Главные вкладки

    Проект «Масляная неделя. День за днем»
    проект на тему

    Проект «Масляная неделя. День за днем»

     

     Автор  -  музыкальный руководитель  1 квалификационной категории Иванова Юлия Владимировна, МДОУ «Детский сад №2» г.Торопца, Тверской области.

     

    Вид проекта:

    Краткосрочный (декабрь – февраль)

    Участники проекта:

    Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

    Постановка проблемы

     Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

    Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    ·        утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; 

    ·        забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

    Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

     Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

    Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И  созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и  расширить знания  детей о  истории праздника  - Масленица.

    Линия развития личности:

    1. Социальное развитие -  общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

    2. познавательное развитие формирование  интереса детей  к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным  костюмом.

    3. Эстетическое развитие  - формирования эстетического отношения к миру,  художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).

    4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

    Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.

    Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

    Задачи:

    1.Пробудить интерес к истории и культуре России.

    2. Способствовать развитию познавательной активности,  любознательности.

    3.  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

    4.  Знакомить детей с народными танцами, хороводами,  песнями  и включать их в детскую жизнь,

    5. Привлечь  родителей к  сотрудничеству в  работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.

     

    Дидактические задачи:

    1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.

    2. Учить бережно относится  к народным традициям  и обычаям.  Приучать активно, участвовать в проведении праздников.

    3. Вызывать эмоциональное отношение к  праздникам, приобщать  детей к всенародному веселью.

    Этапы реализации проекта

      1. Организационно-подготовительный

    ·        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

    ·        Определение цели и задач проекта;

    ·        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

    ·        Составление тематического планирования мероприятий;

    2. Основной

    ·        Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

    ·        Работа в режиме традиционной   деятельности.

    3. Заключительный

    ·        Обобщение результатов работы;

    ·        Анализ деятельности;

    ·        Презентация проекта;

    Ход реализации проекта:

     

    Месяц

     

    Вид деятельности

    Реализация

    Задачи

                    Декабрь

     

     

     

     

          Познавательно- практическая

     

    Беседа с детьми:

    «История праздника Масленицы» рассказ педагога

    Приложение 1

     

    Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники.

    Обогатить знания детей о народных праздниках.

    Изготовление пособий к  празднику.

    Приучать детей трудится в коллективе.

     

    Разучивание танцев, закличек.

    Обогащать музыкальный репертуар.

     

     


    Январь

     

     

     

    Игровая.

    Развлечение.

    Работа с родителями.

     

    Разучить народные подвижные игры.

    Приложение 2

    Формировать потребность в двигательной  активности.

    Спортивный праздник

    « Забавы Бабы Яги». Приложение 3

    Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице

    Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы.

    Совершенствовать взаимодействия родителей и детей.

     

    Февраль.

     

     

    Познавательно- практическая.

     

    Беседа о фольклорном празднике

     «Широкая Масленица – день за днем».

    Приложение 4

    Расширять представления о народных праздниках

    Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5

     

    Привлечь детей  и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции.

    Инсценировка игровых песен и хороводов.

     

    Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки.

     

     

     

    Игровая – творческая.

     

    Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы».

    Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах.

     

    Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях.

     

     

    Развлечение

    Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица»

    Приложение 6

     

     

     

    Знать и использовать устное народное творчество

    в повседневной жизни.

     

     

    Работа с родителями

    Изготовление атрибутов и костюмов к празднику  «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы.

     

    Привлечь родителей к посильной помощи в  изготовлении костюмов и   проведении  праздника.

    Механизмы реализации

    Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

    1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

    2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

    3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

    4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.

    Характерные особенности проекта:

    1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

    2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

    3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

    Ожидаемые результаты

    1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям россиян.

    2.Развитие познавательной активности,  любознательности.

    3.Сформированность чувств национального достоинства.

    4. Активное сотрудничество родителей .

    5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»

    Методическая литература:

    1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г

    2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

    3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.

    4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx25.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Масляная неделя. День за днем» 

     Авторы  -  музыкальные руководители:

    Иванова Ю.В.

    Терентьева Н.Н

    Вид проекта: 

    Краткосрочный (декабрь – февраль)

    Участники проекта: 

    Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

    Постановка проблемы

     Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

    Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    ·        утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; 

    ·        забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

    Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

     Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

    Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И  созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и  расширить знания  детей о  истории праздника  - Масленица.

