Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Создание условий для развития музыкального творчества детей дошкольного возраста"

    Япончинцева Ирина Сергеевна
    «Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора» (из опыта работы) Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна муз. руководитель МБДОУ №15 «Ручеёк», г. Бердска План работы: 1. Актуальность проблемы. 2. Изучение литературы. 3. Проведение анкетирования и диагностики. 4. Определение цели и задач, способствующих эффективной работе. 5. Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора. В последнее время, современная педагогика всё чаще и чаще обращается к истокам народного творчества. Нравственное и эстетическое содержание, ценность педагогических и психотерапевтических возможностей народной культуры, убеждают в необходимости сохранения и широкого использования её принципов и традиций в современной практике воспитания и образования. Рождённая в недрах тёплой семейной жизни, русская народная культура материнства и детства является эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает ассоциативное, образное мышление, дарит ребёнку радость от приобретения опыта в творческой деятельности, формирует его индивидуальность. Фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной поч¬вой для всестороннего развития личности. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и развития. Для того чтобы начать работу в данном направлении, мне необходимо было изучить как можно больше соответствующей литературы. Для этого я воспользовалась методическими рекомендациями и лекциями педагогов Новосибирского областного колледжа культуры и искусства, в котором я училась и получила квалификацию руководителя народного хора по специальности «социально - культурная деятельность и художественное народное творчество», а так же научными трудами: Виноградова Г.С., Мельникова М.Н., Капица О.И., Куприяновой Л.П.. Воспользовавшись вышеуказанными источниками, я пришла к выводу, что одной из главных моих задач в последующей работе, будет воспитание у детей устойчивого интереса и любви к русской традиционной народной культуре, в частности песенному фольклору. Прежде чем приступить к воплощению своих замыслов, я провела среди родителей нашего детского сада анкетирование, а среди детей старшей и подготовительной групп диагностику. Вот, что получилось: родителей, хоть как-то интересующихся русской народной культурой и воспитывающих у детей чувство патриотизма и любви к родине оказалось всего 10 %; родителей, далёких от русских народных традиций, но желающих привить своим детям чувство любви к Родине, воспитать их средствами русского народного фольклора было 30 %; родителей, совершенно равнодушных к русскому народному искусству оказалось, к сожалению, 60 % , то есть больше половины! Диагностика же, проведённая среди детей, дала более позитивные результаты: дети, которые ходили на музыкальные занятия, включающие в себя произведения народной музыки и песенного фольклора в течение трёх месяцев, показали себя более активно, эмоционально, как на праздниках, так и повседневной жизни группы. Так же хочется отметить, что эти дети стали более внимательными, общительными, добрыми и заботливыми! Подведя итоги моих наблюдений и аналитической работы, я поняла, что процесс развития и воспитания детей станет полноценным, если он будет включать в себя методы и приёмы народной педагогики, направленные на всестороннее развитие личности, то есть, необходимо вводить в занятия элементы русского народного фольклора. А так как песенный фольклор является наиболее выразительной, доступной формой для детского восприятия, то перспективный план, должен отражать его основные составляющие: * познавательную; * музыкальную; * игровую. Необходимо отметить, что наш детский сад работает по программе Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Соответственно, я работаю по основной программе, а дополнительный материал беру из программ: "Ладушки", И. Каплуновой и И. Новоскольцевой; "Народное творчество"- экспериментальной программы кафедры искусств НИПКРО, а так же пользуюсь и другими учебными пособиями. Следует так же отметить, что введение в занятия материала по музыкальному фольклору нужно начинать постепенно, непринуждённо, в канве обычного занятия. Но для этого нужно подготовить, как я уже говорила ранее, индивидуальный перспективный план (см.ниже), отвечающий основным задачам развития и воспитания детей. Так как меня на протяжении всей моей трудовой деятельности интересует и очень привлекает творческая работа детей, тем более в рамках музыкального фольклора она не только уместна, но и естественна, то я определила для себя следующие цель и задачи. Цель работы: Создание условий для развития музыкального творчества детей посредством произведений народной музыки и песенного фольклора. Задачи: 1.Воспитывать устойчивый интерес к русскому народному творчеству и музыкальному искусству. 2.Способствовать обогащению музыкально-эстетического опыта детей. 3.Формировать навыки художественного исполнения и творческого мышления. 4.Развивать способность самостоятельно инсценировать песни, хороводы, игры, сказки. 5.Совершенствовать приобретённые умения и навыки путём сотворчества детей и взрослых. Таким образом, для создания условий, способствующих развитию музыкальных, творческих способностей дошкольников, были определены следующие направления: 1.