ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художественно-творческой деятельности каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.

Несмотря на социальный заказ общества, процесс воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности не получил должного научного обоснования. Отсутствие научно-обоснованных технологий этого процесса определил тему и цель исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка темы программы: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ  В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. В решении задач воспитания толерантного отношения особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. 

Необходимость воспитания толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, - слабо развитая  произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, Р. С. Буре).

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художественно-творческой деятельности каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.  

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». 

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстого, К. Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А. Г. Асмолова, М. П. Мчедлова, Г. У. Солдатовой, А. М. Кондакова, В. А. Лекторского, М. Б. Хомякова, Л. М. Дробижевой, Е. К. Быстрицкого, М. А. Джерелиевской, В. Ф. Петренко, В. А. Васильева, и др. Идеи толерантности встречаются в работах педагогов-новаторов, таких, как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. И. Лысенковой, В. Ф. Шаталова.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности не получил

должного научного обоснования, несмотря на социальный заказ общества.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования воспитания толерантного отношения  детей дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности и отсутствие научно-обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования.

 Цель исследования состоит в определении оптимальных педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности.

Объект: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности.

Гипотеза заключается в предположении о том, что воспитание толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности будет проходить наиболее успешно если:

- сущностными характеристиками толерантности считать такие качества личности ребенка дошкольного возраста как единство с другими или открытость другим людям, забота о другом человеке и справедливость в отношениях между людьми;

- дошкольникам будут предоставлены эталоны понимания и принятия одним человеком другого человека  в двух формах эстетической деятельности детей: восприятии искусства и создании художественного продукта;

- методами и приемами, способствующими воспитанию толерантного отношения у старших дошкольников на занятиях будут являться: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога.

Задачи исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;

- изучение особенностей воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности;

- обосновать условия воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в воспитательной среде дошкольного учреждения;

- разработать программу воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Толерантность от латинского означает терпение.  

Толерантность – это совокупность тех качеств личности, которые позволяют избежать конфликтов в различных ситуациях, понять и принять других людей, жить и развиваться в коллективе как личность.

        В большом толковом психологическом словаре дается двойственное понимание толерантности. Эта двойственность проявляется в его активном и пассивном характере.

В первом Толерантность в позитивном смысле предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим — овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Во втором случае пассивному характеру толерантности свойственно конформное поведение т.е слепое следование человека за чужим мнением, которые господствуют в данном обществе или в данной группе, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей. 

В данном исследовании мы опирались на первую точку зрения.         Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира,

На основе учета объективных закономерностей развития психологических механизмов у ребенка, с учетом поэтапности процесса формирования картины его мира можно выстроить логику воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста и реализовать ее в последовательности этапов соответствующим образом ориентированного и нацеленного воспитательного процесса.

Первый этап – информационно-познавательный.

Второй этап – аффективный, т.е. эмоционально-волевой.

Третий этап – мотивоционно-поведенческий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МАДОУ «Д/С №94» г.о.Саранск в эксперементе учавствовали дети ст. гр. № 5 в количестве 25 человек, возраст детей 5-6 лет. работа проведена в 3 этапа.

1 этап – констатирующий эксперимент, 2 этап – формирующий эксперимент, 3 этап – контрольный срез.

Целью проведения констатирующего этапа исследования являлось определение уровня сформированности толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам.

Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать методики констатирующего типа, позволяющие определить уровень сформированности толерантного отношения дошкольников друг к другу по каждому критерию.

2. Провести констатирующие срезы.

3. Произвести анализ полученных результатов.

Исходя из сущности понятий «толерантность» и «отношение», а также опираясь на возрастные особенности проявления толерантного отношения у дошкольников, нами были выделены следующие критерии сформированности толерантного отношения старших дошкольников друг к другу:

- «Единство с Другими»;( определялся по адаптированной к данному исследованию методике Я. Л. Коломинского «Выбор в действии». У Я. Л. Коломинского была заимствована идея «выбора» и принятия детьми:  — только себя; — себя и своих друзей;  — всех сверстников.

