Родительское собрание "Русские народные игры"
методическая разработка на тему

Курчинская Марина Дмитриевна

Привлечь родителей к использованию в совместной деятельности с ребенком русских народных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры

Уважаемые родители! Сегодня у нас собрание необычное, вы сами заметили по своей одежде. Жизнь скоротечна. Вы, конечно, стараетесь уделить внимание своим детям, но времени на игры, а особенно на народные подвижные игры, остаётся мало. Мы хотим предложить вам вспомнить и поиграть в игры, в которые вы можете поиграть всей семьёй.

Подвижные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Вспомните, пожалуйста, в какие подвижные игры вы любили играть в детстве (перечислить их названия). Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко-малечко» - эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора.

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Среди них много игр, цель которых - развеселить, позабавить. Это игры - шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры незаменимы.

Необходимость соблюдения правил игры требует от её участников (взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребёнком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Народные игры не требуют специального оборудования. Поэтому они просты и приемлемы в разных ситуациях: будь вы дома, на речке, в гостях.

Во многих играх выбирают водящего. Значит, предполагается использование считалок. Чем забавнее считалки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми.

ИГРА «РУЧЕЁК»

Из числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают парами, поднимают руки вверх, образуя воротики. Водящий проходит сквозь воротики и выбирает себе пару из числа игроков. Ведёт своего партнёра сквозь все воротики и встаёт в конец колонны, образуя новые воротики. Оставшийся без пары игрок становится водящим. Игра проводится под музыку в быстром темпе, и создаётся эффект текущего ручейка.

Ведущая: «Вот какой быстрый и весёлый ручеёк у нас получился. А знаете ли вы, куда бежит наш ручей? (Ответы.) Конечно, он бежит прямо в речку. А на берегу реки, на златом крыльце, сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. А ты кто такой? Хотите узнать? Тогда в круг скорее становитесь, дружно за руки беритесь - будем играть в новую игру».

ИГРА «УДОЧКА»

Дети встают по кругу. В середине круга - ведущая со скакалкой в руках. Она раскручивает скакалку по кругу, ведя её низко, у самой земли. Дети и взрослые подпрыгивают вверх, стараясь не задеть скакалки. Пойманный игрок переходит в конец круга или делает шаг назад, временно выбывая из игры. Через 4-5 вращений делается пауза. После небольшого отдыха игра продолжается. Вращая скакалку, ведущая говорит: «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. А ты кто такой?»

На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей, можно поиграть в прятки, салочки, «колдунчики», различные игры с мячом - летом, и в снежки, «снежную бабу» - зимой.

Например, в «КУЧКИ» можно играть всей семьёй. Игра организуется летом, на берегу моря, реки или во дворе. Водящий, выбранный считалкой, берёт по одной какой-нибудь вещи у играющих и прячет под кучки песка так, чтобы под одной из них была пара вещей, под другой - одна, под третьей - ничего. Спрятав предметы, ведущий предлагает их искать. Кому достанется пара - тот выигрывает, а кому пустая кучка - проигрывает. Выигравший становится водящим. Теперь он прячет предметы. Можно прятать крупные одинаковые по цвету и величине камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди. Игру можно продолжать до тех пор, пока она вызывает интерес у детей.

В «ЗМЕЙКУ» лучше играть всей семьёй или объединившись с другими семьями, на просторной площадке, лужайке, лесной полянке. Чем больше игроков, тем веселее игра. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Лучше, если им будет кто-то из взрослых. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем - в другую сторону, раскручивая её.

Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Так, ведущий подаёт сигнал, и все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась. Игру продолжать до тех пор, пока она не надоест.

В игру «ЛЕТУЧИЙ МЯЧ» иди «СОБАЧКИ» можно играть как большим коллективом из нескольких семей, так и втроём. Играющие встают в круг. Водящий, выбранный считалкой, - в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встаёт в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие должны задерживать мяч.

В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как «ЧЕПУХА», «ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ», «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ», которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребёнка, и в то же время веселят всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключиться от житейских проблем, снять напряжение.

Использование русских народных игр в организации детских праздников в семье способствует созданию неповторимой эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как «ЖМУРКИ», «ФАНТЫ», «МОЛЧАНКА». Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.

Совместные игры с близкими взрослыми - огромная радость для ребёнка. Однако, нельзя доводить занятия играми до перенасыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить. Заканчивая игры, оставляйте детям радостную перспективу: «Мы ещё поиграем в другой раз».

Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.

Поиграй-ка, поиграй-ка,

Ты - чудесная страна!

Жаль, что время расставаться

Наступило, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Народные подвижные игры в современном мире"

Родительское собрание" Народные подвижные игры в современном мире"...

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Народные игры в укреплении и сохранении здоровья детей»

Повышение уровня  знаний родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей....

Доклад на родительское собрание «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают опр...

Родительское собрание Викторина (игра) для родителей по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества.  Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре....

«Родительское собрание «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ».»

laquo;Родительское собрание «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ».»...

Родительское собрание «Народные игры и их роль в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Цель: Расширять педагогические умения родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей посредством народных игр. Улучшать детско-родительские отношения. Воспитатель : Дети дошкол...