Подбор музыкального и наглядного материала, изготовление пособий для музыкальной, творческой деятельности. Решая поставленные задачи, я в первую очередь стала думать о том, чем можно детей не только завлечь, но и научить через это. То есть мне пришлось сначала определить, что я хочу дать детям, чему я хочу их научить и, как учебный процесс обратить в интересную, творческую работу. Так, например, изучая историю колыбельной песни, её особенности, дети не только слушали и пели песни, но и сочиняли свои. Так же, мы с детьми рассматривали фотографии первых колыбелек, и мастерили свои по их подобию. Помимо этого, мы с детьми сочинили игру, в которой надо было сначала «маме» спеть своему «ребёночку» колыбельную, покачать его и уложить спать, а затем эти же действия надо было сделать «папе». В игре участвовало три пары (девочка – мальчик). Каждая девочка напевала свою колыбельную и качала, соответственно свою куклу. Затем, она подходила к мальчику, напевая ему свою колыбельную песню. И, наконец, мальчики, подойдя к своим «деткам», должны были исполнить эту колыбельную. Если песня звучала не похоже или совсем не звучала, то дети зрители, изображали, плачь ребёночка. Изучая плясовые песни, мы вводили игровые упражнения, способствующие: запоминанию мелодии, развитию чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости. Так, например, разучивая русскую народную песню «Калинка», дети выполняли упражнение с платочками: на мелодию вступления «стирали» платочки, на мелодию куплета – «сушили» платочки, а на мелодию припева – танцевали с платочками, придумывая свои движения. По этому же принципу мы выполняли вокальные упражнения. Для закрепления темы «Сходство и различие закличек и приговорок», мы так же использовали игровое упражнение с крышечками от бутылок. Дети, исполняющие заклички, стучали ритмический рисунок крышечками голубого цвета, а дети, исполняющие приговорки, стучали белыми крышечками: Солнышко, солнышко, Отворяем ворота Выгляни на брёвнышко: ключиком – замочком, Дам тебе мёду шёлковым платочком. Целую колоду. Во время проигрыша стучали те и другие вместе. Можно бесконечно рассказывать о тех или иных педагогических находках, но мне бы хотелось остановиться на главном, а именно на том, что любой творческий процесс берёт своё начало из приобретённого опыта человека, поэтому необходимо помогать детям, накапливать этот самый опыт. Для этого нужно самому педагогу быть творческой, раскрепощённой личностью, умеющей не только направлять, но и создавать! Дети чувствуют, когда с ними идёт открытое, естественное общение, и сами начинают «раскрываться». И вот на этом фоне свободного, непринуждённого общения, в процессе сотворчества, зарождается семя настоящего творчества! Конечно, для того чтобы из этого семени вырос прекрасный цветок его надо поливать и удобрять. А то касаемо наглядных пособий, то они помогают творческому процессу быть более эффективным. В работе с детьми не только можно, но и нужно использовать предметы окружающие их в повседневной жизни, так как само их присутствие на занятиях уже способствует раскрепощению. Да к тому же такая деятельность даёт детскому воображению «разгуляться» в свободное от занятий время. 2.Концертная деятельность. Всем известно, что дети очень любят выступать и, поэтому, концертная деятельность играет большую роль в формировании ребёнка, как активной, эмоциональной, устойчивой личности. Поэтому, творческая работа должна включать в себя элементы театрально – показательных выступлений. Так, например, дети придумывают сценки к песням (клипы) и показывают их друг другу, а затем выступают перед другими зрителями. 3.Проведение фольклорных праздников. В нашем детском саду проводятся такие праздники как: «Рождественские посиделки», «Масленица», «Красная горка», «Семик», «Рождственские посиделки», «Народное гуляние». В сценарии этих праздников мы вводим не только песни, пляски, разученные на занятиях, а так же номера, придуманные детьми в процессе творческой деятельности. 5.Индивидуальная работа. Индивидуальные занятия проходят в дополнительные часы (три занятия в неделю) с детьми, имеющими какие-либо проблемы с психофизическим развитием, то есть теми, кто наблюдается у психолога, невропатолога и логопеда. Хочется обратить внимание на то, что эти индивидуальные занятия в большей степени направлены не на развитие музыкальных способностей, а на развитие эмоциональной отзывчивости, творческой активности. Так же, я хочу сказать, что такие занятия проходят исключительно в сопровождении русского народного инструмента – гармошки, на котором я начала учиться играть совсем недавно, но уже без которого совершенно не представляю свою работу. Как показала практика, гармошка не только располагает к себе детей, но и помогает сделать процесс сотворчества более естественным и интересным. 6.Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществить без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Решать поставленные задачи позволили следующие формы совместной деятельности: * семинары; * педсоветы; * практикумы (совместные праздники и развлечения); * подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты; Помимо этого, в будущем, планируется использовать музыкальный материал на групповых, логопедических занятиях, и занятиях по физкультуре. Надеюсь, такое сотрудничество благотворно повлияет на быстрое и успешное развитие детей. 7.Работа с родителями – это одно из ведущих направлений в детском саду. Привлечение родителей к решению поставленных задач, я считаю, возможно, осуществить следующим образом: *проводить индивидуальные беседы, консультации; *привлекать родителей к совместной творческой и театральной деятельности; *приучать родителей помогать оформлять информационные уголки, книжки- раскладушки, изготавливать пособия для творческой деятельности детей. В заключении хочется сказать, что любая деятельность, а особенно творческая, требует тщательной подготовки, позитивного настроя самого педагога, ведь от его «выступления» зависит исход всего дела. Как можно чаще надо удивляться и задаваться вопросом, искренне любить то, что нас вдохновляет, ценить то, что нас учит и направляет. Очень хочется, чтобы как можно больше педагогов обращалось к русской народной национальной культуре, за неоценимым опытом, способствующим воспитанию полноценной, всесторонне развитой личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора»

