Тема: «Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель:  Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных  с помощью простейшего анализа сказки.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования (мнемодорожка);
  2. продолжать учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, соотносить знаковые символы с образами;
  3. Упражнять в умении рассказывать содержание венгерской сказки «Два жадных медвежонка» с использованием «мнемодорожки». Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание сказки), используя выразительные средства.
  4. Развивать память, внимание, речь, наглядно-образное  мышление.
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkhl.docx145.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных  с помощью простейшего анализа сказки.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования (мнемодорожка);
  2. продолжать учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, соотносить знаковые символы с образами;
  3. Упражнять в умении рассказывать содержание венгерской сказки «Два жадных медвежонка» с использованием «мнемодорожки». Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание сказки), используя выразительные средства.
  4. Развивать память, внимание, речь, наглядно-образное  мышление.
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Оборудование: Мультимедийная презентация, книги сказок, фломастеры и полоски бумаги для детей, лист белой бумаги и маркер яркого цвета для воспитателя, шапочки медвежат и лисы.

Активизация словаря:

Методические приемы:

1.Игровой момент «Видео-письмо»

2.Чтение загадки.

3.Беседа о сказках.

4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» с показом мультимедийной  презентации.

5. Беседа по содержанию сказки.

6.Физминутка «Медвежата».

7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.

8. Инсценировка отрывка сказки «Медвежата нашли головку сыра………..».

9. Подведение итога занятия

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Игровой момент

- Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Это видео – письмо. А о ком говорится в этом письме догадайтесь, отгадав загадку. 

2. Чтение загадки:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?

                                                (Медведь)

- Да, в нашем видео письме сказка о медведях.

3. Беседа о сказках:

.Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь ? Назовите их пожалуйста. (Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Теремок)  (педагог выставляет на выставку книги - сказки)

- Я  познакомлю вас сегодня с новой сказкой , называется она «Два жадных медвежонка». Вы внимательно слушайте сказку. А потом ответите мне на вопрос – какие медвежата в этой сказке?

4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

с показом мультимедийной презентации.

5.Беседа по содержанию сказки.

- Понравилось вам сказка?

- Кто главные герои сказки? (медвежата)

-Какие медвежата? Как их описывают в сказке?

(Маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые)

-Кто еще есть в сказке?

(лиса).

- Какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?

(Плутовка, рыжая, обманщица).

- Почему вы решили что лиса в сказке хитрая, обманщица?

- Помогла ли лиса медвежатам поделить сыр поровну?

-Почему лиса сумела обмануть медвежат?

(Они были жадными, жадничали. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше)

-Что же случилось с медвежатами из –за их жадности? Как они были наказаны?

(Остались голодными).

- Хорошо ли быть жадным?  

- А у нас в группе таких  ребят нет. Мы все дружные.

Маленькие медвежата любят играть.  Они приглашают нас с ними поиграть.

6.ФИЗМИНУТКА: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.
/Дети показывают движение, имитируя медвежат ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /
Дети показывают движение - качание руками в стороны/.
Быстро с дерева слезали
Носы от пчел защищали,
Вот так, вот так.
Носы от пчел защищали.
/Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.

7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.

- Вам понравилась сказка, с которой  мы сегодня  с вами познакомились?.

- Я предлагаю  вам рассказать эту сказку  своим родителям. А чтобы вы ее запомнили давайте мы ее нарисуем.

Воспитатель: Как начинается сказка? По ту сторону   гор,   стоял нехоженый густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. Где жила медведица?

Ребята, что мы нарисуем в первом квадратике?  

Медвеженок1

Воспитатель: У медведицы было два сына, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Ребята, что мы нарисуем во втором квадратике?

Медвеженок3

Воспитатель: Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком. Как показать, что медвежата проголодались?

 Ребята, что мы нарисуем в третьем квадратике?

Медвеженок5

Воспитатель: Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра.  Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Ребята , что мы нарисуем в четвёртом  квадратике?

Медвеженок7

Воспитатель: Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись подошла к ним лиса. Что предложила лиса медвежатам? (помочь медвежатам поделить сыр)
Ребята, что нарисуем в пятом квадратике?

Медвеженок2

Воспитатель:  Поровну ли  лиса разделила сыр для медвежат? (нет, один кусочек был больше, другой меньше)

Ребята, что мы нарисуем в следующем квадратике?

 Медвеженок4

- Понравилось ли медвежатам, как лиса разделила сыр? (нет. Они кричали - неровно)

- Что сделала лиса, чтобы кусочки сыра стали одинаковыми? (стала кусать то одну, то другую половинку)

- Какие же кусочки сыра достались медвежатам?  (два крохотных кусочка)

Ребята, что нарисуем в последнем квадратике?

Медвеженок6

-  Почему медвежатам достались такие крохотные кусочки сыра? (потому что они жадничали, каждый боялся,  что другому достанется больший кусок.)

- Кто же из них наелся: медвежата или лиса? (лиса)

- Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.Медвеженок6

Медвеженок3Медвеженок1Медвеженок5Медвеженок7Медвеженок2Медвеженок4

Воспитатель: вот и закончилась сказка.

8Инсценировка отрывка сказки «Медвежата нашли головку сыра…..»

- Она закончилась печально. Медвежата остались голодными. Вам их жалко?

-  А давайте мы с вами придумаем другую концовку сказки, чтобы она закончилась хорошо.  (предлагает детям пройти на ковер).

- Я предлагаю Вам превратиться в медвежат и лису  и подумать, чтобы вы сделали если бы нашли головку сыра?

Возможные варианты концовки сказки:

-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр и она поделила сыр на всех поровну.

-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:

-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:

-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну.

9. Итог:

Воспитатель:

- Какая концовка сказки вам понравилась больше всего? Хорошо ли быть жадным?

Вечером, когда придут ваши родители, обязательно расскажите им, какую сказку вы сегодня слушали.