Игра-ведущий вид деятельности детей в детском саду.
статья (средняя группа) по теме

Санджигоряева Олзята Александровна
Игра – для детей это воссоздание какой-либо реальности с целью научиться действовать в ней (примером может послужить любая детская игра), на игре построено воспитание ребенка и познание им окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра -  ведущий вид деятельности в детском саду.

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Активная игровая деятельность развивает и активизирует личность ребенка. Это один из выводов, сделанных в результате практической работы в направлении русской культурной традиции.

Известный санкт-петербургский этнограф И.И. Шангина в своей книге "Русские дети и их игры" отмечает: "Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека напряжения всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, честности и справедливости. В игре развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику. Игра, кроме того, позволяет тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, и развивать различного рода способности, заложенные в человеке".

Народный обряд, праздник являются именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Например, осенние "Посиделки" проводят в виде увлекательной театрализованной игры, в помещении группы, стилизованной под русскую избу. На посиделках дети разыгрывают веселые потешки, рассказывают небылицы, пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки. Так же проходит множество и отдельных игр разных видов.

Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь изодеятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, т.к. ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Какое место занимают дидактические игры в детском изотворчестве? Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире.

Дидактические игры:

  • накапливают сенсорный опыт, уточняют представления и знания о свойствах
  • развивают умения выделять сходство и различие между предметами:
  • развивают  глазомер, координацию движения рук и глаз, мелкую моторику;
  • совершенствуют восприятие, внимание, память как произвольную, так и непроизвольную.

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изотворчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной группе может  предшествовать игра "От какого дерева лист".

Дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях):  домино, лото, парные картинки.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать  их загадками, потешками, стихами - это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии  сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом  возрастном  периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием  игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике   прежде всего интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для  развития всех других сторон детской личности.

Основной вид деятельности в каждом возрасте:

  • ранний возраст до 1 года - эмоциональное общение;
  • 1 год до 3 лет - манипулятивная деятельность;
  • 3 - 5 лет - сюжетно-образная игра;

-5-7 лет - сюжетно-ролевая игра;

-7 лет - учебная деятельность.

Деятельность считается основной, так как эта деятельность обуславливает дальнейшее его развитие. Воспитание и обучение должно идти впереди развития. При формировании учебной деятельности следует организовать после игровой, так как  развитие  символической функции в сознании является основой  теоретического  мышления.

Виды игр в дошкольном возрасте:

I группа - где взрослый принимает косвенное участие в игре (сюжетно-ролевая игра, познавательные конструктивные игры);

II группа - обучающие игры, в которой взрослый сообщает ребенку правила программу действий (подвижные, музыкальные, игры драматизации, игры - развлечения, дидактические игры). Соответственно содержанию игр дети используют различные виды игрушек: дидактические, музыкальные, слоги – образные.

При отборе игрушек учитываются их качества:

  1. Функциональность
  2. Эстетичность
  3. Безопасность
  4. Реалистичность
  5. Привлекательность

Игрушки  должны быть доступны детям. В раннем, младшем возрасте -  сюжетно -  отобразительная  игра. Дети отображают только знакомые действия. Дети не осмысливают действия в игре. Задача руководства помочь перенести знания об окружающей  действительности в игру. Помогать осваивать трудовые действия предметов.

В младшем задачи взаимодействия в игре вызывать симпатии к играющим сверстникам,  приучать их играть, не мешая друг другу. Используются реалистические (плоскостные куклы), условные, символические, игровые картинки. Задача  педагога  -  нацелить на возможность переноса полученных знаний в игру. В среднем  возрасте - развитие самостоятельности (дежурства, самообслуживание, трудовые действия в уголке природы). Особое значение приобретают совместная сюжетно-ролевая игра. Успех ее зависит от руководства игрой и знаний детей. С обогащением жизненного опыта игра становится богаче. Переплетаются реалистические и фантастические события.

Наблюдая за детьми, их игровыми интересами и организовывать игру на основе их интересов. Вместе с детьми заинтересованно готовить атрибуты к играм. В художественной литературе чаще показывать взаимодействие и общение людей. Обращая внимание на личные качества людей. В игре создавать проблемные ситуации и не сообщать уже готовую информацию. Собирательные события детям должны быть интересны. При обдумывании плана развития игры в группе необходимо определить для себя:

         1)с какими событиями детей знакомить.

  1. знать, на что конкретно обратить внимание детей.
  2. выбрать эффективную методику
  3. предусмотреть возможность переноса полученных впечатлений в игру.

Обязательна эмоциональность воспитателя. Если воспитатель обладает критическими способностями, то ему не принимать роль. Воспитателю необходимо побуждать детей принимать роли взрослого, отображать в игре разнообразные действия, затем взаимоотношения.

В сюжетно-ролевых играх происходит формирование новых ролевых способов отображения действительности:

  1. эмоциональность - выразительные движения, жесты;
  2. ролевые высказывания;
  3. ролевая беседа.

Задача руководства: формировать у детей ролевые способы отображения действительности, ролевые высказывания, ролевые беседы, разнообразить эмоционально - образные действия.

Воспитательное  значение игры - радость общения, совместность с другими детьми, развить воображение, фантазию, решительность, умение действовать по плану, быстро, четко принимать решения, умение уступать. Происходит познание самих себя.

Литература

  1. М.А. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях».
  2. Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 8, 2005 г.
  3. Дошкольное воспитание № 6, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду

В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...

Творческие задания в музыкально-художественной деятельности детей в детском саду.

Творческие задания в совместной музыкально-художественной деятельности музыкального руководителя и детей в детском саду....

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

Изобразительная деятельность детей в детском саду

Обучение изобразительной деятельности детей...

Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

«Конструирование – самостоятельная творческая деятельность детей в детском саду».

   Самостоятельная деятельность  имеет большое значение в развитии творческих способностей ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточитьс...

Активизация деятельности детей в детском саду по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэ...