" Эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста"
статья на тему

Колесникова Любовь Валерьевна

Формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста».

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”(по Д. Б. Эльконину). Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в единой образовательной среде. 
Для современного российского образования и сегодня остается важным сохранение преемственности при переходе детей от одного этапа своего развития к другому, особенно связи дошкольного и начального звеньев образования. 
Под преемственностью мы понимаем переход от одной ступени образования к следующей при сохранении и развитии необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. 
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
• Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
• Уровень развития его познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
• Умственные и нравственные способности детей.
• Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
• Развитие коммуникативных умений.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе, которая включает физиологическую (или физическую) готовность, социальную или личностную готовность, а также психологическую готовность.
Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса, направленного на развитие интегративных личностных качеств дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.
В качестве основных направлений обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием можно назвать три: 
1. методическая работа;
2. работа с детьми;
3. работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада, посвященных теме психологической готовности детей к школе; выявление педагогами насущных проблем при проведении практических занятий с будущими первоклассникам и после обсуждения возможность корректировки своей деятельности.
Работа с детьми - это и посещение дошкольниками школьной библиотеки, спортивного и актового залов, и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – таким образом, у ребят появляется желание пойти в школу, уходит страх перед новым местом деятельности и приходит уверенность в своих силах.
Остановимся более подробно на работе с родителями, главной целью которой выступает повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе через актуализацию знаний родителей по проблеме готовности детей к школе.
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Задачи, стоящие перед педагогами и психологами:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника. 
2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу. 
В XIX - cередине XX в. доминировал «социализирующий» тип, который характеризовался осознанием необходимости особых родительских усилий по воспитанию и обучению ребенка для тренировки воли и подготовки его к будущей самостоятельной жизни в социуме. По Л.Демозу, современный тип отношения к детству - «помогающий». "Помогающий" тип закрепляет «открытие» значимости детства, отличается преобладанием сочувствия в отношениях родителей к детям, установкой на личностно-ориентированный подход в воспитании, для которого недопустимо жестокое давление на ребенка.
В связи с этим предлагаем следующие формы работы с родителями:
- “Круглый стол”
- Беседа с элементами дискуссии
- Семинары-практикумы
- Игровой тренинг
- Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин.
- Создание “Портфолио” ребенка
- Интеллектуальны й конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”
Таким образом, изменения, происходящие в современных детско-родительских отношениях, отражаются на формах работы с родителями, приобретают установку на более тесное взаимодействие родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

 “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”...

Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста

Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста...

Внедрение активных форм работы с родителями детей раннего возраста.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  диктует нам новый формат работы в данном направлении, поставив задачу – сделать родителей субъекта...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста

Акция- это эффективная форма работы с родителями  детей раннего возраста....

Презентация: "Современные формы работы с родителями детей раннего возраста"

Формы работы с родителями детей раннего возраста: используемые современные формы работы с родителями детей раннего возраста способствуют  повышению психолого- педагогической культуры родителей; п...

Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»

Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка,  в развитии полноценной, всесторонне ...