Творческий отчет воспитателя
методическая разработка на тему

Ежова Елена Михайловна

Творческий отчет по теме:

«Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста

посредством театрального искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного  направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Творческий отчет по теме:

«Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста

посредством театрального искусства»

Выполнила воспитатель:

Ежова Е.М.

Озерск

Апрель, 2014


Содержание

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрального искусства……………………………………….

7

Глава 2. Педагогическая диагностика развития артистических способностей у детей  дошкольного возраста…………………….…….…

15

Литература……………………………………………………………..........

18

Приложения………………………………………………………………….

19


Введение.

«Дайте детству наиграться,

Вдоволь, досыта, не вкратце…

Дайте дождиком умыться,

Дайте как цветку раскрыться.»

Е. Баёва

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

Программа «Детство» – программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Задача программы «Детство» в линии творчества пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. И театрально-игровая деятельность как нельзя лучше подходит для осуществления этой задачи.

В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Тема нашей работы «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством театрального искусства». В соответствии с темой мы провели диагностику развития артистических способностей у детей.

Актуальность темы. Ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуализации и отвечает утвержденной в 1989 году государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила к психическим особенностям периодов детского развития.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития детей и дошкольного детства.

Гипотеза. Работа с детьми основывалась на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Задачи:

1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Подводить детей к созданию выразительного образа.

3. Расширять  представления детей об окружающих  их предметах. Учить определять материал для изготовления костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклю. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

4. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

5.   Побуждать детей импровизировать на тему.

6. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Предполагаемый результат. У дошкольников, занимающихся театральной деятельностью, развивается неповторимая индивидуальность, формируется способность воспринимать красоту окружающего мира, желание самим создавать прекрасное.


Глава 1. Развитие творческих способностей детей с дошкольного возраста посредством театрального искусства.

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает, а это, в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное (а нередко и познавательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить».

Линия чувств определяет развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к музыке, литературе, народной культуре.

Линия познания определяет развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей и речи.

Линия творчества предусматривает пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Театрально игровая деятельность затрагивает все линии развития личности дошкольника.

В занятиях по художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы педагог может использовать различные виды театров:

  • настольный картонный театр;
  • театр на пяти пальцах;
  • театр мягкой игрушки;
  • сценические постановки.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, воспитатель, окружая ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889—1960) писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые". Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонаций, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в программе «Детство» в блоке «Художественно творческая деятельность» выделен специальный раздел «Музыкально театрализованная деятельность», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан: — создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами,  с разными видами кукольных театров);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изо деятельности и др.). Желательно, чтобы организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организованна работа разнообразных студий («Кукольный театр малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в целостный единый продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности -специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и др.), где могут проводиться театрализованные занятия, студийная работа и разнообразные праздники. В «Школе развития» В.А. Сухомлинского пыла оборудована специальная комната сказки, где дети чувствовали себя в мире волшебных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать и разыгрывать сказку. Он писал в книге «Сердце отдаю детям»: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение и комнате сказки играло очень большую роль». Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора;

- полифункциональность использования помещений и оборудования;

- возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель по только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или и иным ситуациям. Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется - дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражение, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. На пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский.

Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо. Это помешает им полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.). Кроме того, в ходе работы над ролью пополняется словарный запас ребенка, обогащается звуковая и интонационная культура его речи.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают основная проблема:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 8—10 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей -несколько сложнее истребует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; и заключение различными способами вызывать у детей радость.


Глава 2. Описание опытно – экспериментальной работы.

В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности в системе образования. Развитие личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности наряду с развитием межличностной и межкультурной толерантности) требует проектирования особой системы образования. Этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка, который в дальнейшем будет определять траекторию развития его личности.

В психологии хорошо известен тот факт, что чем младше ребенок, тем более он чувствителен к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль в качестве обще принятого и закономерного. В дальнейшем ребенок становится носителем и транслятором именно тех норм, которые содержатся в этом стиле, пусть даже не в явном, а в скрытом виде. Более того, именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Поэтому основной акцент в развитии системы дошкольного образования имеет смысл делать именно на процессе взаимодействия педагога с ребенком в детском саду, точнее, на образовательных технологиях, используемых в этом процессе, поскольку его центром и точкой приложения данных технологий и является ребенок.

Своеобразие ситуации, сложившейся в последние несколько лет в системе дошкольного образования, состоит в том, что государственные нормы и ограничения, транслируемые дошкольным учреждениям со стороны системы управления образованием, в основном стали носить ценностный характер. Можно с уверенностью утверждать, что одной из основных целей реформы до школьного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности.

