календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" сред гр дети с ОНР
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Русова Анна Георгиевна

комплексное планирование ОО. можно использовать в массовых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oo_chkhl.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

м

е

с

я

ц

Занятие.

свободная деятельность.

семейное

чтение

театральная

деятельность

ИЗО

лепка

рассматривание

иллюстраций

портрет

выставка

литературы

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь                                                                              

1.А.Л.Барто «Машенька».

цель: Познакомить с творчество поэтессы; развитие слухового восприятия; формировать положительное отношение к поэзии; вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихи.

2. «Игрушки».

3. Познакомить с жанром «стихотворение» на основе творчества А.Л.Барто.

4.  Беседа по творчеству.

членов семьй.

любимые игрушки.

рассматривание выставки детских работ.

сборник Барто «Игрушки», изд. «Оникс 21 век», 2002г., Москва.

к прочитанным стихам

А.Л.Барто

книжки-малышки, детская литература из дома.

стихи из сборника «Игрушки».

выучить одно

из стихотворений

сб. «Игрушки»

игровые упражнения по произведению.

подражания, пантомима, мимика.

Свободная деятельность (С.Д.): «Снегирь», «Уехали», «Осенью», «Игра в стадо», «Вот так защитник»,         «Гуси-лебеди», «Мячик», «Прогулка», «Фонарик».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. РНС «Репка».

цель: Познакомить с жанром сказка; помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи; знакомить с видами театров.Ушакова, с.16.

2. «Колобок».

Ушакова, стр.18;

Фесюкова, стр.96.

3. «Теремок»

Ушакова, стр.26.

4. «Три медведя»

Ушакова, стр.33;

Фесюкова, стр.94.

рисунки овощей по шаблонам.

закрепление формы; в леп-ке-круговые движения.

лепка теремка кол-но с воспитателем; закрашиваем шаблоны животных.

Закрепить части тела; размер.

к сказке разных художников.

карточка-символ на зрительное воспр-ие.

разных издательств.

сказка «Репка» по ролям.

выучить песенку колобка.

чтение с целью- запомнить последователь

ность прихода героев к теремку

Прочитать сказку, в которой главный герой медведь.

знакомство с настольным театром.

варежковый театр.

варежковый театр.

Просмотр диафильма, беседа.

               

                 С/Д: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Гуси-лебеди»,                                                                                «Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Жихарка», «Снегурочка и лиса».(Ушакова; Фесюкова; Хрестоматия).  

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1. Е.Чарушин «Кошка».

цель: Познакомить с творчеством писателя; дать представление о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; развивать интерес к информации, которую несёт текст; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к словам.

«Читаем детям», стр.41.

2. «Собака».

«Читаем детям», стр.42.

3. «Про зайчат».

Ушакова, стр.62.

Закрепить части тела; размер.

Д/И «Обведи по точкам».

Наборы открыток, иллюстраций к произведениям, репродукции знаменитых художников.

Е.Чарушин.

книжки-малышки; авторские иллюстрации.

из С/Д «Про Томку»

(домашние животные).

рассказы про диких животных

игровые упражнения на подражание; мини этюды.

            С/Д: «Кролик» с.45; «Индюк» с.48; «Корова» с.50; «Коза»; «Баран»; «Свинья» с.51; «Лиса» с.55; «Осёл» с.56; «Про Томку»; рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит?», «Никита охотник». (Читаем детям).

Я
Н
В
А
Р
Ь

1. «Ознакомление с  малы-

ми фольклорными форма-

ми. Загадки, потешки».

цель: Уточнять представление детей о загадках; познакомить с жанром потешки, поговорки.

Развивать интон. выраз. речи;

память.

Ушакова, стр.22.

2. З.14, стр.34.

3. З.20, стр.44.

4. З.25, стр.50. (Ушакова)

рисование по

шаблону;

книжки- раскраски.

животных, зим-

ние  пейзажи,

зим. забавы,

Д/И «Подбери

отгадку».

карточка-

символ на зрительное восприятие.

книги.

