативу и самостоятельность;
  • развивать связную и доказательную речь;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

3Обучающие

  • актуализировать и систематизировать знания детей о таких понятиях, как трудиться, работать и зарабатывать;
  • формировать представления о возможностях детей работать и зарабатывать;
  • учить применять знания в различных жизненных ситуациях, в том числе к себе;
  • продолжать учить с помощью нетрадиционных материалов выражать приобретенные ранее навыки рисования.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
  2. Чтение и обсуждение пословиц о труде;
  3. Подбор дидактических игр по теме «Труд», «Профессии».

Методы и приемы:

Словесные – вопросы проблемного характера; беседа; анализ и обсуждение художественных произведений; объяснение; уточнение; диалог; художественное слово.

Практические – игра; продуктивная деятельность детей.

Наглядные – рассматривание иллюстраций; мультимедийная презентация.

Планируемый результат:

  • У детей сформированы первичные представления о финансовой грамотности дошкольника;
  • Дети инициативны и самостоятельны;
  • Дети устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы;
  • Дети знают о возможностях работать и зарабатывать, как взрослым, так и детям;
  • Дети применяют знания в различных жизненных ситуациях, применяют к себе;
  • Дети оценивают результат своей деятельности, выполняют взаимоконтроль, проявляют умения производить рефлексию своей деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Оборудование:

Наглядные: картины по профессиям, слайд с изображением иллюстратора, слайды с иллюстрациями к сказке «Про зайчика и медведя».

Музыкальные: аудиозапись П. И. Чайковский «Вальс цветов», аудиозапись Николая Носова «Первая рыбка».

Художественное слово: сказка «Про зайчика и медведя».

Оборудование: 3 мольберта, стулья по количеству детей, ноутбук, кастрюля, поварёшка, ложка, суповая тарелка, рыба, подносы по количеству детей, манка.

Учебно-методический комплект:

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников;
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С.;
  3. Занимательные финансы. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры для дошкольников». Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю.

Этапы

деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Организационный момент. Мотивация детей.

Дети входят в зал.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, куда мы с вами попали?

Кажется, что это выставочный зал. Как же много различных картин можно в нем увидеть. Например, посмотрите на картину, где изображен врач, лечащий ребенка. Или на ту, где парикмахер постригает женщину. Что еще вы видите?

Дети рассматривают картины, коротко рассказывают о том, что на них изображено.

- Что общего на всех этих картинах? Я с вами согласна, что на этих картинах люди трудятся или работают. Сегодня во всех залах этого выставочного зала представлены экспонаты на одну тему: о том, что значит трудиться и зарабатывать. 

А как по-вашему, дети, что значит работать?

Ответы детей.

- Работать означает находиться в действии, осуществлять какую-то деятельность, производя что-то.

- За хорошо выполненную работу человек получает деньги, похвалу и прочее. Другими словами, он зарабатывает вознаграждение за выполненную работу.

Стимулирует любознательность, развивает интерес детей. Мотивирует детей к предстоящей деятельности. Вводит в тему дальнейшей деятельности.

Поощряет детей к высказыванию.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Проявлен интерес, дети мотивированы к дальнейшей деятельности.  

2.Основной этап.

2.1 «Зал №1»

Цель –актуализировать и систематизировать знания детей о таких понятиях, как трудиться, работать и зарабатывать.

2.2 Физминутка «Потрудились-порезвились»

2.3 «Зал №2»

Цель -  формировать представления о возможностях детей работать и зарабатывать.

- Интересно было в этом зале рассматривать картины по профессиям людей. Хотелось бы вам посетить и другие залы?

Предлагаю пройти в зал иллюстратора сказок.

Дети проходят в зал иллюстратора.

В этом зале рассматривать иллюстрации удобнее сидя на стульях. Присядем?

Дети занимают места на стульях.

- Дети, а как вы думаете, кто такой иллюстратор? Иллюстратор – это человек, который рисует картины для сказок, рассказов, стихов. Рассматривая их можно рассказать сказку не читая ее. А еще картинки в книгах помогают живо представить описанные события. Хотелось бы вам посмотреть иллюстрации к сказке «Про зайчика и медведя»? Замечательно! И мне было бы интересно. Тогда я буду читать сказку, а вы сможете не только слушать, но и рассматривать иллюстрации к ней. Сказка:

«Бежал зайчик через мост, споткнулся о торчащую доску и чуть не упал. Он махнул лапой и подумал: «А! Пусть так будет. Буду я ещё время тратить и трудиться». Подумал и побежал дальше.

Следом за ним шёл медвежонок. Увидел он, что доска выпирает из моста и забеспокоился: «Так ведь кто-нибудь может и с моста в речку упасть и лапу сломать! Пойду скорее за молотком и гвоздями. Надо мост починить!» Вернулся медвежонок и починил мост».