Для диагностики развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста мы использовали следующие методические подходы:

- беседы по просмотру кукольных спектаклей;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. 

Изучать развитие творческих способностей дошкольников можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей.

Тема нашей работы «Развитие творческой способностей детей дошкольников ...». Для лучшего определения траектории мы провели следующие диагностики:

1. диагностику эмоционального состояния каждого ребенка в группе детского сада;

2. Диагностика эмоционального состояния  каждого ребенка в группе детского сада.

Дошкольники 4-5 лет могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. Поскольку основным методом педагогической оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявлений, воспитателю необходимо разработать схему фиксации результатов.

Проявление эмоций очень индивидуально - в одних и тех же обстоятельствах  один ребенок разозлится, а другой застесняется или испугается. Поэтому надо внимательно проследить, как именно конкретный ребенок реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции ложатся в основу оценки его эмоционального состояния. Степанова Г.Б. предлагает следующую схему оценки (Приложение 2).

1 ступень - равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно;

2 ступень - эмоциональные проявления выражены средне (мимикой, позой, словами и т.д.);

3 ступень - эмоции выражены сильно (мимикой, речью, двигательной активностью).

С помощью такой обобщенной шкалы мы можем оценивать как проявления эмоционального благополучия, так и эмоционального комфорта (радости).

Для определения траектории развития эмоционального состояния каждого ребенка сравним диагностику эмоционального состояния каждого ребенка во II младшей группе детского сада (Приложение 1) и диагностику эмоционального состояния каждого ребенка в средней группе детского сада (Приложение 2). В результате мы видим, что дети, имевшие 1 или 2 ступени стали более эмоциональны, более общительны.

В условиях детского сада можно оценить, каким образом происходит социальное развитие ребенка, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности. Наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду.


Заключение.

На основании вышеизложенного материала и проведенной нами работы и диагностики, мы утвердились в правильности выбранного направления в работе с детьми. Работа велась со II младшей группы. Из ясельной группы дети перевелись в полном составе (15 детей), но во II младшей группе прибавились еще 7 детей. И сразу встала проблема «ввода» этих детей в коллектив. Вот здесь театрализованная деятельность помогла этим детям адаптироваться.

Так что же дает введение в работу театрализованной деятельности?

У детей меняется индивидуальное поведение, поведение в общении. Эти же факторы влияют на организованную (учебную, развлекательную) и неорганизованную (свободная игра) деятельность. Участие детей в спектаклях, праздниках, репризах, этюдах, разыгрывание сценок дало сильный толчок в развитии речи, ее выразительности. Изображая различных героев, дети развивают и совершенствуют свои двигательные качества. Изготовляя вместе с нами атрибутику к театральным действам, они развивают свой эстетический и художественный вкус.

Театрализованная деятельность помогает и во взаимодействии с родителями. Они включаются в помощь при работе с детьми (изготовление костюмов, разучивание стихов, ролей), а, самое главное, родители еще более глубже начинают общаться с детьми, жить их интересами.

Всю динамику развития детей мы предоставляем в диагностике.

И в заключении хотим сказать, анализируя работу, мы пришли к выводу, что успех в работе с детьми по театрализованной деятельности гарантирован при условии того, что:

  1. Дети и воспитатели любят друг друга;
  2. Существует взаимная приязнь детей, воспитателей и музыкального руководителя;
  3. Между воспитателями и родителями достигнуто обоюдное взаимопонимание.

Если эти составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным (конечно если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию в них творческого начала).

Эта положительная энергия влияет не только на зрителей, но и на нас, взрослых, а также на самих детей, они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъёмом и воодушевлением.

Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлечённых общим любимым делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет воспитателя Милюковой Ольги Михайловны В гармонии с природой"

Конспект занятия в старшей группе "Живая планета"Программное содержание: Уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, во...

Творческий отчет воспитателя о проделанной работе за 2010-2013 учебные года.

Творческий отчет воспитателя о проделанной работе  за 2010-2013 учебные года.        Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на реализацию общеобразовательной прогр...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АТАВИНОЙ Н.М.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АТАВИНОЙ Н.М....

Творческий отчет воспитателя страшей группы

Отчет о проделанной работе за 2016/2017 учебный год в старшей группе...

Творческий отчет воспитателей старшей группы о проделанной работе «НАШИ УСПЕХИ И НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Состав группы:В старшей группе «Звездочки» 30 детей, из них мальчиков – 18, девочек – 12. (Слайд 2)В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные матери...

Творческий отчет воспитателей о проделанной работе в средней группе

Представляю вашему вниманию образец творческого отчета о проделанной работе в группе детского сада в формата презентации....