Данная методика была необходима для изучения уровня принятия или непринятия дошкольниками своих сверстников. Методика позволила выявить, кого данный ребенок принимает таким, какой он есть: всех детей группы, только своих друзей, некоторых детей группы с позиции выгоды для себя или не принимает никого из детей группы, кроме самого себя.

Для определения уровня сформированное «единства с Другими» детям предлагалось следующее задание: слепить из пластилина помидор. После завершения работы с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа. Ребенок находил свой помидор и опускал его в корзинку. Ему задавался следующий вопрос: «Чьи помидоры ты хотел бы положить рядом со своим в корзинку?». После того как ребенок положил в корзинку помидоры других детей или другого ребенка, ему задавали следующий вопрос: «Почему ты положил в корзинку помидоры именно этих детей или именно этого ребенка?» В ходе ответа на вопрос выяснялась причина конкретного решения поставленной задачи данным ребенком.

- «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику»; определялся с помощью методики, дающей возможность наблюдать за взаимоотношениями детей в продуктивной деятельности. Этот метод дает возможность зафиксировать интерес к действиям «Другого», реакции на его успехи и неудачи, а также способность к просоциальным действиям. Через различную совместную деятельность детей –дошкольников, определенным образом организованную, можно, во–первых, изучать особенности взаимоотношений детей, во–вторых, оказывать положительное влияние на их субъектные предпочтения.

-  «Равноправие между детьми».

Каждый критерий определялся по четырем уровням и оценивался в баллах: высокий уровень — 3 балла, средний — 2 балла, относительно низкий — 1 балл, низкий уровень — 0 баллов.

Выявление количественных характеристик позволило определить низкий, относительно низкий, средний и высокий уровни сформированности толерантного отношения у старших дошкольников.

По критерию «единство с Другими» высокий уровень предполагает принятие ребенком всех сверстников. По критерию «равноправие между детьми» - восприятие сверстников как самого себя и положительное оценивание их действий. По критерию «готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» - выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.

По критерию «единство с Другими» дети со средним уровнем сформированности толерантного отношения демонстрируют принятие только своих друзей. По критерию «равноправие между детьми» - восприятие своих друзей как самого себя, положительное оценивание действий своих друзей и нейтральное отношение к действиям остальных детей. По критерию «готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» - оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях по просьбе воспитателя без проявления при этом сочувствия.

По критерию «единство с Другими» дети, имеющие относительно низкий уровень сформированности толерантного отношения, обнаруживают принятие других детей с позиции выгоды для себя. По критерию «равноправие между детьми» - восприятие своих друзей как самого себя, а остальных детей как «Других», положительное оценивание действий своих друзей при отрицательном оценивании действий остальных сверстников. По критерию «готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» - оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях с целью демонстрации своего превосходства.

По критерию «единство с Другими» дети с низким уровнем сформированности толерантного отношения демонстрируют непринятие всех сверстников. По критерию «равноправие между детьми» - восприятие всех детей как «Других», отрицательное оценивание действий сверстников. По критерию «готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» - отсутствие сочувствия к действиям сверстника при его затруднениях, нежелание оказывать вербальную или практическую помощь при осуждении его действий.

1. Толерантное отношение не сформировано (если сумма баллов по всем показателям составляет от 0 до 2);

2. Толерантное отношение сформировано на относительно низком уровне (если сумма баллов по всем показателям составляет от 3 до 5 баллов);

3. Толерантное отношение сформировано на среднем уровне (если сумма баллов по всем показателям составляет 6-7 баллов);

4. Толерантное отношение сформировано на высоком уровне (если сумма баллов по всем показателям составляет 8-9 баллов).

Констатирующий этап эксперимента выявил необходимость воспитания у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения друг к другу. Это обусловлено наличием низкого (24%) и относительно низкого (44%) уровней сформированности толерантного отношения у детей, ср.(32%)а также отсутствием высокого уровня.

Формирующий этап.

Процесс и результат художественно-творческой деятельности это способ познания мира и средство эмоционального выражения чувств.

Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.  Совместное творчество детей открывает новые возможности для сближения, для воспитания терпимого отношения к окружающим.