    (доклад из опыта работы)

    Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна муз. руководитель МБДОУ №15 «Ручеёк», г. Бердска

    План работы:

    1. Актуальность проблемы.

    2. Изучение литературы.

    3. Проведение анкетирования и диагностики.

    4. Определение цели и задач, способствующих эффективной работе.

    5. Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора.

    В последнее время, современная педагогика всё чаще и чаще обращается к истокам народного творчества. Нравственное и эстетическое содержание, ценность педагогических и психотерапевтических возможностей народной культуры, убеждают в необходимости сохранения и широкого использования её принципов и традиций в современной практике воспитания и образования.

    Рождённая в недрах тёплой семейной жизни, русская народная культура материнства и детства является эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности.  Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает ассоциативное, образное мышление, дарит ребёнку радость от приобретения опыта в творческой деятельности, формирует его индивидуальность. Фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности.

    Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и развития.

    Для того чтобы начать работу в данном направлении, мне необходимо было изучить как можно больше соответствующей литературы. Для этого я воспользовалась методическими рекомендациями и лекциями педагогов Новосибирского областного колледжа культуры и искусства, в котором я училась и получила квалификацию руководителя народного хора по специальности «социально - культурная деятельность и художественное народное творчество», а так же научными трудами: Виноградова Г.С., Мельникова М.Н., Капица О.И., Куприяновой Л.П..              

    Воспользовавшись вышеуказанными источниками, я пришла к выводу, что одной из главных моих задач в последующей работе, будет воспитание у детей устойчивого интереса и любви к русской традиционной народной культуре, в частности песенному фольклору.

    Прежде чем  приступить к воплощению своих замыслов, я провела среди родителей нашего детского сада анкетирование, а среди детей старшей и подготовительной групп диагностику. Вот, что получилось:

    родителей, хоть как-то интересующихся русской народной культурой  и воспитывающих  у  детей  чувство патриотизма и любви к родине оказалось всего 10 %;

    родителей, далёких от русских народных традиций, но желающих привить своим детям  чувство любви к Родине, воспитать их средствами русского народного фольклора было 30 %;

    родителей, совершенно равнодушных к русскому народному искусству оказалось, к сожалению, 60 % , то есть больше половины!

    Диагностика же, проведённая среди детей, дала более позитивные результаты: дети, которые ходили на музыкальные занятия, включающие в себя произведения народной музыки и песенного фольклора в течение трёх месяцев, показали себя более активно, эмоционально,  как на праздниках,  так и повседневной жизни  группы. Так же хочется отметить, что эти дети стали более внимательными, общительными, добрыми и заботливыми!

