Когда начинается любовь…
статья на тему

Кузнецова Юлия Николаевна

Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание. // Сборник материалов II-х региональных педагогических чтений. - Волгоград, 2011. – 444 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание. // Сборник материалов II-х региональных педагогических чтений. - Волгоград, 2011. – 444 с.

«Когда начинается любовь…»

Е.С. Васадзе, О.Н. Морозова, Ю.Н. Кузнецова.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 373 Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Молодая неопытная мама руками прикасается к своему округлившемуся животику и нежно поглаживает его. Где проходит та невидимая грань, что соединяет ее и еще не родившегося малыша? Она не видит его, но уже ясно представляет, как он будет выглядеть, какие у него будут черты характера и способности. И те ощущения и ожидания мамочки с большой вероятностью передадутся ребенку, ведь все мысли ее рождаются от большой любви, а любовь способна сотворить чудо.

Любовь – это светлое и радостное чувство, которое переживает каждая мама. Повсеместно принято, что мать должна любить свое дитя. Почему так, а не иначе? И почему любить уже родившегося ребенка? А как же те прекрасные 9 месяцев, что ребенок находится внутри? Где четкие советы и рекомендации как вести себя с этим таким родным, но еще не появившимся на свет малышом? Наше непосредственное внимание мы уделяем именно этому плодотворному периоду взаимодействия мамы и ребенка, появлению первых теплых чувств к нему.

Что чаще всего делает молодая женщина, узнав, что ждет ребенка? Правильно, готовится стать мамой, если конечно, она решила рожать. Она начинает в лучшем случае читать литературу по теме или просто спрашивает мнение всех подружек, кто уже проходил через это. Ей посоветуют, что одевать, чего не стоит опасаться, к чему нужно быть готовой. Но самое основное, самое главное, что она должна услышать, это как общаться, как начинать любить своего ребенка с первых дней внутриутробной жизни, будущая мамочка не услышит. И этот самый важный период в жизни ребенка может пройти впустую только потому, что ей не сказали что, как и когда нужно делать и говорить, чтобы развивать ребенка уже в этот удивительный период.

Наша работа направлена именно на формирование осознанного материнства в перинатальный период развития ребенка. В детском саду № 373 Краснооктябрьского района г. Волгограда в 2008 и 2009 годах работал клуб «Первые шаги», занятия в котором вели узкие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель. Данное направление нашей работы осуществляется в рамках функционирования экспериментальной площадки по теме: «Развитие адаптивной модели дошкольного учреждения в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями». Клуб был создан специально для будущих родителей. Основной целью его работы является содействие повышению компетенции молодых родителей в закономерностях развития ребенка в перинатальный период, а также вопросах его обучения и воспитания.

Мы выделяем 4 основные задачи, которые способствуют реализации поставленной цели:

  • дать родителям систему знаний об общих закономерностях психического развития малышей, роли наследственности и среды в формировании личности ребенка;
  • помочь осмыслить позитивное содержание перинатального периода и его значение в дальнейшем развитии ребенка;
  • содействовать формированию у родителей представлений о психологических особенностях матери и ребенка в перинатальный период;  
  • оказать необходимую консультативную и психокоррекционную помощь будущим мамочкам по их запросам.

Мы пришли к выводу, что работу клуба нужно организовывать на первом или начале второго триместра беременности. Это объясняется достаточно просто: у будущих мам будет больше времени подготовить себя и свой организм к встрече с ребенком, научиться взаимодействовать с ним, чувствовать свою связь с плодом.

Вся работа с будущими мамочками строится по следующим направлениям:

  • Занятия с педагогом-психологом.
  • Занятия с инструктором по физическому воспитанию с использованием элементов авторской программы Н.Н. Ефименко.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Самообразование будущих мамочек.

Получая информацию о внутриутробном развитии будущего малыша, мамочки лучше понимают свое состояние. Ведь, несмотря на то, что слышать ребенок начинает на 6-7 месяце внутриутробного развития, реагировать на речь, прикосновения к животу, воспринимать ритм и тембр речи ребенок способен еще в стадии зародыша. Поэтому мы советуем как можно раньше начинать говорить с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о своих ощущениях и о том, как ждет его мамочка и все родственники. Такие разговоры не только полезны ребенку, они необходимы и самой будущей маме: это замечательное психотерапевтическое средство, которое помогает лучше понять изменения в своем организме и сознании, привыкнуть к мысли о том, что женщина теперь не одна, что внутри нее растет настоящее чудо – маленький человечек, самый родной в мире, и полностью осознать свою любовь к этому чуду. Полезны не только беседы, но и чтение книг вслух – от детских до научных, пение и слушание музыки, сочинение стихотворений, рисование. Для решения данных задач мы используем в своей работе такие методы как мини-лекции, игры, арт-терапию, релаксацию, метод «Сонатал».