Микроклимат изостудии формирует у участников коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

  • Содержание воспитания толерантного отношения у дошкольников  было представлено в программе «Изостудия», которая реализовывалась в специально организованных интегрированных занятиях.

Цель программы. Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека.

Задачи программы

1. Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.

2. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой совместной деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к действительности детей.

4. Общение детей, педагогов через художественно-творческую деятельность.

5. Создание дружелюбного партнерства между детьми.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам «Изобразительное искусство», «Познавательное развитие» и интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат

  • В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются творческие возможности дошкольников, формируется толерантное сознание.

Программа по художественно-творческой деятельности дошкольников базируется на следующих программах:

•        О.А. Белобрыкина «Маленькие художники или на пути к творчеству».

•        С.К. Кожохина «Путешествие в мир искусства».

•        М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина «Навстречу друг другу».

Занятие проводились два раза в неделю, продолжительность 20-25 минут (время варьируется от степени подготовки участников к сложности решаемых задач). В формирующем эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста все 25 человек

Занятия по воспитанию толерантного отношения к сверстникам в представленные в программе «Изостудия», проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день.

Программа реализовывалась преимущественно в форме интегрированных занятий разных видов художественной деятельности,  и  строилась не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Например, занятие «Космические просторы» включало лепку, рисование, аппликацию. Дети были активны, заинтересованы, в нужный момент оказывали взаимопомощь товарищу, но с подсказки взрослого. Дети принимали других детей группы в основном не с позиции выгоды для себя, а с позиции мы делаем общее дело.

Данный комплекс базировался на взаимосвязи двух форм эстетической деятельности ребенка: восприятия искусства и создания художественного продукта.

Контрольный срез на итоговом этапе экспериментальной работы показал, что из 25 детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании, имеют высокий уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам 5 детей (20%), средний – 18 (72%), 2 (8%) ребенка - с относительно низким уровнем , низкий уровень отсутствует.

Заключительный этап экспериментальной работы выявил успешность воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Последовательное решение задач по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам на интегрированных  занятиях положительно повлияло на повышение уровня сформированности толерантного отношения у детей друг к другу., Динамика была достигнута благодаря тому, что образовательная деятельность проводилась в системе, использовались разные технологии, приёмы и методы работы, проводилась индивидуальная работа с детьми.  

ВЫВОДЫ

Исходя из сущности понятий «толерантность» и «отношение», а также опираясь на возрастные особенности проявления толерантного отношения у дошкольников, нами были выделены следующие показатели сформированности толерантного отношения старших дошкольников друг к другу:

— «Единство с Другими»;

— «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику»;

— «Равноправие между детьми».

Процесс воспитания толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в художественно-творческой деятельности, будет проходить наиболее успешно если:

- сущностными характеристиками толерантности считать такие качества личности ребенка дошкольного возраста как единство с другими или открытость другим людям, забота о другом человеке и справедливость в отношениях между людьми;

- дошкольникам будут предоставлены эталоны понимания и принятия одним человеком другого человека в двух формах эстетической деятельности детей: восприятии искусства и создании художественного продукта;

- методами и приемами, способствующими воспитанию толерантного отношения у старших дошкольников, на занятиях будут являться: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога.

Воспитание толерантного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения, чему посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, К. Флейк–Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин и др.). Формированию взаимоотношений детей в детском саду и семье посвящены работы В. К. Котырло. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми, формируются коллективистские отношения (Д. В. Менджерицкая, P. A. Иванкова, Р. И. Жуковская, А. П. Усова). Влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада рассматривается Л. Д. Бухтиаровой, A. A. Рояк. 

Однако вопрос воспитания именно толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в дошкольной педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности у дошкольников – в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Аспект пресс, 2002. – 251 с.

2.        Алмазов, Б. Н. Становление личности и средовая адаптация /           Б. Н. Алмазов // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. – 101 с.

3.        Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Г. Ананьев // Психология личности // сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Универс групп, 1999. –Т.2. – С. 90 - 94.

4.        Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. -  СПб. :  «Эго», 2008. – 791 с.

5.        Асмолов,  А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов // «Мемориал»: вестник Ленинградского общества. М., 2001, –№ 24. – С. 134-140.

