«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2слайд. Тема моей работы: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

3 слайд.

Актуальность личного вклада в развитие образования.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

4 слайд 

  Условия формирования личного вклада в развитие образования.

Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.

Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.

5 слайд.

 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования.

В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Вопросы привития навыков основ экологической культуры детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Е.А. Сидякиной, А.С. Макаренко, А.Д. Шатовой и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

6 слайд.

 Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Евгений Аронович «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой Августы Алексеевны «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

7 слайд.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: Формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой грамотности в условиях ДОО.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.

Задачи:

1.Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности, умение грамотно действовать в повседневной жизни.

2. Познакомить детей с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию.

3. Повысить компетентность родителей по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у дошкольников. Привлечь их к активному участию в воспитательно - образовательном процессе.

8 Слайд. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

 

9 слайд

Свою работу строила по следующим принципам:

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы детьми усваивали знания постепенно, в определённой системе;

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

10 слайд Мониторинг

 Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по уровню сформированности финансовой грамотности у наших воспитанников.

Наблюдения показали, что дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели.

11 слайд

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство родителей считают необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Дополнительно было принято решение провести для родителей консультацию «Финансовая грамотность дошкольников». Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

12 слайд

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:

Уголок экономическому воспитанию, в которых имеются

  • Центр художественной литературы: познавательная и художественная литература К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Лэпбук «Финансовая грамотность»
  • Иллюстрации для рассматривания и обсуждения.
  • Дидактические игры: «Куда уходят деньги», «Монополия», «Аукцион» и др.
  • Плакаты: «Доходы и расходы», «Финансовая грамотность»
  • Центр сюжетно-ролевой игры
  • Макеты: банкомат «Сбербанк», «АЗС»

13 слайд

Лэпбук помогает закрепить тему и систематизировать полученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем помогает быстро вспомнить изученное

14 слайд

Игры «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы» знакомят детей с понятиями: бюджет, доход, расход. Из чего складывается семейный бюджет. 

Настольно-печатные игры по экономике - лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам.

Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.

Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги?» знакомит детей с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.

Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

15 слайд Схема с детьми

16 слайд

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц Игоря Владимировича «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».

Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного гнома Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.

17 слайд

 В рамках работы по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе было проведено развлечение «Широкая ярмарка». На ярмарке дети играли, продавали, покупали, плясали. Осознали необходимость денег в жизни людей. В ходе развлечения дети получили знания о ярмарочных гуляниях на Руси.

18 слайд

была проведена Игра - квест «Азы финансовой грамотности»

Квест- современная образовательная технология, способствующая развитию свободной творческой личности, делает образовательный процесс более открытым и интересным. Ребятам необходимо выполнить 5 заданий, получить 5 фрагментов.

Данная работа заключается в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования квест - игр, где возможно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения старших воспитанников

19 слайд

Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

Смотрели мультфильмы: «Как старик корову продавал», «Сказка про лень», «Фиксики-деньги» и т.д.

20 Слайд

Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни. 

         Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

  • информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащенной развивающей предметно – пространственной среды в домашних условиях.

21 слайд

Для знакомства с трудом устраивали экскурсии: «Продуктовый магазин», «Пищеблок нашего детского сада», «Важная профессия – медсестра», «Безопасность нашего детского сада», «Ухоженная территория садика».

Провели беседа перед экскурсией.

- Почему говорят «продуктовый магазин»?

Поиграли в игру Игра «Полезные и вредные продукты».

По ходу следования к магазину, воспитатель называет улицы, по которым они идут. Обращает внимание на здания, которые встречаются по пути.
Перед входом в магазин, предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери), обращает внимание детей на территорию возле магазина (порядок, наличие урны для мусора).

22 слайд

Итоговый мониторинг показал, что у детей сформированы первоначальные представления об основах финансовой грамотности.

Дети познакомились с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию.

Повысилась компетентность родителей по экономическому воспитанию. Родители стали активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе.

Перспективы работы

Продолжать разрабатывать комплекты методического обеспечения для развития экономического образования дошкольников.

Продолжать взаимодействие с родителями и педагогами ДОО, по теме «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

23 слайд

За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок развития речи внесла новые книги, изготовила новые дидактические игры. Собрала картотеку экономических игр, которую использовала в режимных моментах. Изготовила лэпбук «Финансовая грамотность», которое содержит дидактические игры. Так же была разработана серия конспектов по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.

24 слайд

Транслируемость.

Перед Вами транслируемость моего опыта.

25 слайд

Литература, которую я использовала в работе, вы видите на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...