«Обучение детей решению нестандартных задач и формирование исследовательских умений».
материал на тему

Лахина Анна Васильевна

Внедрила современную методику и приемы ТРИЗ-педагогики Г.С.Альтшуллера и М.Шустермана способствующие обучению детей решению нестандартных задач, формирование исследовательских умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Целью  своей профессиональной деятельности связанных с эффективностью работы в образовательной организации связываю с внедрением современной методики и приемов ТРИЗ-педагогики Г.С.Альтшуллера и М.Шустермана способствующие обучению детей решению нестандартных задач, формирование исследовательских умений; совершенствование условий для развития зоровьесберегающей среды, формированию основ здорового образа жизни.

«Обучение  детей  решению нестандартных  задач и  формирование исследовательских умений».

  Проект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании комплексной системы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ.

  Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Обоснование необходимости проекта:

С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", изменилась цель образовательной работы дошкольной системы образования.

  В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств является недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.

Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.

Задачи проекта:

анализ нормативной, методической литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;

разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;

обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения детей 5-7 лет;

обоснование педагогических условий повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;

определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.

Объект исследования: возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей 5-7 лет.

Предмет исследования: процесс повышения уровня творческого воображения детей 5-7 лет средствами ТРИЗ.

Методологическая основа проекта.

Методологическую основу данного опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности.

Теоретическую основу педагогического проекта составили

-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер, 1964г.) ;

-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук (Лелюх С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников).

-разработки С. Н. Котова, А. И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ,

-разработки А. М. Страунинг, А. И. Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».

Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В. Г., Гафитулин М. С., Гин А. А., Гин С. И., Мурашковская И. Н., Нестеренко А. А., Сидорчук Т. А., Тимохов В. И., Хоменко Н. Н.

Принципы реализации проекта:

научности, доступности, последовательности и концентричности,

системности; интегративности; комплексно-тематического планирования; преемственности средства обучения, используемые при работе с детьми: наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

Механизм мониторинга результативности проекта:

Критерии оценки эффективности проекта:

показатели уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

показатели уровня компетентности педагогов;

показатели уровня компетентности родителей.

Средства оценки эффективности проекта:

методика «Дорисовывание фигур» - автор Скрипкина Н. М;

методика «Солнце в комнате», «Где чье место? » - авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) ; анкетирование педагогов; анкетирование родителей.

Срок реализации проекта – 1 год (сентябрь 2013г – май 2014г) .

План реализации проекта:

Мероприятия. Сроки. Итоговый продукт.

I этап - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2013г.) .

1.1. Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения старших дошкольников Сентябрь 2014г. выводы о степени разработанности и об особенностях применения в образовательном процессе.

1.2. Изучение нормативной документации. Сентябрь 2013г. пакет нормативных документов.

1.3. Использование возможностей технологии ТРИЗ как средства оптимизации работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь 2013г. педагогический проект.

1.4. Анализ условий реализации проекта. Сентябрь 2013г. Ресурсная база проекта.

1.5. Определение критериев оценки и способов мониторинга. Сентябрь 2014г. Механизм мониторинга реализации проекта.

1.6. Полное диагностическое обследование Сентябрь 2013г. результаты обследования.

1.7. Определение количественных показателей сформированности творческого воображения. Сентябрь 2013г. результаты обследования.

1.8. Углубленный анализ на основе данных обследования. Сентябрь 2013г. результаты обследования.

II этап. – основной (декабрь 2013 – февраль - 2014г) :

2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений. Декабрь

2013г. Подборка материалов.

2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий. Декабрь 2013г-январь 2014г. Перспективный план работы.

2.3. Апробация комплекта. Январь 2014г. - февраль 2014г. Комплект наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий.

2.4. Внедрение в образовательный процесс декабрь 2013 – февраль - 2014г.

2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения у детей октябрь. Программа Мастер-класса «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через внедрение технологии ТРИЗ»

2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития творческого воображения у детей. Ноябрь

2.8. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс, методика занятий с использованием комплекта.

2.9.* Организация преемственности в работе с воспитателями групп и педагогом-психологом До 15 .09. перспективный план взаимосвязи

2.10. Семинар–практикум «Формирование творческого воображения у дошкольников». Ноябрь. Повышение компетентности воспитателей

2.11. Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников

- выступления на родительских собраниях,

- организация открытых просмотров НОД.

- консультации, беседы. В течение учебного года повышение компетентности родителей (законных представителей)

III этап. Аналитико-обобщающий (март – май 2014г.) :

3.1. Мониторинг результатов реализации хода проекта Май 2014г -результаты обследования.

3.2. Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов Март - май 2014г - аналитическая справка- педагогический проект.

*Примечание: в плане реализации проекта графа «ответственный» отсутствует, ввиду того, что при реализации данного педагогического проекта в описанных мероприятиях ответственным лицом является сам воспитатель, лишь в пункте: № пункта Ответственный.

2.9. воспитатель, педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

• будут обеспечены:

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и коэффициента оригинальности у воспитанников;

- преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития творческого воображения у старших дошкольников;

• повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса;

• доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе, увеличится на 20%;

• информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.

Анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами.

Анализ сравнительных результатов за сентябрь 2014 года и май 2015 года позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании.

После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень - 72% сформированности творческого воображения; коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68%.

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования творческого воображения выросло на 48 %; вовлеченность в образовательный процесс увеличилось на 25%; 93%

Педагоги: повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения через использование методов ТРИЗ.

Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса, повысила эффективность проделанной работы и помогает получить положительные результаты.

Литература.

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

ПОДБОР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Небольшая подборка основных упражнений по опытно- исследовательской деятельности в младшей группе....

Занятие по формированию исследовательских умений : «Волшебники цветочного города» (Средняя группа)

Занятие по формированию исследовательских умений : «Волшебники цветочного города» (Средняя группа)Цель:· Учить детей смешивать цвета, в результат чего  из одних цветов, получать другие;· Развиват...

Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"

Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...

Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».

Исследовательский проект: «Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста»...