6.        Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности /                     Г. Л. Бардиер. - СПб. : СПбГУ,  2005. – 120 с.

7.        Безюлева,  Г. В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. -   М. : Московский психолого-социальный ин-т., 2005. – 152 с.

8.        Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М. : Издательский центр «Академия»,  2007. – 240 с.

9.        Воробьева,  Д. И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д. И. Воробьева. - 3-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 144 с.

10.        Воробьёва, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. 2-е изд., доп. / О. Я. Воробьева. - М. : Глобус, Волгоград: Панорама,  2007. – 96 с.

11.        Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 144 с.

12.        Галицких,  Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М. : Академический Проект, 2004. – 376 с.

13.        Гегель,  Г. В. Работы разных лет / Г. В. Гегель. -  М. : Дрофа, 2000. – 574 с.

14.        Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования  / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. –С. 3-12.

15.        Глебова,  С. В. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей /                     С. В. Глебова.  – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

16.        Глебкин,  В. В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO TN-TELLIGENTS // На пути к толерантному сознанию / под ред. Асмолова Л.Г. – М., 2000. – С. 43-51.

17.        Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие / И. С. Гриченко. – М. : УЦ Перспектива, 2008. - 96с.

18.        Гуров,  В. Н. Социальная работа школы с семьей / В. Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2002. –192с.

19.        Гуров,  В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.

20.        Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / под ред. Л. А. Баландина. – Ростов н / Д: «Феникс», 2005. – 288 с.

21.        Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / автор сост. Глебова          С. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111с.

22.        Дударев,  М. И., Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: методическое пособие / М. И. Дударев,         И. Ю. Демьянюк , Д. И. Полторак.  – М. : Вентана-Граф, 2007. – 192 с.

23.        Емельянов, Б. В. От института толерантности к уральскому межрегиональному институту общественных наук // Известия Уральского государственного университета / Б. В. Емельянов. – Екатеринбург, 2003. № 25. – С.72-81.

24.        Епанчин, П. М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма / П. М. Епанчик. – М. : Образование, 2003. –  №9. – С. 110–116.

25.        Зацепина,  М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика Синтез, 2006. – 64 с.

26.        Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 144с.

27.        Захарова, С. Н. Праздники в детском саду / С. Н. Захарова. – М. : Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

28.        Золотухин, В. М. Толерантность как проблема философской антропологии / Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. – Екатеринбург, 2004. – 45 с.

29.        Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. -  М. : ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

30.        Ильченко, Л. П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края / Этнопедаго-гика: Проблемы обучения и воспитания. СПб, 2004. – Вып.З. – С. 20–57.

31.        Ильченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности /         Л. Ильченко // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 20-24.

32.        Кожурина, Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость / Л. В. Кожухина // Первое сентября. –  М., 2004. – Вып. 53. – С. 20–34.

33.        Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128с.

34.        Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности /             Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический Проект, 2004. –176с.

35.        Клепцова, Е. Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям // Дошкольное воспитание / Е. Ю. Клепцова. – №4, 2007. – С. 92-96.

36.        Куликовская, И. Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое сообщество России. 2004. –160с.

37.        Крехалева, В. Воспитание любви к родному краю / В. Крехалева // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11. – С. 42–46.

38.        Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: методическое пособие для учителя / под ред. Прутченкова А. С. М. : АПК и ПРО, 2003. – 56с.

39.        Лобашов, В. Д. Толерантность учебного процесса // Образование в современной школе / В. Д. Лобашов. – М., 2005. –№6. – С. 43-50.

40.        Марченко, Г.Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста /Г.Б. Марченко //Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. – №1. – С. 101–105.

41.        Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. – М.: Творческий центр, 2007. – 125 с.

42.        Методические рекомендации к «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. – М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 400 с.

43.        Миронова, Г. В. Проблемы этнокультурного образования в современном обществе / Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. М., 2002. – С. 67-69.

44.        Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори М. : Астрель, 2006. – 351 с.

45.        Морозов, Н. В. О формировании толерантного поведения учащихся // Преподавание истории в школе / Н. В. Морозов . – 2005. – №9. –  С. 95-98.

