«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 С. Михалков.

   Какая притягательная сила в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой,   с гордостью рассказывает  гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в этом должны занять педагоги.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

    Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Начиная работу   по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен подумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

  Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что любой край, город неповторимы. В каждом месте своя природа. Их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных,  нефтяники добывают нефть, строители строят дома);  люди неповторимы. Везде свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой город.

– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

– люди берегут и охраняют природу;

– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

   Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

   В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным  своеобразием родного края. Успешность развития  детей старшего дошкольного возраста  при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

   В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учётом регионального компонента необходимо планировать  весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определённой системе.

    Наиболее целесообразно планировать материал по лексическим темам. Работа по каждой теме включает занятие, игры, труд, свободную деятельность, по некоторым темам – праздники. Комплексно -  тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует воспитанию чувств.   Лексические темы  - «Альметьевск – город мой родной», «Республика. Город.  Улица.»,  «Транспорт», «Профессии. Орудия труда» и другие, помогают   ознакомить с  историей, культурой, знаменитыми  людьми города.  

   Патриотическое воспитание дошкольников, прежде всего любви к родному краю, наиболее существенно осуществляется при комплексном подходе, т.е. патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём?

   Воспитатель должен организовывать сообщение этих знаний так, чтобы вызвать у них познавательную активность,   развить любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления, стимулируют детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее наблюдения, тем содержательнее детское творчество. Наблюдения необходимо сочетать с чтением художественных произведений, музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Например, в своей группе мы часто используем стихи

А. Маликова и Винокурова, буклеты об  Альметьевске и других городах Республики.

   Воспитание патриотов – процесс сложный и кропотливый. Он проходит под непосредственным руководством взрослого. При этом взрослые, должны включаться в деятельность детей, вместе с ними трудиться, играть, и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям. Взрослые должны быть примером для ребёнка, в них дети должны видеть все те нравственные качества, о которых им говорят, знакомя с явлением общественной жизни. Только в этом случае работа даст необходимый результат.

   Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением:

история возникновения города:    место нахождения,    показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля;  а с открытием залежей нефти  селение начало расти; объяснить, откуда пошло название города.  

   Одно из занятий было посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказали детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось.  Также объяснили, что  центральные  участки  плоскости герба Альметьевска, покрашенного в голубой цвет, означают большие запасы попутного природного газа, и изображенная нефтяная вышка с рельефными контурами, покрашенными в чёрный цвет, которые поднимаются из девонского пласта нефти, до которого дошло бурильное долото.

история названия улиц города:    рассказ о том, что, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история  города   - Р. Фахретдина, Белоглазова и другие.    

 – здания города:  в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины и др.   Рассказ об особых зданиях, например, церковь, мечеть и др.

 – знакомство с людьми, прославившими наш город

 – места отдыха жителей города:    жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать.     Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями  города, т. к. дети  называют места отдыха горожан в основном – «Панораму», Макдональдс, городской парк.

    Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.   Поэтому свой рассказ сопровождаем  наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками, а также в гостях у детей  побывал  музей.   Родителями был создан альбом на тему «У меня растут года,  будет и 17», в котором они рассказали о профессиях жителей нашего города и собрали иллюстративный материал.  Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

   В процессе рассказа обращаемся  к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому.

   Получив знания дети, используя разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы учатся создавать композиции на темы окружающей жизни. Учатся развивать сюжет игр, расширять игровые замыслы, используя различные источники информации.

Т. О.  постепенно  изо дня в день, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и те...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...