    Подведя итоги моих наблюдений и аналитической работы, я поняла, что процесс развития и воспитания детей станет  полноценным, если он будет включать в себя методы и приёмы народной педагогики, направленные на всестороннее развитие личности, то есть, необходимо вводить в занятия элементы русского народного фольклора. А так как песенный фольклор является наиболее выразительной, доступной формой для детского восприятия, то перспективный план,  должен отражать его основные составляющие:

    * познавательную;

    * музыкальную;

    * игровую.

    Необходимо отметить, что наш детский сад работает по программе  Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Соответственно, я работаю по основной программе, а дополнительный материал беру из программ: "Ладушки", И. Каплуновой и И. Новоскольцевой; "Народное творчество"- экспериментальной программы кафедры искусств НИПКРО, а так же пользуюсь  и  другими учебными  пособиями.

    Следует так же отметить, что  введение в занятия материала по музыкальному фольклору нужно начинать постепенно, непринуждённо, в канве обычного занятия. Но для этого нужно подготовить, как я уже говорила ранее, индивидуальный перспективный план (см.ниже), отвечающий  основным задачам развития и воспитания детей.

                                                   

    Так как меня на протяжении всей моей трудовой деятельности интересует и очень привлекает творческая работа детей, тем более в рамках музыкального фольклора она не только уместна, но и естественна, то я определила для себя следующие цель и задачи.

    Цель работы: Создание условий для развития музыкального творчества детей посредством  произведений  народной музыки и песенного фольклора.

    Задачи: 

    1.Воспитывать устойчивый интерес к  русскому народному творчеству  и музыкальному искусству.

    2.Способствовать обогащению музыкально-эстетического опыта детей.

    3.Формировать навыки художественного исполнения и творческого мышления.

    4.Развивать способность самостоятельно  инсценировать  песни, хороводы, игры, сказки.

    5.Совершенствовать приобретённые умения и навыки путём сотворчества детей и взрослых.

    Таким образом,  для создания условий, способствующих развитию музыкальных, творческих  способностей дошкольников, были определены следующие направления:

    1.Подбор музыкального и наглядного материала, изготовление пособий  для музыкальной, творческой деятельности.              

    Решая поставленные задачи, я в первую очередь стала думать о том,  чем можно детей не только завлечь, но и научить через это. То есть мне пришлось сначала определить, что я хочу дать детям, чему я хочу их научить и, как учебный процесс обратить в интересную, творческую работу.

    Так, например, изучая историю  колыбельной песни, её особенности, дети не только слушали и пели  песни, но и сочиняли свои. Так же, мы с детьми рассматривали фотографии первых колыбелек, и мастерили свои по их подобию. Помимо этого, мы с детьми сочинили игру, в которой надо было сначала «маме» спеть своему «ребёночку» колыбельную, покачать его и уложить спать, а затем эти же действия надо было сделать «папе».

    В игре участвовало три пары (девочка – мальчик). Каждая девочка напевала свою колыбельную и качала, соответственно свою куклу. Затем, она подходила к  мальчику, напевая ему свою  колыбельную песню. И, наконец, мальчики,  подойдя к своим «деткам», должны были исполнить эту колыбельную. Если песня звучала не похоже или совсем не звучала, то дети зрители, изображали, плачь ребёночка. Изучая плясовые песни, мы вводили игровые упражнения, способствующие:

    запоминанию мелодии, развитию чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости. Так, например, разучивая русскую народную  песню «Калинка», дети выполняли упражнение с платочками: на мелодию вступления «стирали» платочки, на мелодию куплета – «сушили» платочки, а на мелодию припева – танцевали с платочками, придумывая свои движения.  По этому же принципу мы выполняли вокальные упражнения. Для закрепления темы «Сходство и различие закличек и приговорок», мы так же использовали игровое упражнение с крышечками от бутылок. Дети, исполняющие заклички, стучали ритмический рисунок крышечками голубого цвета, а дети, исполняющие  приговорки, стучали белыми крышечками:

           Солнышко, солнышко,                                     Отворяем ворота

           Выгляни на брёвнышко:                                  ключиком – замочком,

           Дам тебе мёду                                                   шёлковым платочком.

           Целую колоду.

           Во время проигрыша стучали те и другие вместе.

