Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тен Лариса Донхоновна

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений

по теме  «Квадрат. Треугольник. Круг»

 воспитателя Тен Лариса Донхоновна

 

Участники:                   дошкольники 5-6 лет  

Количество детей:       6 человек

Длительность:             20 минут

Педагогический замысел по образовательным областям  

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Продолжать формировать умение следовать игровым правилам в играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
  • Повышать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, развивать элементы творческой активности, умения импровизировать.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.

Речевое развитие

Задачи:

  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Формировать умение у детей образовывать относительные прилагательные.
  • Закрепление умения использовать в речи предлоги в предложных конструкциях.

Познавательное развитие

Задачи:

  • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
  • Закреплять представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг), их свойствах.
  • Содействовать развитию тактильно-кинестетической чувствительности.
  • Содействовать развитию зрительно-тактильного восприятия.
  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и координацию речи с движением.
  • Содействовать развитию слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти.
  • Продолжать развивать логическое мышление и конструктивный праксис.
  • Содействовать развитию мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение).
  • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Содействовать появлению у детей свободы творческого решения.

Предварительная работа

Накопление сенсорного опыта в работе с геометрическим материалом в дидактических играх.

Экспериментирование с геометрическими формами.

Конструирование из плоскостного и объемного геометрического материала.

Материал

1.Демонстрационный материал:

  • комплект геометрических фигур для «Волшебного мешочка»(     ,      ,     )

по 2 шт. разного цвета)

  • предметы интерьера соответствующих форм (круглое зеркальце, квадратная коробка, треугольный платок и т.п.)

2. Раздаточный материал:

  • индивидуальные геометрические наборы
  • блоки Дьенеша
  • фланелеграф

Методы и приёмы

  • игра и игровые поручения;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • репродуктивные и продуктивные методы

Ход совместной деятельности

I. Организационный момент

   1.Дидактическая игра «Волшебный мешочек: квадрат, треугольник или круг?»

Дети по очереди угадывают наощупь фигуры, достают, называют цвет и садятся на соответствующее место с такой же фигурой.

 Воспитателя.  Что мы доставали из мешочка? Назовите одним словом?

Ответы детей.

   2. Ввод в тему

Загадки «О геометрических фигурах»

Младший братик мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...                         (Фигуры)

 

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его...                           (Квадрат)

 

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? - ...               (Треугольник)

 

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?         (Круг)

II.Основная часть

1. Д/и  «Отгадай, покажи и назови»

Воспитатель.  Какую фигуру я загадала?

1-ый уровень -  выбор из трех фигур разного цвета.  

 Воспитатель называет цвет (Синий…Желтый… Красный…), дети называют фигуру данного цвета.

2- уровень  -      выбор из трех фигур одинакового цвета, но разной формы.

Воспитатель.      Синий, но не круг. (Треугольник, квадрат.)

                            Красный, но не квадрат. (Круг, треугольник.)

 3-ий уровень - выбор из множества фигур разных цветов и форм.

Воспитатель.       Красный, но не катится. (Треугольник, квадрат.)

                             Синий, но без углов. (Круг.)

2. Беседа о геометрических фигурах

Воспитатель демонстрирует и называет отличительные признаки геометрических фигур: у треугольника – три стороны, три уголка; у квадрата четыре стороны, все стороны одинаковые: короткая, короткая, короткая и короткая; круг – без углов; круг катится!

Воспитатель.  А может катиться квадрат? Треугольник?  Почему?    (Ответы детей)

Давайте попробуем!

3. Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».

Воспитатель оговаривает правила игры. Если дети увидят…

 круг, нужно коснуться носа, квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,

треугольник – наклониться вперед.

4. Д/и «Что на что похоже?»

Воспитатель предлагает детям назвать форму предложенного предмета.

- На что похоже зеркало? (На круг) Значит оно какое? (Круглое) и т.д.

5.. Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Воспитатель предлагает детям собрать из частей треугольник, квадрат, круг.

                                                     

III. Заключительная часть

     

Планируемые результаты

  • активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении познавательной организованной игры;
  • владеет представлениями о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг),  их свойствах.
  • умеет правильно называть и описывать геометрические фигуры;
  • проявляет интерес к организованной образовательной деятельности.

Дальнейшая работа

  • Продолжать формировать у детей умение действовать в соответствии с инструкцией педагога.
  • Продолжать закреплять представления о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг),их свойствах и знакомить с прямоугольником.
  • Продолжать формировать у детей мотив познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативность, активность детей при проведении НОД.
  • Продолжать создавать условия для развития интеллектуальных способностей через продуктивную деятельность.



Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

по теме  «Зоопарк»

воспитателя Тен Лариса Донхоновна

 

Участники:                   дошкольники 5-6 лет  

Количество детей:       6 человек

Длительность:             20 минут

Педагогический замысел по образовательным областям  

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Продолжать формировать умение следовать игровым правилам в играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
  • Повышать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, развивать элементы творческой активности, умения импровизировать.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
  • Формировать представления о некоторых трудовых действиях по уходу за животными в зоопарке.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Речевое развитие

Задачи:

  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе, падеже.

Познавательное развитие

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей умения применять в игре имеющиеся математические  представления: различать количественный и порядковый счёт, соотносить количество реальных предметов с цифрой.
  • Содействовать формированию умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении и умения ориентироваться на плоскости.
  • Содействовать формированию пространственных представлений с точки отсчета «от предмета».
  • Содействовать развитию зрительно-тактильного восприятия.
  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и координацию речи с движением.
  • Содействовать развитию слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти.
  • Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
  • Содействовать развитию мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение).
  • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Содействовать появлению у детей свободы творческого решения.

Предварительная работа

Просмотр отрывков из телепередач «Диалоги о животных», «В мире животных». Рассматривание картин о диких животных.

Чтение: С. Маршак «Детки в клетке».

Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»

Материал

1.Демонстрационный материал:

  • МР3 плеер
  • Клетки для животных (таблица из 9 клеток, выполнена из лент липучек)
  • Предметы интерьера соответствующих климатических зон.
  • Картины-модели жарких и холодных стран.

2. Раздаточный материал:

  • Картинки с изображением птиц и животных.
  • Карточки с кружками от 1 до 10.
  • Карточки с цифрами и числами от 1 до 10.
  • Картинки с изображением корма.

Методы и приёмы

  • игра и игровые поручения;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • репродуктивные и продуктивные методы;
  • использование МР3 плеера

Ход совместной деятельности

I. Организационный момент

Прослушивание голосов животных.

Воспитатель. Как вы думаете где можно услышать все эти голоса животных и птиц?

Дети. В зоопарке.

II. Основная часть

1. Соотнесение  числа и цифры.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами оказались в большом красивом зоопарке. В некоторых клетках уже есть звери.

Сколько в зоопарке крокодилов? (1).

Поставь к клетке с крокодилом цифру 1.

Сколько в нашем зоопарке журавлей? (2)

Сосчитайте лисиц. (3) Найдите такую же цифру.

Аналогично считают 4 слонов, 5 носорогов. Сравнивают числа 3 и 4, 4 и 5.

Кого больше: крокодилов или слонов? слонов или носорогов?   (Ответы детей)

2. Д/и «Найди столько же».

Воспитатель. Дети, в зоопарке  есть пустые клетки. Надо привезти животных из  жарких и холодных стран и из нашего леса. Я каждому даю карточку-путёвку. Сколько на ней кружков, столько же животных вы должны привезти.

- Даня, привези, пожалуйста, столько слонов, сколько кружков на твоей путёвке. Куда ты поедешь за моржами?

Даётся задание каждому ребёнку. Дети привозят из разных климатических зон 6 моржей, 7 белых медведей, 8 львов, 9  кенгуру.

Каждый ребёнок рассказывает о своих действиях.

- Я привёз из жарких стран 6 моржей.

 Правильно. Помести их в клетку с такой же цифрой.

(Дети расставляют зверей в клетки с соответствующей цифрой.)

Воспитатель. Дети, каких зверей в зоопарке больше всего? Меньше всего?

3. Д/и «Найди по адресу»

Воспитатель. Все клетки в зоопарке заполнены. Сколько их? (9). Сколько углов в зоопарке? (4) Теперь я называю адрес клетки, а вы называете, какие животные в ней живут. Педагог закрепляет умение детей ориентироваться на плоскости и задает вопросы:

- Кто живет в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? В центре? Под носорогами? Над кенгуру? Слева от львов? Справа от крокодила? Между медведями и кенгуру?   (Ответы детей)

4. Д/и «Угости зверей»

Воспитатель. Дети, звери проделали большой путь, устали. Их нужно покормить. Вот здесь разный корм. Выберите тот, который нужен вашим питомцам.

Дети подбирают по очереди корм для животных, объясняя свои действия.

5. Д/и «Числовая лестница»

Педагог предлагает детям сделать запись в журнале о количестве животных в зоопарке. Составляется числовая лесенка на ковролине от 1 до 10. Дефектолог обращает внимание детей на то, что числу 10 не хватает животных.