план-программа «Детство», с.55

видеозапись РНС

диафильмы, по

желанию детей

театрализация знакомых сказок

           С/Д: Ушакова стр. 60, 70; малые формы фольклора пр. «Детство» стр.113; Л.Б.Фесюкина стр.191.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1.К.И.Чуковский. «Федорино горе».

цель: Познакомить с творчес-

твом писателя; учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. «Мойдодыр».

стр.29, Ушакова

3. «Цыплёнок»

стр.24, Ушакова.

4. «Чудо-дерево».

посуда

предметы личного пользования по шаблону, разрезание зубчиков расчёски.

обрывание по контуру силуэта цыпл.

кол-ая работа по теме, дерево делает вос-ль.

к сборнику «Сказки» К.И.

Чуковского.

изд. «Планета детства».

К.И.Чуков-

скова.

различные сборники.

«Муха Цокотуха»,

«Тараканище».

«Муха Цокотуха»

учить оценивать поступки.

театрализация по ролям сказки «Муха Цокотуха».

С/Д: «Айболит», «Ёлка» с.185 (Ч.Д.), «Путаница», «Краденное солнце», «Бибигон», стихи.

М
А
Р
Т

1. Л.Н.Толстой «Пришла весна».

цель: Познакомить с творчес-

твом писателя; развивать нравственные качества по средствам чтения произ-ий; закреплять представление о жанре рассказ;

Х.Д.Л. стр.132.

2. «У бабки была внучка». ХДЛ с.130.

3. «Два товарища»

Фесюкова с.213.

4. «Девочка и грибы»

подготовка рисунков к выставке по творчеству Л.Н.Толстова.

к произведениям

репродукции известных художников по временам года;

Л.Н.Толстова

книжки-малышки, сборники.

«Три медведя»

(в обработке

Л.Толстова)

«Три медведя»

игра-драматизация

(маски).

     

    С/Д: «Три медведя», «Котёнок», «Была зима», «Косточка», рассказы о животных из сборника: «Муравей и голубка», «Хотела галка пить», «Лев и собачка», «Мышка на прогулке», «Чашка», «Лгун».

Л.Б.Фесюкова стр.209, Хрестоматия.

       

А
П
Р
Е
Л
Ь

1. С.Маршак. Стихи о временах года.

цель: Познакомить с творчеством; показать красоту природы; вызвать желание запоминать и воспроизводить четверостишия.

ХДЛ стр.216.

2.Заучивание стихотворения Ушакова

«О весне» ХДЛ с.113

3. А.С.Пушкин «Весна».

цель: Познакомить с поэтом; его творчеством; учить выразительно читать стихи, передавая интонацией радость весеннего пробуждения природы; расширять представ

ления о пейзажной лирике поэта.

Богатырёва с.9

4. «Насекомые»

Богатырёва стр.18.

рисование красками капели.

работа детей с природным материалом: приклеивание листьев по трафарету, лепка насекомых.

репродукции знаменитых художников

открытки, игры с мелкими игрушками, гербарий.

.

С.Маршака

Ушаков.

А.С.Пушкин

книжки-малышки, сборники.

«Дети нашего двора» с.219,

«Рассказ о неизвестном герое» с.220

Чтение сказок:

заучивание 1 отрывка

игровые упражнения, Ср/И «Вечера стихов».

Пантомима.

звукоподражание

(мяг.-твёр.; сила голоса)

инд. подход.

               

                 С/Д: «Лето», «Ветер, ветер, ты могуч…», «Лес и деревья», «Цветы», сказки (Богатырёва с.9, 15,

Пояснительная записка.

Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу. Им свойственна высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Дети активно проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они жизнерадостны и активны, их глаза с любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков – это наиболее подходящий возраст для развития эстетических чувств: показать красоту природы, звучания музыки, яркости художественно литературного языка.

После четырёх лет у детей возникают новые возможности в понимании литературных произведений. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Дети фиксируют внимание не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Они проявляют интерес к театрально – игровой деятельности: с удовольствием принимают участие в совместных играх – имитациях, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками, в играх – драматизациях на темы любимых произведений. Дети 4 – 5 лет прежде всего – активные соучастники изображаемых ими событий. Мысленно они переживают их вместе с героями.

Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушение речи подразделяются на две группы:

  • Нарушение средств общения
  • Нарушения в применение средств общения

Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Контингент логопедических групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития. Отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания  ЦНС или негрубыми повреждениями отдельных мозговых структур (30%-40% дети с ЗПР).

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны: снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость(повышенная тревожность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, …). Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, изменений двигательной активности: множество движений, неусидчивость. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребёнка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детей его деятельности.

Недоразвитее речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом складывается на процессе становлении ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечает в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет.

С расширением знаково-смысловой функцией речи радикально меняется весь процесс игры (который является основным видом деятельности детей 4-5 лет): игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР (нет практических навыков и умений общения). Это сигнал - предпосылка к дезодаптации  ребёнка в школе, если не будет оказана своевременная коррекционная помощь.

Т.о., нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузи в течении дня и рабочей недели, преемственность в работе педагогов ДОУ (логопеда, воспитателей, узких специалистов).  

Даная программа рассчитана на год работы с детьми 4-5 лет в условиях ДОУ комбинированного вида (коррекция речи детей с ОНР), приоритетным направлением – развитие речи.

Программа составлена на основе следующих общеобразовательных программ:

  1. «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: С-Пб: Детство-Пресс, 2001г
  2. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
  3.  «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.

Обновление материала по приоритетному направлению обеспечивается в реализации парциональной программы О.С.Ушаковой «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.

В содержании программы использованы методы и приёмы следующих авторов: О.С.Ушаковой,Е.М.Струниной, Н.В.Гавриш, Арушановой, Ю.Богатырёва, Л.Б.Фесюковой, Л.Н.Смирновой, О.А.Воронкевич, Е.А.Мироновой, Т.Гризик, Л.Тимощук, Н.В.Нищевой.

Особенностью курса является выделение специального времени для решения задач по НРК (национально регионального компонента) в занятиях и сопутствующих видах деятельности. Задачи по реализации НРК в содержании программы отмечены (*).

Организация педагогического процесса

 по реализации содержания учебной рабочей программы предусматривает:

месяц

неделя

лексическая тема

количество занятий

сроки

октябрь

1

А.Л.Барто «Машенька»

1

4 занятий в месяц

2

«Игрушки»

1

3

Познакомить с жанром «стихотворение» на основе творчества А.Л.Барто

1

4

Беседа по творчеству

1

ноябрь

1

РНС «Репка»

1

4 занятий в месяц

2

«Колобок»

1

3

«Теремок»*

1

4

«Три медведя»

1

декабрь

1

Е.Чарушин «Кошка»

1

3 занятий в месяц

2

«Собака»

1

3

«Про зайчат»*

1

январь

3

«Ознакомление с  малыми фольклорными формами. Загадки, потешки»*

1

2 занятия в месяц

4

февраль

1

К.И.Чуковский. «Федорино горе»

1

4 занятий в месяц

2

«Мойдодыр»

1

3

«Цыплёнок»

1

4

«Чудо-дерево»

1

март

1

Л.Н.Толстой «Пришла весна»*

1

4 занятий в месяц

2

«У бабки была внучка»

1

3

«Два товарища»

1

4

«Девочка и грибы»

1

апрель

1

С.Маршак. Стихи о временах года*

1

4 занятий в месяц

2

Заучивание стихотворения  «О весне»*

1

3

А.С.Пушкин «Весна»*

1

4

«Насекомые»*

1

Организация педагогического процесса по реализации учебной рабочей программы предусматривает изучения 25 лексических тем: 1 тема изучается в течение недели и предусматривает 1 занятия по 20 минут.

Диагностика уровня ЗУН детей по ознакомление детей с художественной литературой осуществляется 2 раза в году (сентябрь, май) педагогами группы.

