Патриотическое воспитание дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Ефременкова Ольга Валерьевна

 

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

      Актуальность вопроса формирования патриотизма  многогранна - это и формирование  любви  к родным местам, и гордости за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание охранить и приумножить  богатство своей страны ,   это и формирование тесной связи со своим родством и семьёй. Всё  это начинает формироваться в дошкольном возрасте при тесном контакте родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sovremennyh_usloviyah.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

      Актуальность вопроса формирования патриотизма  многогранна - это и формирование  любви  к родным местам, и гордости за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание охранить и приумножить  богатство своей страны ,   это и формирование тесной связи со своим родством и семьёй. Всё  это начинает формироваться в дошкольном возрасте при тесном контакте родителей и педагогов.

      Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к    своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности,  имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

      Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

        Патриотическое воспитание подразумевает под собой и раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

        В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств и различных форм влияния.

        

       В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде. Поэтому  следует выделить наиболее доступные детям по содержанию и  форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

      Знакомство дошкольников с культурными истоками  своего края становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

       Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

       Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

       В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

       Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

      Таким образом, под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

      В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

      Особый упор делается на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей,

взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе со стороны родителей детей.

      Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

      Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

       Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

      Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

      Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

      Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

        Условия патриотического воспитания:

    - Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

       Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

    - Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов).

    - Интеграция условий реализации содержания образования:

    а) технологии по патриотическому воспитанию;

    б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

    в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

    г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

    д) интеллектуальные, личностные, физические качества;

    е) универсальные предпосылки учебной деятельности;

    ж) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей и сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

      -        Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

     - Объективность и точность получаемых данных. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период  детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

      Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

      Воспитывать у детей:

    -        Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

    -       Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

    -      Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

     -        Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

    -        Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

       Формировать у детей:

    -   Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

    -   Представление о России как о родной стране;

   -      Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

    -        Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

     Развивать у детей:

   -        Познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

    -        Представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих наш край.

     Решение этих  задач, позволяет нам  воспитать ребёнка способного  чувствовать  :

   -свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;

    -проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего города;

    -способного  решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитого;

   -проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному;

   -воображать, придумывать, способного  к созданию нового в рамках адекватному возрасту деятельности, способного  к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативного;

   - проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативного;

    -воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующего прекрасное, эмоционально-отзывчевого;

   -понимать ценность жизни;

   - проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

     Работа  ,  проводимая с детьми ,должна вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок. Открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников .Возможность органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста. Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотноситься с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.

      Работа по патриотическому воспитанию предполагает три  этапа:

   -Подготовительный;

    -Деятельностный;

    -Заключительный.

     На подготовительном этапе осуществляется анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования ,проходит  оценка и интерпретация педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение)  начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявляется  актуальное состояние и развитие детей, которое соотносится  с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода.  Определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе проведения патриотической работы. А также  определяется ожидаемый социально-значимый результат.

     Деятельностный  этап предполагает  совместную деятельность участников образовательного процесса по   патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

      На этом этапе работа подразумевает :

    - привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

    - работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;

    - слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

     Формы и методы  работы с детьми:

    -  Необычное приветствие.

    -  Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

    -Приглашение в путешествие.

    -  Создание проблемной ситуации.

    -  Совместная проектная деятельность.

    -Музейная педагогика.

    -  Анализ нравственных качеств.

    -  Ручной труд.

    -  Природоохранная деятельность.

    -Изготовление подарков.

    -  «Уроки доброты».

    -  Акции.

     -  Выставки и экспозиции.

    -  Развлечения, досуги, праздники, концерты.

    -  Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры).

    - Чтение и рассказывание сказок.

    -  Инсценировки, театрализованная деятельность.

     -  Выставка военной техники, детских рисунков .

     -  Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

      Формы работы с родителями:

    -Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

    -Поддержание групповых традиций совместным участием в них.

    -Индивидуальные консультации, беседы.

    -Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

    -  Фотовыставки   «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и т. п.

     -  Совместное творчество родителей и детей, как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

    -  Совместное создание взросло-детских  проектов   «Генеалогическое  древо», «Моя семья» и т. п.

    -Оформление информационного стендов и папок передвижек.    ( список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

     -Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).

    -Оформление информационных стендов «Мир нравственности  и патриотизма в высказываниях и афоризмах».

    -Организация встреч с интересными людьми.

      В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

      Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:

    С родимой земли - умри не сходи.

    Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

    Один в поле не воин.

     Храбрость города берёт.

      Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся.

     Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики – устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест.

       Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

        Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.

         Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

       Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

     -Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

     -Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

     -Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

     -Особенностью организации данной работы в детском саду является тесная связь со всеми другими видами деятельности детей. Поэтому организация работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач.

     -Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действие отношения к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

     -Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием)

      -Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей,  основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формирования его личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.

       Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей…) сочетание  с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение).

        Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы.

     -Целевые прогулки и экскурсии .

     -Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада.

     -Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением.

    -Беседы о родном  городе, улице, детском саде.

     -Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видеозаписей.

     -Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок).

     -Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т .д.).

     -Обогащение и стимулирование детского творчества различными средствами.

     -Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

     -Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.

    -Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

      Направления работы по патриотическому воспитанию.

     -Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома. Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.

     -Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.

     -Составление семейных альбомов, стенгазет о семье.

    -Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья».

    -Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба сложна для детей, и можно использовать это направление только со старшими дошкольниками.

     -Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Репин И.Е.) при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.

     Большое    значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках ходят на возложение  цветов.

       В результате такой работы у детей создаются не только представления  о  их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.  А это значит ,  что  мы  формируем настоящих патриотов  нашей Родины,  славных продолжателей дел  дедов  и отцов, ценителей прекрасного, любящих своё прошлое, настоящее и будущее .Именно акцент на  знание истории народа, его родной культуры , поможет в  дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Список литературы:

     1.Занятия по патриотическому воспитанию  в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской.-М.,2011.

      2.Комратова  Н .Г.  ,Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет:  Метод.  пособие .М. ,2007.

     3.Комратова  Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей  6-7 лет: Метод.  пособие. М.,2007.

     4.Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:Метод. пособие.М.,2009.

     5.Маханёва  М. Д. Я-Ты-Мы.М.,2003.

     6.Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006

     7.Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просвещение, 1985.др. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство развития.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

     8. Писарева А. Е., Уткина В. А. Живём в «Ладу» .Патриотическое воспитание в ДОУ :Метод. пособие.М., 2007.

      9.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-стр.45-50.

     10.Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Метод .пособие. М.,2011.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...