А кто это в зоопарк так спешит? Загадка:

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.

- Чик-чирик, – везде свои,

Непоседы…

(Воробьи)

Воспитатель. Сколько прилетело воробьев? Сосчитаем. (10)

Сравниваются смежные числа.

6. Пальчиковая гимнастика. «Где обедал воробей?»

 Где обедал воробей?                                            Поочередно все пальчики

В зоопарке у зверей.                                              здороваются  с большим.

Пообедал я сперва                                            На каждое название животного

За решеткою у льва.                                    выполняют массирующие движения

Подкрепился у лисицы,                                             каждого  пальчика.

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил      

Чуть меня не проглотил.                      Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.

 III. Заключительная часть

      

Планируемые результаты

  • активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении познавательной организованной игры;
  • умеет ориентироваться на плоскости, владеет понятиями- слева, справа, верх, низ, под, над; ориентируется в углах плоскости;
  • проявляет интерес к организованной образовательной деятельности.

Дальнейшая работа

  • Продолжать работу по формированию математических представлений: различать количественный и порядковый счёт, соотносить количество реальных предметов с цифрой.
  • Продолжать работу по формированию умения у детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  • Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
  • Продолжать формировать у детей мотив познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативность, активность детей при проведении НОД.
  • Продолжать создавать условия для развития интеллектуальных способностей через продуктивную деятельность.
  • Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к природе.



Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

по теме: «Осень. Деревья»

воспитателя Тен Лариса Донхоновна

 

Участники:                   дошкольники 5-6 лет  

Количество детей:       6 человек

Длительность:             20 минут

Педагогический замысел по образовательным областям  

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Продолжать формировать умение следовать игровым правилам в играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
  • Повышать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, развивать элементы творческой активности, умения импровизировать.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Речевое развитие

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарь детей, развивать навык правильного речевого дыхания, фонематического слуха.

Познавательное развитие

Задачи:

  • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, мимику лица.
  • Продолжать развивать логическое мышление и конструктивный праксис.
  • Содествовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
  • Закрепить и уточнить у детей знания об изменениях в природе осенью и
  • Уточнить у детей знание названий деревьев, их частей, и какую роль они выполняют в жизни деревьев.                                    

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Содействовать появлению у детей свободы творческого решения.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений по теме.

Материал

1.Демонстрационный материал:

  • Картинки деревьев и кустарников
  • Презентация «Осень. Деревья»
  • Букет из осенних листьев.

 2. Раздаточный материал:

  • Д/И «С какого дерева лист», «Подбери по цвету»
  • Контурные изображения листьев клена, дуба, березы
  • Цветные карандаши
  • Кружочки красного и желтого цвета по 5 штук                                                                      

3.Технические средства обучения

  • Ноутбук, проектор, экран.

 

 Методы и приёмы

  • Словесный метод
  • Наглядный метод
  • Практический метод
  • Репродуктивные и продуктивные методы
  • Игровые приемы

Ход совместной деятельности

I. Организационный момент

 Д/И «Подбери по цвету»

На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета.

Слайд 1.

Воспитатель:

Осень в гости к нам пришла,

Беспорядок навела,

Все листочки разбросала,

Соберем мы их сначала.

Место мы свое найдем,

Тихо сядем за столом.

Чтобы найти свое место, надо найти листочек на столе такого же цвета, как вы подняли с пола.                                                                            

После чего педагог уточняет, какого цвета листик был у ребенка и с какого он дерева, и какой лист на столе. Тем самым уточняет знание детей о деревьях. Слайд 2.

II. Основная часть

   1.Беседа об осени.

Воспитатель  Какое сейчас время года?           (ответы детей)

                        Почему вы решили, что на улице осень?        (ответы детей)

                        Какие осенние признаки вы знаете?                (ответы детей)

Просмотр видеоклипа «Осень в лесу» Янкова И. В.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что же происходит с природой осенью.

  2.Рассматривание дерева, выделение частей. Слайд 3.

Воспитатель. Осенью листья на деревьях меняют свой цвет и облетают, а какие         деревья вы знаете?         (ответы детей)

А чем деревья отличаются друг от друга?   (ответы детей)

А что общего у всех деревьев?      (ответы детей)

Давайте вместе рассмотрим, из каких частей состоит дерево?

На 3 слайде педагог с детьми уточняет название частей деревьев.