46.        Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Мудрик. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. –304 с.

47.        Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику /                        А. В. Мудрик. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. –185 с.

48.        Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду /                 В. И. Петрова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.

49.        Педагогический словарь. Коджаспирский Г.М. slovo.yaxy.ru

50.        Пределы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Пределы толерантности в современном обществе 2003» / под ред. И. Л. Первовой, В. В. Козловского. -СПб. : СПбГУ, 2003. – 248 с.

51.        Психология и педагогика толерантности: уч. пособие. М. : Академический Проект, 2004. – 176 с.

52.        Психология человека от рождения до смерти / под ред.                       А. А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК,  2006. – 651с.

53.        Психодиагностика толерантности личности / под ред.                      Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М. : Смысл, 2008. – 172с.

54.        Риэрдон, Б. Э. Толерантность дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. –          М. : Бонфи, 2001. –304с.

55.        Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006. – 72с.

56.        Ситаров, В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для пед. ВУЗов / В. А. Ситаров. – М. : Академия, 2000. – 211с.

57.        Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности личности / Солдатова, Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А.  – М. : Смысл, – 2008. – 172 с.

58.        Тетенова, А. Мы сильны, когда все вместе!: [опыт проведения праздника для детей подгот. к шк. группы «Все народы в гости к нам!»] /           А. Тетенова //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9.

59.        Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. - СПб.: СПбУКИ, 2007. - 195с.

60.        Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч.-метод.ст. 2-е изд., - М.: Издательство Московского психологосо-циального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

61.        Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2006. – 128 с.

62.         Я познаю мир: Праздники народов мира: дет. энцикл. / авт.-сост. И. Полянская, Н. Ионина. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. –476 с.

Приложение

Воспитание толерантного отношения друг к другу у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Мы разные, но мы - дружные»

Цели: Создание доброжелательного и  конструктивного взаимодействия между детьми, развитие коммуникативных качеств детей, их мышление.

Задачи:

1) Учить доброжелательно относиться  друг к другу.

2) Побуждать к положительным эмоциям  через ласковые, добрые слова.

3) Расширить и закрепить представление детей о доброте.

4) Пополнить и активизировать словарь детей словами «дружные», «друзья», «доброта души», «уважение», «терпение», «щедрость», «согласие», «мир».

5) Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности, коллективизма.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический

Приёмы: Художественное слово, пальчиковая гимнастика, беседа, физкультминутка.

Оборудование: Аудиозапись М. И. Шаинский «Песенка о дружбе», ромашка (с добрыми словами).

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь. И поговорим мы с вами сегодня про один серьезный и очень нужный праздник.

Воспитатель:

- Все люди на земле хотят жить в мире, любви, уважении, согласии друг с другом. Поэтому, все должны стараться делать добрые дела.

Мы сегодня с вами будем говорить об очень важных вещах в жизни каждого человека, которые делают его счастливым.

Это уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, доброта, щедрость, терпимость и умение помочь другому.

И чтобы люди помнили об этих добрых словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают, как международный день толерантности. Давайте с вами разберёмся, что же означает это слово – толерантность. Что же это такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Вот смотрите, у меня в руках ромашка. А в средине этого цветка написано слово – «толерантность». А на лепестках давайте прикрепим добрые, ласковые слова. И это будут слова.

Ответы детей – «доброта», «уважение», «терпение», «дружба», «друзья», (дети по очереди называют добрые слова и крепят их к лепесткам ромашки).

Воспитатель:

- Вы сегодня пришли все такие праздничные, девочки с красивыми бантиками и в нарядных платьицах, мальчики наши торжественные какие.

Я попрошу, встаньте, пожалуйста, дети с тёмными волосами, а теперь у кого светлые волосы. Дети, подумайте и скажите. Какие мы?

Ответы детей:

- Все мы разные.

Воспитатель:

- Правильно. Все мы разные. Но мы вместе!

Все мы с вами ходим в один сад, одну группу, отмечаем все дни рождения, праздники. Ребята, а кто из вас помнит стихотворение С. М. Михалкова «Мы разные».

(дети читают стихотворение по очереди).

На огромной, на планете, очень разные есть дети

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом не велик, кто – то слабый ученик,

У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки,

Кто – то рыж, а кто – то бел, кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить!

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить

И тогда на белом свете, так чудесно будет жить! Дети, давайте подумаем и скажем о чём это стихотворение? Ответы детей: - О разных детях. О том, что ни над кем нельзя смеяться. Что никого нельзя дразнить. О том, что нужно со всеми дружить.

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

Мы тихонько с вами встали (дети встают со стульчиков)

Ножками потопали (делают три шага на месте)

Ручками похлопали (дети делают три хлопка)

Повернулись и присели (делают поворот)

И тихонько снова сели (садятся на стульчики).

Воспитатель:

Давайте сделаем так, я буду задавать вам вопросы, и если вы так поступаете, как послушные, умные детки, то есть - толерантные детки - вы хлопаете, а если так поступает не толерантный человек - вы хмуритесь и топаете. Договорились? Начинаем. Слушайте внимательно.

Воспитатель:

- Вы дома помогаете родителям? (дети хлопают).

- Бегаете по группе, сбивая всех с ног? (хмурятся и топают).

- Говорите «спасибо» после еды? (хлопают).

- Дразните друзей обидными словами? (топают).

- Говорите «здравствуйте» при встрече? (хлопают).

- На прощание говорите «до свидания»? (хлопают).

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Вы справились и с этим заданием. Подумайте и скажите. Как нужно вести себя со старшими, со сверстниками в группе?

Ответы детей: - Никого не обижать. Не брать чужого без спроса. Быть добрым, вежливым, не жадным. Слушаться старших.

Воспитатель:

- Молодцы! Мы с вами будем выполнять все эти правила и нам будет хорошо в нашей группе. И мы с вами с удовольствием будем приходить в наш детский сад.

Устали? Давайте мы с вами поразминаем наши пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(дети разводят руками и показывают друг на друга)

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

(смотрят каждый на пальцы своих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – будут пальчики играть

(показывают поочерёдно пальцы, считают и крутят над головой).

Воспитатель:

Молодцы. Ребята, к нам в группу, рано утром приходила волшебная фея, принесла письмо и попросила его зачитать вам. Слушайте внимательно. (воспитатель открывает конверт, достаёт картинку, зачитывает письмо).

Воспитатель:

- Аня, заходила в группу и прищемила пальчик. Она стала плакать, ей очень больно. Дети, подскажите, пожалуйста, как можно утешить девочку? Что ей нужно сказать? Какие ласковые слова?

Ответы детей: - Анечка не плачь. Давай я тебя пожалею….

Воспитатель:

Вася принёс в группу машинку, но ребятам играть не даёт. Он всё время говорит – «Не дам! Моя машинка». Правильно ли поступает мальчик? Что нужно сделать?

Ответы детей: - Нельзя жадничать. Нужно делиться игрушками. Дать посмотреть и поиграть.

Воспитатель:

- А вот ещё один вопрос. Серёжа с Мишей взяли один мяч. Но никто не хотел уступать. Серёжа стал пинать мяч, но ударил Мишу по руке. Мише стало больно, он заплакал, обиделся, и ушёл от Серёжи. Как можно помирить двух друзей? Какие слова должен сказать Серёжа Мише?

Ответы детей: - Извини, пожалуйста, я больше так не буду. Поиграть в «мирилку». (Дети находят пару, берутся за мизинчик друг друга и все вместе повторяют слова «мирилки»).

Мирилка:

_ Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,

А если будешь драться, я буду - кусаться,

А кусаться не причём, буду драться кирпичом,

А кирпич сломается - дружба начинается.

Ребята, понравилось вам наше путешествие в мир толерантности? А что именно тебе понравилось? Какие новые слова вы узнали, их значение? Что значит в мире жить? Что вы узнали нового? Мы сегодня с вами научились быть добрыми, терпеливыми, дружными, а одним словом – толерантными. Давайте будем любить друг друга, уважать и понимать.

Пришло время сказать до свидания. До новых встреч. (звучит песня о дружбе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур

  Данная статья предназначена для педагогов дошкольных  и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в  современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...