Проект «Масляная неделя. День за днем»
проект на тему

Проект «Масляная неделя. День за днем»

 

 Автор  -  музыкальный руководитель  1 квалификационной категории Иванова Юлия Владимировна, МДОУ «Детский сад №2» г.Торопца, Тверской области.

 

Вид проекта:

Краткосрочный (декабрь – февраль)

Участники проекта:

Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

Постановка проблемы

 Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

·        утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; 

·        забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

 Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И  созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и  расширить знания  детей о  истории праздника  - Масленица.

Линия развития личности:

1. Социальное развитие -  общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

2. познавательное развитие формирование  интереса детей  к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным  костюмом.

3. Эстетическое развитие  - формирования эстетического отношения к миру,  художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).

4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

1.Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной активности,  любознательности.

3.  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

4.  Знакомить детей с народными танцами, хороводами,  песнями  и включать их в детскую жизнь,

5. Привлечь  родителей к  сотрудничеству в  работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.

 

Дидактические задачи:

1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.

2. Учить бережно относится  к народным традициям  и обычаям.  Приучать активно, участвовать в проведении праздников.

3. Вызывать эмоциональное отношение к  праздникам, приобщать  детей к всенародному веселью.

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

·        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

·        Определение цели и задач проекта;

·        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

·        Составление тематического планирования мероприятий;

2. Основной

·        Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

·        Работа в режиме традиционной   деятельности.

3. Заключительный

·        Обобщение результатов работы;

·        Анализ деятельности;

·        Презентация проекта;

Ход реализации проекта:

 

Месяц

 

Вид деятельности

Реализация

Задачи

                Декабрь

 

 

 

 

      Познавательно- практическая

 

Беседа с детьми:

«История праздника Масленицы» рассказ педагога

Приложение 1

 

Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники.

Обогатить знания детей о народных праздниках.

Изготовление пособий к  празднику.

Приучать детей трудится в коллективе.

 

Разучивание танцев, закличек.

Обогащать музыкальный репертуар.

 

 


Январь

 

 

 

Игровая.

Развлечение.

Работа с родителями.

 

Разучить народные подвижные игры.

Приложение 2

Формировать потребность в двигательной  активности.

Спортивный праздник

« Забавы Бабы Яги». Приложение 3

Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице

Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы.

Совершенствовать взаимодействия родителей и детей.

 

Февраль.

 

 

Познавательно- практическая.

 

Беседа о фольклорном празднике

 «Широкая Масленица – день за днем».

Приложение 4

Расширять представления о народных праздниках

Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5

 

Привлечь детей  и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции.

Инсценировка игровых песен и хороводов.

 

Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки.

 

 

 

Игровая – творческая.

 

Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы».

Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах.

 

Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях.

 

 

Развлечение

Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица»

Приложение 6

 

 

 

Знать и использовать устное народное творчество

в повседневной жизни.

 

 

Работа с родителями

Изготовление атрибутов и костюмов к празднику  «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы.

 

Привлечь родителей к посильной помощи в  изготовлении костюмов и   проведении  праздника.

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.

Характерные особенности проекта:

1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

Ожидаемые результаты

1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям россиян.

2.Развитие познавательной активности,  любознательности.

3.Сформированность чувств национального достоинства.

4. Активное сотрудничество родителей .

5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»

Методическая литература:

1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г

2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Масляная неделя. День за днем» 

 Авторы  -  музыкальные руководители:

Иванова Ю.В.

Терентьева Н.Н

Вид проекта: 

Краткосрочный (декабрь – февраль)

Участники проекта: 

Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

Постановка проблемы

 Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

·        утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; 

·        забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

 Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И  созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и  расширить знания  детей о  истории праздника  - Масленица.

Линия развития личности:

1. Социальное развитие -  общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

2. познавательное развитие формирование  интереса детей  к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным  костюмом.

3. Эстетическое развитие  - формирования эстетического отношения к миру,  художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).

4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи: 

1.Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной активности,  любознательности.

3.  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

4.  Знакомить детей с народными танцами, хороводами,  песнями  и включать их в детскую жизнь,

5. Привлечь  родителей к  сотрудничеству в  работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.

Дидактические задачи:

1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.

2. Учить бережно относится  к народным традициям  и обычаям.  Приучать активно, участвовать в проведении праздников.

3. Вызывать эмоциональное отношение к  праздникам, приобщать  детей к всенародному веселью.

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный 

·        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

·        Определение цели и задач проекта;

·        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

·        Составление тематического планирования мероприятий;

2. Основной

·        Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

·        Работа в режиме традиционной   деятельности.

3. Заключительный

·        Обобщение результатов работы;

·        Анализ деятельности;

·        Презентация проекта;

Ход реализации проекта:

Месяц

Вид деятельности

Реализация

Задачи

                Декабрь

      Познавательно- практическая

Беседа с детьми:

«История праздника Масленицы» рассказ педагога

Приложение 1

Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники.

Обогатить знания детей о народных праздниках.

Изготовление пособий к  празднику.

Приучать детей трудится в коллективе.

Разучивание танцев, закличек.

Обогащать музыкальный репертуар.


Январь

 

Игровая.

Развлечение.

Работа с родителями.

Разучить народные подвижные игры.

Приложение 2

Формировать потребность в двигательной  активности.

Спортивный праздник

« Забавы Бабы Яги». Приложение 3

Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице

Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы.

Совершенствовать взаимодействия родителей и детей.

Февраль.

Познавательно- практическая.

Беседа о фольклорном празднике

 «Широкая Масленица – день за днем».

Приложение 4

Расширять представления о народных праздниках

Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5

Привлечь детей  и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции.

Инсценировка игровых песен и хороводов.

Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки.

 

Игровая – творческая.

Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы».

Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах.

Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях.

Развлечение

Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица»

Приложение 6

Знать и использовать устное народное творчество

в повседневной жизни.

Работа с родителями

Изготовление атрибутов и костюмов к празднику  «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы.

Привлечь родителей к посильной помощи в  изготовлении костюмов и   проведении  праздника.

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.


Характерные особенности проекта:

1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

Ожидаемые результаты

1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям россиян.

2.Развитие познавательной активности,  любознательности.

3.Сформированность чувств национального достоинства.

4. Активное сотрудничество родителей .

5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»

Методическая литература:

1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г

2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социальному миру в подготовительно к школе группе Этикет и ситуации общения: «Широкая Масленица – народные традиции масляной недели»...

Проект "Мы играем день за днем, мир активно познаем"

Проект для детей второй младшей группы  с использованием Лего-конструктора...

Проект "Как на Масляной неделе"

Предлагаю вам ознакомиться с описанием проекта, проводимого в ДОУ в честь праздника Масленицы. Данный проект направлен на развитие у дошкольников знаний о культуре и традициях русского народа. Дополни...

проект "Как на Масляной неделе"

Краткосрочный проект по ознакомлению детей с русскими народными традициями....

Краткосрочный проект для детей, родителей и педагогов ДОУ "Как на Масляной неделе..." (С участием учреждений культуры поселка и социальными партнерами ДОУ)

Вовлечение в реализацию проекта всех педагогов ДОУ, детей родителей, специалистов учреждений культуры и спорта, социальных партнеров ДОУ. Использовать интерактивные методы для привлечения родите...

ПРОЕКТ Тематической недели «День рождения Плюшевого Медведя»

Цель проекта: формировать у детей игровые навыки, закреплять связные представления об игрушке Мишка. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процесс...