Ствол – у каждого дерева есть ствол, по нему питательные вещества поднимаются от корней к веткам и листьям. Как правило, у дерева один ствол.

Ветки – на стволе располагается множество веток, они более тонкие и гибкие.

Листья – у каждого дерева множество листьев, которые помогают очищать воздух. Листьями дерево дышит.

Корни – у всех растений есть корни, у дерева корни толстые, они нужны для того чтобы дерево крепко стояло и не падало, а еще через корни все растения питаются, они берут пищу из земли и по стволу он идет к веткам, а потом к листья. Поэтому дерево и растет. Оно живое, как и мы с вами, Дерево питается, дышит, растет.

Воспитатель.    А теперь давайте вспомним, из каких частей состоит дерево. Слайд 4.

     3. Рассматривание листьев в осеннем букете

Воспитатель.      Сегодня, когда я шла в детский сад встретила Лесовичка, и он передал нам красивый букет из осенних листьев.       Слайд 5.

Давайте рассмотрим с вами с каких деревьев эти листья. Педагог с детьми рассматривает листья в букете.

    4.  Пальчиковая гимнастика  «Букет для мамы»

Один, два, три, четыре, пять,-                                      Загибают пальцы при счете.

Будем листья собирать.                                                              Сжимают и разжимают кулаки.

Лист березы, лист рябины,                                                  Загибают пальцы при перечислении.

Листик клена, лист осины,

Листья дуба соберем,

Маме красивый букет отнесем.                                          Запястья рук сомкнуты, ладони

- На мамочка любимая.                                                                            и пальцы в стороны.

Воспитатель.      Давайте мы с вами еще раз рассмотрим листья деревьев, ведь многие очень походи друг на друга. Листья тополя и березы очень похожи друг на друга, а чем же они отличаются, давайте посмотрим.   Слайд 6

Кленовые листья похожи на гусиные лапки, а листья осины кругленькие, как яблочки.

У рябины листья маленькие, овальные и собраны на веточку. А лист дуба похож на маленькое деревце.

   5. Д/И «С какого дерева лист»         Слайд 7,8

Воспитатель. Мы с вами рассмотрели листочки, а теперь давайте поиграем.

Злюка ветер прибежал,

Все листочки разбросал.

Мы листочки разберем

И с какого они дерева, найдем.

Педагог предлагает ребятам собрать листья и найти картинки деревьев, на котором они росли.

     6. «Найди и обведи»

 Воспитатель.       Давайте нарисуем букет из осенних листьев для наших мам. Найдите кленовый листок и обведите его оранжевым цветом. Справа обведите желтым цветом березовый лист, а слева зеленым – дубовый.

     7. Зрительная гимнастика         Слайд 9

Воспитатель. Ребята, наши глазки много работали и устали. Давайте поиграем.

Детям предлагается взглядом следить за перемещением листьев на экране.

     8. «Собери бусы»

Воспитатель.        Осень очень любит наряжаться в красивые наряды. Давайте мы для неё соберем бусы из красных и желтых кружочков. Кружочки надо чередовать по одному. Один красный, один желтый, снова один красный и один желтый. Соберите для осени бусы.

III.  Итог занятия.

Воспитатель.        Ребята, вот как дружно мы с вами поиграли! А сколько интересного сегодня узнали! Все были просто молодцы. Давайте вспомним, листья каких деревьев мы сегодня собирали?   (Ответы детей)

Планируемые результаты

  • активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении познавательной организованной игры;
  • различает деревья, их листья по разным признакам и называет их; называет части дерева;
  • проявляет интерес к организованной образовательной деятельности.

Дальнейшая работа

Продолжать работу по ознакомлению детей с деревьями родного края.

Различать  по внешнему виду листья и называть основные части деревьев.

Изготовление гербария.

Продолжать формировать у детей мотив познавательной деятельности.

Развивать коммуникативность, активность детей при проведении НОД.

Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к природе.



Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

по теме: «Посуда»

воспитателя Тен Лариса Донхоновна

 

Участники:                   дошкольники 5-6 лет

Количество детей:       6 человек

Длительность:             20 минут

Педагогический замысел по образовательным областям  

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Продолжать формировать умение следовать игровым правилам в играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
  • Повышать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, развивать элементы творческой активности, умения импровизировать.
  • Воспитывать уважение к труду людей.

Речевое развитие

Задачи:

  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме, развивать навык правильного речевого дыхания, фонематического слуха.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Познавательное развитие

Задачи:

  • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
  • Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, память, тонкую и общюю моторику, координацию речи с движением.
  • Продолжать развивать логическое мышление и конструктивный праксис.
  • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
  • Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

•        Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.

•        Содействовать появлению у детей свободы творческого решения.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений по теме.

Материал

1.Демонстрационный материал:

  • картинки  с изображением посуды
  • наборное полотно
  • мяч

2. Раздаточный материал:

  • разрезные картинки «Чашки»
  • игрушечная посуда
  • соломинки для коктейля
  • тетради
  • цветные карандаши

Методы и приёмы

•        Словесный метод

•        Наглядный метод

•        Практический метод

•        Репродуктивные и продуктивные методы

•        Игровые приемы

Ход совместной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель встречает детей и предлогает им выбрать из контейнера по одному предмету, а затем сесть за стол.

Воспитатель.  Как одним словом можно назвать все эти предметы?

(Ответы детей)

Воспитатель.    Правильно. А для чего нужна посуда?

(Ответы детей)

 Введение в тему

 Воспитатель.  Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из  которых ее делают;  о частях, из которых она состоит.

II. Основная часть

1. Упражнение «В магазине»

Наборное полотно с картинками с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

Воспитатель.        А сейчас, ребята, мы  поиграем в игру «Магазин». В магазине продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

 Дети.                   Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

 Воспитатель.       Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Это  

                              чайная посуда.                  

 Дети повторяют новое понятие вместе с педагогом.

 Воспитатель.  Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

 Дети.              Тарелки, супница ,ложка, вилка ,хлебница, солонка.

Воспитатель.  Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее

                         называют столовой посудой.

 Дети повторяют новое понятие вместе с педагогом.

Воспитатель.  И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Дети.              Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

 Воспитатель.  Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу.  Это кухонная посуда.

Дети повторяют новое понятие вместе с педагогом.

Воспитатель.  А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

(Ответы детей)

2. Упражнение «Что изменилось?»

Воспитатель.       Посмотрите внимательно на витрину и запомните, что стоит полке, а

                            потом закройте  глаза. Открывайте глаза. Чего не стало?

(Ответы детей)

Упражнение повторяется еще несколько раз.

3. Игра «Разбитые чашки»

 Воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

Воспитатель.          Ребята, послушайте стихотворение.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

Воспитатель.  Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа.  

                       Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки.

4. Упражнение «Суп кипит»

Воспитатель.    Садитесь за стол. Пока мы с вами помогали Наташе, в кастрюле      закипел суп.

Детям раздаются игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и соломинки для коктейля.

Воспитатель.  Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку. Подуйте

                         в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

5.Составление рассказа «Катя ждет гостей» по мнемосхеме.

Катя ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Катя накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала Катя накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.

- Ребята, Катя  не знает, что у каждой посуды своё назначение и название:

из тарелки едят…(суп, кашу),

из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),

а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.

А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:

для хлеба…(хлебница),

для салфеток…(салфетница),

для сахара…(сахарница).

6. Задание «Обведи и раскрась»

   Дети обводят по точкам и раскрашивают сахарницу по образцу.

7. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

8. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель.     А теперь помогите мне определить, что лишнее и почему.

                            Чайник, кастрюля, чашка, блюдце.       Что лишнее?

Предложить детям еще 2-3 подобных задания.

III. Итог занятия.

Воспитатель.         Сегодня мы с вами побывали в магазине. Давайте вспомним, что  стояло на полках?  Как можно назвать одним словом следующую посуду:

                Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

Дети.       Это чайная посуда.

Воспитатель.  Тарелки, супница , ложка, вилка ,хлебница, солонка.    

Дети.              Это столовая посуда.

Воспитатель.   Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Дети.              Это кухонная посуда.

Воспитатель.       Молодцы, ребята!

                             О посуде все мы знаем,

                             Магазин наш закрываем!

Планируемые результаты

  • активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении познавательной организованной игры;
  • различает предметы посуды по разным признакам и по назначению;
  • проявляет интерес к организованной образовательной деятельности.

Дальнейшая работа

  • Продолжать работу по закреплению у детей умения различать посуду по внешнему виду и по назначению.
  • Продолжать формировать у детей мотив познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативность, активность детей при проведении НОД.
  • Продолжать воспитывать уважение к труду людей и бережному отношению к предметам быта.
  • Знакомить и закреплять  правила этикета и поведения за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная область "Познание" по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе Тема: «День рождения доброй волшебницы»

Непосредственная образовательная область "Познание" по формированию  элементарных математических представлений во 2 младшей группе. Тема: «День рождения доброй волшебницы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».Цель: с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной групп...