На наших занятиях беременные женщины рисуют для своих будущих деток, поют им песенки собственного сочинения, пишут письма малышам и будущим папам, проходят сеансы визуализации. Данные занятия способствуют снятию психологического и физического напряжения, саморефлексии, развитию креативности, а получаемая будущими мамочками информация всегда полезна и актуальна. Кроме того, занятия помогают просто расслабиться и способствуют приятному общению, ведь у будущих мамочек так много тем для обсуждения.

Получив образец действий на занятии, будущие мамочки могут не только заниматься сами дома, но и рассказать своим близким о том, как надо общаться с еще не рожденным ребеночком. А ведь общение и понимание помогает крепнуть взаимной любви между родителями и ребенком еще в период внутриутробного развития.

В период беременности происходят разительные изменения с телом женщины. Не все мамочки способны их правильно принять, и часто можно услышать, что свое «новое» тело беременная женщина не просто не любит, она его ненавидит. Конечно, мало приятного в том, что ломит спину, отекшие ноги ни в одном положении не перестают ныть, походка становится похожей на утиную, а лицо одутловатым и покрыто пятнами. Но все эти изменения необходимо принять и, по возможности, облегчить. В этом будущим мамочкам поможет горизонтальный пластический балет. Пластик-шоу для беременных проводится 1 раз в неделю по 30-35 минут. В его основе лежат три важные составляющие:

1. Естественная двигательная активность человека, основанная на биологических закономерностях его физического развития. Прежде всего, это выражается в эволюционном принципе построения занятия: от лежаче-горизонтальных   положений – до более вертикальных, вплоть до прямостояния. Другими словами, от лежа – к стоя, от горизонтали – к вертикали!

2. Колоссальные возможности музыки, музыкального сопровождения, музыкальных ассоциаций, музыкальной терапии.

3. Театрализация физкультурно-оздоровительной деятельности, когда каждое занятие по горизонтальному пластическому балету напоминает своеобразный спектакль со специально подобранным сюжетом, в процессе которого занимающиеся могут максимально полно раскрыть свой физический, интеллектуальный и духовный потенциалы. Это – своеобразная физкультурная сказка.

Большинство упражнений осуществляется  в «животных», горизонтальных положениях и позах, что очень естественно для беременной женщины. Во-первых, такие положения доступны практически для всех и не требуют предварительной подготовки. Во-вторых, в них достигается максимальный расслабляющий эффект, что очень важно при беременности. Каждое занятие по пластик-шоу у беременных должно начинаться именно с расслабления всего тела, всего мышечного корсета  и позвоночника в частности.

 Будущие мамочки с удовольствием занимаются пластик-шоу. Во время упражнений они делятся своими ощущениями от выполняемых поз и упражнений, таким образом, происходит своеобразная групповая психотерапия, когда они поддерживают друг друга эмоционально, советом, вместе пытаются разрешить имеющиеся проблемы. Так как одного занятия пластик-шоу в неделю недостаточно, будущим мамам было предложено заниматься дома самостоятельно (2-4 раза в неделю).

В 2009 году мы выпустили рекомендации для будущих родителей «Подари ему любовь». Они написаны простым и понятным языком, поскольку автор описала собственные чувства и ощущения в период беременности. Это пособие дает будущим мамочкам образец общения с еще не родившимся ребенком. Рассказывает о стадиях внутриутробного развития ребенка. Знакомит с интересными историческими фактами отношения к беременности в разных культурах.  Проводя работу в клубе «Первые шаги», мы ставим перед собой задачу познакомиться с нашими будущими возможными воспитанниками. Принять участие в той части их жизни, которая является очень важной, оказать им и их мамам профессиональную психолого-педагогическую помощь. В следующем учебном году мы готовимся принять в число своих воспитанников 3 ребенка, мамы которых участвовали в работе клуба «Первые шаги».

Формирование осознанного материнства в перинатальный период является основой для крепнущего чувства любви между матерью и плодом, которое в дальнейшем поможет достигнуть взаимопонимания на всех этапах взросления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Когда начинать экологическое воспитание"

Становление первоначальных основ экологической культуры-это накопление конкретных,чувственных представлений о предметах и явлениях природы....

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Работая в ЦИПР с детьми раннего возраста я сталкнулась с большим познавательным интересом родителей о том когда и как правильно приучать  малыша к горшку. Эта интересная информация будет пол...

Когда начинать обучение грамоте?

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...

С чего начинается любовь к книге?

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как буд...

Когда начинать ребёнку читать?

Часто у родителей возникает вопрос, как рано можно начинать читать ребёнку....

С чего начинается любовь к Родине?

Воспитывать   патриотов своей Родины – одно из важнейших направлений детского сада и всей страны. Это направление было актуально всегда, а сейчас особенно. Чувство Родины начинается с ...