«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
2слайд. Тема моей работы: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
3 слайд.
Актуальность личного вклада в развитие образования.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
4 слайд
Условия формирования личного вклада в развитие образования.
Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.
Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.
5 слайд.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования.
В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Вопросы привития навыков основ экологической культуры детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Е.А. Сидякиной, А.С. Макаренко, А.Д. Шатовой и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
6 слайд.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Евгений Аронович «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой Августы Алексеевны «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
7 слайд.
Цель и задачи педагогической деятельности.
Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: Формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой грамотности в условиях ДОО.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности, умение грамотно действовать в повседневной жизни.
2. Познакомить детей с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию.
3. Повысить компетентность родителей по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у дошкольников. Привлечь их к активному участию в воспитательно - образовательном процессе.
8 Слайд. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
9 слайд
Свою работу строила по следующим принципам:
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы детьми усваивали знания постепенно, в определённой системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
10 слайд Мониторинг
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по уровню сформированности финансовой грамотности у наших воспитанников.
Наблюдения показали, что дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели.
11 слайд
Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство родителей считают необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Дополнительно было принято решение провести для родителей консультацию «Финансовая грамотность дошкольников». Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
12 слайд
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
Уголок экономическому воспитанию, в которых имеются
- Центр художественной литературы: познавательная и художественная литература К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
- Лэпбук «Финансовая грамотность»
- Иллюстрации для рассматривания и обсуждения.
- Дидактические игры: «Куда уходят деньги», «Монополия», «Аукцион» и др.
- Плакаты: «Доходы и расходы», «Финансовая грамотность»
- Центр сюжетно-ролевой игры
- Макеты: банкомат «Сбербанк», «АЗС»
13 слайд
Лэпбук помогает закрепить тему и систематизировать полученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем помогает быстро вспомнить изученное
14 слайд
Игры «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы» знакомят детей с понятиями: бюджет, доход, расход. Из чего складывается семейный бюджет.
Настольно-печатные игры по экономике - лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.
Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.
Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги?» знакомит детей с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.
Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.
15 слайд Схема с детьми
16 слайд
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц Игоря Владимировича «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного гнома Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
17 слайд
В рамках работы по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе было проведено развлечение «Широкая ярмарка». На ярмарке дети играли, продавали, покупали, плясали. Осознали необходимость денег в жизни людей. В ходе развлечения дети получили знания о ярмарочных гуляниях на Руси.
18 слайд
была проведена Игра - квест «Азы финансовой грамотности»
Квест- современная образовательная технология, способствующая развитию свободной творческой личности, делает образовательный процесс более открытым и интересным. Ребятам необходимо выполнить 5 заданий, получить 5 фрагментов.
Данная работа заключается в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест - игр, где возможно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения старших воспитанников
19 слайд
Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
Смотрели мультфильмы: «Как старик корову продавал», «Сказка про лень», «Фиксики-деньги» и т.д.
20 Слайд
Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей предметно – пространственной среды в домашних условиях.
21 слайд
Для знакомства с трудом устраивали экскурсии: «Продуктовый магазин», «Пищеблок нашего детского сада», «Важная профессия – медсестра», «Безопасность нашего детского сада», «Ухоженная территория садика».
Провели беседа перед экскурсией.
- Почему говорят «продуктовый магазин»?
Поиграли в игру Игра «Полезные и вредные продукты».
По ходу следования к магазину, воспитатель называет улицы, по которым они идут. Обращает внимание на здания, которые встречаются по пути.
Перед входом в магазин, предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери), обращает внимание детей на территорию возле магазина (порядок, наличие урны для мусора).
22 слайд
Итоговый мониторинг показал, что у детей сформированы первоначальные представления об основах финансовой грамотности.
Дети познакомились с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию.
Повысилась компетентность родителей по экономическому воспитанию. Родители стали активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе.
Перспективы работы
Продолжать разрабатывать комплекты методического обеспечения для развития экономического образования дошкольников.
Продолжать взаимодействие с родителями и педагогами ДОО, по теме «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
23 слайд
За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила новые дидактические игры. Собрала картотеку экономических игр, которую использовала в режимных моментах. Изготовила лэпбук «Финансовая грамотность», которое содержит дидактические игры. Так же была разработана серия конспектов по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
24 слайд
Транслируемость.
Перед Вами транслируемость моего опыта.
25 слайд
Литература, которую я использовала в работе, вы видите на экране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-972346-1510959565.jpg)
Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218799-1581607176.jpg)
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-851603-1479497168.jpg)
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1154155-1564500887.jpg)
Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1116447-1550214477.jpg)
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678315-1443942013.jpg)
План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...