     Можно бесконечно рассказывать о тех  или иных педагогических  находках,  но мне бы хотелось остановиться на главном, а именно на том, что любой творческий процесс берёт своё начало из приобретённого  опыта человека, поэтому необходимо помогать детям, накапливать этот самый опыт. Для этого нужно самому педагогу быть творческой, раскрепощённой личностью, умеющей не только направлять, но и создавать!  Дети чувствуют, когда с ними идёт открытое, естественное  общение, и сами начинают «раскрываться». И вот на этом фоне свободного, непринуждённого общения, в процессе сотворчества,  зарождается семя настоящего творчества! Конечно, для того чтобы из этого семени вырос прекрасный цветок его надо поливать и удобрять. А то касаемо наглядных пособий, то они помогают творческому процессу быть более эффективным.

    В работе с детьми не только можно, но и нужно использовать предметы окружающие их в повседневной жизни, так как само их присутствие  на занятиях уже способствует раскрепощению. Да к тому же такая  деятельность даёт детскому воображению  «разгуляться» в свободное от занятий время.

    2.Концертная деятельность.

    Всем известно, что дети очень любят выступать и, поэтому, концертная деятельность играет большую роль в формировании ребёнка, как активной, эмоциональной, устойчивой личности. Поэтому, творческая работа должна включать в себя элементы театрально – показательных выступлений. Так, например, дети придумывают сценки к песням (клипы)  и  показывают их друг другу, а затем выступают перед другими зрителями.

    3.Проведение фольклорных праздников.

    В нашем детском саду проводятся такие праздники как: «Рождественские посиделки», «Масленица», «Красная горка», «Семик», «Рождственские посиделки», «Народное гуляние». В сценарии этих праздников мы вводим не только песни, пляски, разученные на занятиях, а так же номера, придуманные детьми  в процессе творческой деятельности.

    5.Индивидуальная работа.

    Индивидуальные занятия проходят в дополнительные часы (три занятия в неделю) с детьми, имеющими какие-либо проблемы с психофизическим развитием, то есть теми, кто наблюдается у психолога, невропатолога и логопеда. Хочется обратить внимание на то, что эти индивидуальные занятия в большей степени направлены не на развитие музыкальных способностей, а на развитие эмоциональной отзывчивости, творческой активности. Так же, я хочу сказать, что такие занятия проходят исключительно в сопровождении русского народного инструмента – гармошки, на котором я начала учиться играть совсем недавно, но уже  без которого совершенно не представляю свою работу. Как показала практика, гармошка не только располагает к себе детей, но и помогает сделать процесс сотворчества более естественным и интересным.

    6.Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществить без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Решать поставленные задачи позволили следующие формы совместной деятельности:

    * семинары;

    * педсоветы;

    * практикумы (совместные праздники и развлечения);

    * подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты;

    Помимо этого, в будущем, планируется  использовать музыкальный материал на  групповых, логопедических занятиях, и занятиях по физкультуре. Надеюсь,  такое сотрудничество благотворно повлияет  на быстрое и успешное развитие детей.

    7.Работа с родителями – это одно из ведущих направлений в детском саду.

    Привлечение родителей к решению поставленных задач, я считаю, возможно, осуществить следующим образом:

    *проводить  индивидуальные беседы, консультации;

    *привлекать родителей к совместной творческой и театральной деятельности;

    *приучать родителей помогать оформлять  информационные  уголки, книжки- раскладушки, изготавливать пособия для творческой деятельности детей.

    В заключении хочется сказать, что любая деятельность, а особенно творческая, требует тщательной подготовки, позитивного настроя  самого педагога, ведь от его «выступления» зависит исход всего дела. Как можно чаще надо удивляться и задаваться вопросом, искренне любить то, что нас вдохновляет, ценить то, что нас учит и направляет. Очень хочется, чтобы  как можно больше педагогов обращалось к русской народной национальной культуре, за неоценимым опытом, способствующим воспитанию  полноценной, всесторонне развитой личности.  

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

    Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора

    В последнее время, современная педагогика всё чаще и чаще обращается к истокам народного творчества. Нравственное и эстетическое содержание, ценность педагогических и психотерапевтических возможностей...

    «Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Очень важно использовать в музыкальной деятельности, самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры. Особенно важно их использовать на музыкальных занятиях, потому как они развивают музыка...

    Создание условий для коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста

    Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности ....

    Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

    Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...

    Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста

    Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с  ФГОС ДО....