- Как вы думаете, кто из зверей поступил правильно?

- Почему медвежонок решил потрудиться, не жалея своего времени и сил?

- Какое вознаграждение за свой труд может получить медвежонок?

Получается, что медвежонок получит приятное вознаграждение за хороший поступок.

- Как можно назвать поведение зайчика?

- А зайчик что-то заработал?

- Дети, а ведь слово заработать используется и в том случае, когда человек заслужил наказание за провинность, проступок и ому подобное. Согласны?

- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос: что заработал зайчик?

- На чьем месте хотелось бы оказаться вам: медвежонка или зайчика? Почему?

Мне бы тоже хотелось оказаться на месте медвежонка.

А как мы можем его поблагодарить? 

Физминутка «Потрудились – порезвились» под музыкальное сопровождение. Аудиозапись П. И. Чайковский «Вальс цветов».

Предлагаю вам представить, что вы будущие цветочки. Сейчас вы маленькие семена и вас сажают в землю (дети присаживаются).

Теперь вас поливают (необходимо показать, что детей поливают из лейки).

После этого семена начинают прорастать (все дети медленно и дружно встают).

Из ростка появляется бутон (вытягивая руки вверх).

Наши цветочки начали распускаться (расправлюсь руки над головой как бутон цветочка).

Ветерок подул, все цветочки колышутся (дети наклоняют руки в разные стороны).

- Какие вы все молодцы! Вот видите, мы потрудились, полили семена, а результатом стал прекрасный цветок, который мы, образно говоря, подарили медвежонку. Давайте похлопаем друг другу.

- Предлагаю пройти в следующий зал. Готовы?

Дети проходят в следующий зал.

- В этом зале находятся только экспонаты. Что ты видите?

Дети рассматривают экспонаты и видят кастрюлю, поварёшку, ложку, суповую тарелку, рыбу.

- Для чего все эти предметы? Как вы думаете?

Спасибо за ваше мнение. Предлагаю послушать рассказ Николая Носова «Первая рыбка» для того, чтобы понять для чего эти предметы показаны нам в этом зале. Присядем?

Аудиозапись Николая Носова «Первая рыбка»:

«Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ёрш жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка».

- Как вы думаете, чему радовался Юра?

- Гордился ли он тем, что смог потрудиться вместе со своей семьёй?

- Ребята, а вы помогаете своим родителям?

Ответы детей.

- А как вы думаете, важна ли даже «маленькая» помощь в большой семейной работе? 

Ответы детей.

- В этом зале у вас есть возможность нарисовать свою рыбку необычным способом: пальцем на манке. Приступим?

Дети рисуют рыбку на подносе с манкой.

- Какие разные и красивые рыбки у вас получились. Можете подойти и посмотреть друг у друга. Какие вы все молодцы!

- Дети, вы потрудились хорошо, рисуя своих рыбок. У вас получились очень интересные и разнообразные рисунки. И вы заработали похвалу! Молодцы!

Вводит детей в тему.

Поощряет к высказыванию.

Актуализирует и систематизирует знания детей по теме. Читает и обсуждает сказку с помощью серии логических вопросов по точке зрения детей.

Побуждает детей к выполнению физических упражнений.

Побуждает детей высказывать собственное мнение.

Побуждает, анализируя прочитанный рассказ, сопоставлять действия героев, выявлять факт и суть их поступков. Формирует понятия о возможности детей работать и зарабатывать.

Проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы,

выражают собственные мысли.

Дети получили знания о понятии трудиться, работать и зарабатывать.

Проведена физкультминутка.

Сформировано умение сопоставлять действия героев, выявлять факт и суть их поступков.

Под музыкальное сопровождение последовательно выполняют упражнение: остановка, подъем на носки, поворот головы влево, движение вперед (пять шагов), поворот головы вправо.

Рассуждают, высказывают свое мнение.  Анализируют прочитанный рассказ, выявляют его суть. Знакомятся с понятием о возможности детей работать и зарабатывать.

3.Рефлексия

Цель – побуждать детей к оценке собственной деятельности.

- Ребята, экскурсия по выставочному залу подошла к концу. Что новое вы сегодня узнали?

Кто может работать и зарабатывать?

Что человек может считать заработком?

Как вы можете работать и зарабатывать?

Что вам показалось трудным?

Побуждает детей к рассуждению, рефлексии собственной деятельности.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Проявляли способность обобщать.

4.Открытость

Цель – учить детей планировать свою предстоящую деятельность.

- С кем бы вы хотели поделиться тем, о чем узнали сегодня в выставочном зале?

О чем именно вы бы хотели рассказать?

Побуждает детей к рассуждению.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Планировали дальнейшую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....