В основу данной учебной рабочей программы заложены следующие приёмы:

  • Научности, т.е. содержание программы, спланировано в соответствии с ведущими научными теориями усвоения языка в дошкольном детстве
  • Концентричности, т.е. систематизация материала программы
  • Линейности, т.е. постепенное усложнение содержания программы в соответствии с зонами «актуального и ближайшего развития»

Цель программы: поддержание и развитие детской впечатлительности и эмоциональности; помочь детям в освоении разговорной речи, т.е. воспитать умения понимать обращённую речь, самостоятельно вступать в контакт с окружающими и выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Коррекционные задачи и

задачи по ознакомление детей с художественной литературой и театрализованной деятельности:

  1. Открыть детям мир словесного искусства: учить пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
  2. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к книге, стремление к повторной встрече с ней;
  3. Учить различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка произведений.
  4. Учить  соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реалистического; давать элементарную оценку героям, их поступкам
  5. Развивать произносительную сторону речи; развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание, темп, громкость, интонационную выразительность речи.
  6. Развивать и совершенствовать словарь: знакомить со словами, обозначающие качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов; учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Обогащение словаря детей понятиями, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
  7. Развивать грамматические навыки устной речи: упражнять в правильном употреблении предлогов; существительных и прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа; глаголов; обучать составлению простых предложений и знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания
  8. Способствовать развитию связной речи: развивать диалогическую речь; готовить к обучению связной монологической речи
  9. Создавать условия, способствующие активизации речи: рассматривать с детьми работ по ИЗО-деятельности, репродукции к книгам; в процессе различных видов деятельности побуждать к высказываниям различного типа; создавать культурную и богатую речевую среду
  10. Формировать умение с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках
  11. Познакомить с авторами: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровыми произведениями

В программе имеются межпредметные связи по следующим разделам: развитие речи, познавательное развитие, математика, сенсорное развитие, продуктивные виды деятельности и игровая деятельность.

Требования к уровню подготовки воспитанников

 по реализации данной учебной рабочей программы:

должны знать: авторов: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровые произведения; сюжет пройденных литературных произведений; жанры, понимать их специфические особенности; что книга – это средство передачи информации, её надо беречь; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так же лежащие в основе этих обобщениях существенные признаки; слова и выражения необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления.

должны уметь: соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реального; давать элементарную оценку героям, их поступкам; с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках; использовать в речи изученный словарь; свободно пользоваться простыми предложениями, согласовывая члены предложения в роде числе; самостоятельно пользоваться системой окончаний сущ-ых, прил-ных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания; правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании; пользоваться предлогами «на, в, под, за, около, перед», согласовывая их в предложении; составлять короткие описательные рассказы, из собственного опыта, пересказывать литературные произведения; говорить в среднем темпе, по мере возможности детей, внятно;  

должны иметь представление о том: что стихотворения, литературные произведения читаются выразительно, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от его содержания; о понятиях, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.

Список литературы:

  1. Программы:
  1. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
  2. Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
  3. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
  4.  «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
  5. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.

  1. Методики, технологии:
  1. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
  2. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г (ЗДЛ)
  3.  «Речь и речевое общение»; Арушанова
  4. «Дошкольникам о Пушкине»; Ю.Богатырёва
  5. «Хрестоматия по детской литературе» (ХДЛ)
  6. «Читаем детям» (ЧД)
  7. Авторские сборники.
  8. «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова (ВС)
  9. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
  10.  «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
  11. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
  12. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
  13. «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002

«Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №11 («Катюша»)

Рабочая программа по разделу:

«Ознакомление детей с художественной литературой

и театрализованная деятельность

в средней логопедической группе».

Авторы: Русова А.Г., Пеньковских Н.М.  – воспитатели логопедической группы №8

               Храпова И.Б. – воспитатель логопедической группы №7

Рецензенты: ……………………………………………………………………………………………………………

Принята на совете педагогов МДОУ № 11

протокол № …………………………………

от «…….»…………………………. 200…. г

«Утверждаю»

заведующая МДОУ № 11

……………………………………..

«……...» …………………. 200…г

МО ГО Воркута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...