«Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой»
материал на тему

Галичева Галина Ивановна

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей.

- Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?

- Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая, друг другу?

- Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_tem3.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Организация самостоятельной деятельности детей и планирование  воспитательной работы

по руководству игрой»

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей.

- Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?

- Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая, друг другу?

- Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребёнка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приёмы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приёмы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребёнка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько изменённых условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определённом порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, настольных игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматриваю книги.

Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребёнка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за работой ребёнка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидками, матрёшками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши ещё не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы, животные), и природный материал (шишки, листья). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой комнате должно быть достаточно свободного места.

Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Чёткое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «Дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «Магазин» - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметами для игры.

После завершения игры, дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведённые места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно её не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение, какими бы педагогическими приёмами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребёнку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребёнка надо называть по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают весёлые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К  каждому воспитаннику в течении самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребёнком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать как правильно сложить «пирамидку»; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки куда-либо.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздражённый, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания, от того, как взрослый обращается с детьми, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой деятельности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из различных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретённые сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Литература:

«Что должен знать руководитель дошкольного учреждения» И.А. Кутузова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему:"Организация самостоятельной деятельности детей и планирование".

Мастерство воспитателяярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как...

Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений ними.........

Совместная деятельность взрослого с ребенком, ООД, Организация самостоятельной деятельности детей. План, примерной, работы на месяц

Дидактические игры:1) «Пазлы цифровые» — Развитие сенсорных способностей, знание цифр от 0 до 9,умение подбирать форму предмета2) «Чудесный мешочек» Научить узнавать предметы наощупь, сравнивать зрите...

Из опыта работы. Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 34 «Рябинка»...

Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой»

Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование  воспитательной работы  по руководству игрой»...