Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Константинова Галина Валентиновна

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

(из опыта работы)

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

* особенности дошкольного возраста, 

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). 

Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. 

Целесообразно начинать работу по патриотическому воспитанию с диагностики, которая покажет уровень знаний и сформированности предпосылок у детей в данном направлении. На основании диагностики воспитатель ставит перед собой конкретные задачи.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

- воспитание любви к природе родного края;

- воспитание бережного отношения к родной природе;

- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию предметно-развивающей среды, разнообразию приемов и методов в работе с детьми, тесное сотрудничество и взаимодействие с их родителями.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. В нашей группе созданы:

 Центр «Человек в истории и культуре»:

- Куклы в национальных костюмах

- Макеты: изба, русская печь, колодец, мельница, ладья

- «Словарь старинных русских слов»

- картотека предметных картинок «Традиционный костюм в культуре народов России»

- Демонстрационный материал: «Национальные костюмы», «Как наши предки шили одежду», «Как наши предки открывали мир», «Архитектурные постройки Древней Руси»

- Н/п игры «Мы разные, но мы вместе», «Разрезные картинки», «Славянская семья: родство и занятия», «Ремесла Киевской Руси», «Эволюция транспорта», «Эволюция обычных вещей»

- Методические пособия: О. В. Дыбина «Что было до…», Л. Л. Мосалова «Я и мир»

Центр «Изобразительная деятельность»

Предметы народно-прикладного искусства: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Соломенные игрушки», «Жостовская игрушка», «Мезенская роспись»,

Трафареты достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга

Н/п игры «Русские узоры», «Народные промыслы» - разрезные картинки

Центр «Библиотека»

Русские народные сказки, потешки

Произведения советских, русских писателей

Произведения зарубежных писателей

Портреты русских, советских и зарубежных писателей

«Произведения о ВОВ»

Центр «Музыкальная гостиная»

Картотека народных хороводных игр

Портреты русских, советских и зарубежных композиторов

Музыкальная коллекция «Песни военных лет».

Центр «Петербурговедение»

Картотеки д/и: «Мосты», «Достопримечательности», «Сказочные жители», «Реки и каналы»,

Н/п игры: «Пазлы», «История Санкт-Петербурга», «Разрезные картинки»

Демонстрационный материал.

В различных центрах группового помещения представлены настольно-печатные игры патриотического содержания:

«Государственные праздники», «Моя семья», «Мой дом», «Спасатели», «Государственные символы России», «Российская геральдика», «Уроки этикета»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта», «Театр», «Бюро путешествий», «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь».

Демонстрационный материал:

 «Наша Армия», «Великая Отечественная Война».

Праздники: «День семьи», «День Матери»,«День защитника Отечества», «Блокадный Ленинград», «Международный день трудящихся», «Международный женский день», «День Победы», «День рождения города»

Методы работы, используемые в работе с детьми:
- наглядные;

- словесные;
- практические;

- ИКТ
Вспомогательные: репродуктивный; исследовательский;
- метод проблемного изложения материала;
- рассматривание,
- наблюдение,
- экскурсия,
- образец воспитателя, родителя,
- беседы,
- рассказ,
- художественное слово,

- словотворчество.

Формирование патриотических чувств воспринимается эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как «Отечество», «долг перед Родиной» и т.д. 

Взаимосвязь с родителями:

Родительские собрания: «Приобщение детей к народным традициям», «Воспитание любовью», «Воспитание самостоятельности ребенка в труде».

Консультации: «Патриотическое воспитание в семье», «Как провести выходной день с детьми», «Отец, как воспитатель», «Счастье – это когда тебя понимают».

Экскурсии: «Музей Артиллерии», «Русский музей», «Эрмитаж», «Пискаревское кладбище», «Петропавловская крепость».

Круглый стол: «Чтобы ребенок рос хорошим», «Не обманывайте детей», «Родительский авторитет» «О детской дружбе».

Досуги: «Это русская сторонка», «В здоровом теле – здоровый дух».

КВН: «Сказки Пушкина», «Маршак детям», «мы читаем Чуковского».

Выставки: «Блокадный Ленинград», «Защитники Отечества», «День космонавтики», «День Победы».

 Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...