    Линия развития личности:

    1. Социальное развитие -  общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

    2. познавательное развитие формирование  интереса детей  к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным  костюмом.

    3. Эстетическое развитие  - формирования эстетического отношения к миру,  художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).

    4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

    Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.

    Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

    Задачи: 

    1.Пробудить интерес к истории и культуре России.

    2. Способствовать развитию познавательной активности,  любознательности.

    3.  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

    4.  Знакомить детей с народными танцами, хороводами,  песнями  и включать их в детскую жизнь,

    5. Привлечь  родителей к  сотрудничеству в  работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.

    Дидактические задачи:

    1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.

    2. Учить бережно относится  к народным традициям  и обычаям.  Приучать активно, участвовать в проведении праздников.

    3. Вызывать эмоциональное отношение к  праздникам, приобщать  детей к всенародному веселью.

    Этапы реализации проекта

      1. Организационно-подготовительный 

    ·        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

    ·        Определение цели и задач проекта;

    ·        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

    ·        Составление тематического планирования мероприятий;

    2. Основной

    ·        Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

    ·        Работа в режиме традиционной   деятельности.

    3. Заключительный

    ·        Обобщение результатов работы;

    ·        Анализ деятельности;

    ·        Презентация проекта;

    Ход реализации проекта:

    Месяц

    Вид деятельности

    Реализация

    Задачи

                    Декабрь

          Познавательно- практическая

    Беседа с детьми:

    «История праздника Масленицы» рассказ педагога

    Приложение 1

    Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники.

    Обогатить знания детей о народных праздниках.

    Изготовление пособий к  празднику.

    Приучать детей трудится в коллективе.

    Разучивание танцев, закличек.

    Обогащать музыкальный репертуар.


    Январь

     

    Игровая.

    Развлечение.

    Работа с родителями.

    Разучить народные подвижные игры.

    Приложение 2

    Формировать потребность в двигательной  активности.

    Спортивный праздник

    « Забавы Бабы Яги». Приложение 3

    Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице

    Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы.

    Совершенствовать взаимодействия родителей и детей.

    Февраль.

    Познавательно- практическая.

    Беседа о фольклорном празднике

     «Широкая Масленица – день за днем».

    Приложение 4

    Расширять представления о народных праздниках

    Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5

    Привлечь детей  и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции.

    Инсценировка игровых песен и хороводов.

    Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки.

     

    Игровая – творческая.

    Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы».

    Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах.

    Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях.

    Развлечение

    Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица»

    Приложение 6

    Знать и использовать устное народное творчество

    в повседневной жизни.

    Работа с родителями

    Изготовление атрибутов и костюмов к празднику  «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы.

    Привлечь родителей к посильной помощи в  изготовлении костюмов и   проведении  праздника.

    Механизмы реализации

    Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

    1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

    2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

    3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

    4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.


    Характерные особенности проекта:

    1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

    2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

    3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

    Ожидаемые результаты

    1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям россиян.

    2.Развитие познавательной активности,  любознательности.

    3.Сформированность чувств национального достоинства.

    4. Активное сотрудничество родителей .

    5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»

    Методическая литература:

    1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г

    2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

    3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.

    4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социальному миру в подготовительно к школе группе Этикет и ситуации общения: «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»...

    Музыкальное развлечение для дошкольников: "Дни масляной недели".

    Интересное мероприятие для детей. Основная идея - сохранение русских народных традиций....

    Проект "Мы играем день за днем, мир активно познаем"

    Проект для детей второй младшей группы  с использованием Лего-конструктора...

    Проект "Как на Масляной неделе"

    Предлагаю вам ознакомиться с описанием проекта, проводимого в ДОУ в честь праздника Масленицы. Данный проект направлен на развитие у дошкольников знаний о культуре и традициях русского народа. Дополни...

    проект "Как на Масляной неделе"

    Краткосрочный проект по ознакомлению детей с русскими народными традициями....

    Краткосрочный проект для детей, родителей и педагогов ДОУ "Как на Масляной неделе..." (С участием учреждений культуры поселка и социальными партнерами ДОУ)

    Вовлечение в реализацию проекта всех педагогов ДОУ, детей родителей, специалистов учреждений культуры и спорта, социальных партнеров ДОУ. Использовать интерактивные методы для привлечения родите...